«Театр теней». Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками по технологии «Ситуация»

Лилия Лазарева
«Театр теней». Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками по технологии «Ситуация»

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками

по технологии «Ситуация» на тему «Театр теней»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старшая (5-6) лет

Цель: формирование представлений о театре теней

Задачи: — познакомить с особенностями нового вида театра – теневым;

— научить выполнять основные элементы театральных действий в теневом спектакле: правильно держать силуэт персонажа, располагать его перед экраном и передвигать;

— объяснить последовательность подготовки теневого спектакля и научить применять ее в своей деятельности

— обогащать словарь детей лексикой связанной с искусством театра: постановка, сценарий, персонаж, декорация;

— упражнять в рассказывании сказок по ролям;

— развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

Дидактические материалы: иллюстрации к сказке «Принцесса на горошине», карточки-билетики, письмо.

Оборудование: ширма и экран для театра теней, силуэты для театра.

Предварительная работа: чтение сказки «Принцесса на горошине», дидактические игры «Узнай, чья тень». Рассматривание теней на прогулке, элементарные опыты: «Сделай тень от веточки, ручки…». Беседы с родителями о посещении детьми театра.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи:

— создать психологически комфортную атмосферу;

— мотивировать детей на включение в игровую деятельность

— Здравствуйте, мои хорошие! Какое у вас настроение? Почему?

— Ребята, а вы заметили, что я сегодня улыбаюсь и у меня тоже хорошее настроение? Хотите узнать почему?

— Я вспомнила, как я ходила в театр и смотрела интересный спектакль. Мне очень понравилось (можно из своего опыта сказать что именно).

— А вы были в театре? Вам понравилось? Было интересно?

— А хотите сейчас поиграть в театр?

— Я думаю, мы сможем сегодня поиграть в театр, если сделаем в группе свой театр. Сделаем?

— Ребята, я утром в нашей группе нашла вот это письмо. Интересно, что там? Открывают письмо от Старика Хоттабыча.

«Дети, я могучий и известный волшебник. Могу выполнить любое желание. Но, о горе мне, горе! Загадали мне желание показать одному мальчику спектакль «Принцесса на горошине». Я 1000 лет просидел в кувшине и совсем забыл что такое театр. Какой же я теперь волшебник? Ребята, а вы мне не поможете вспомнить, что такое театр?»

— Не расстраивайся Хоттабыч, наши ребята обязательно тебе помогут.

— Поможем Хоттабычу вспомнить, что такое театр?

2. Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи:

— актуализировать знания детей о театре как месте проведения представлений (афиша, зрительный зал, сцена, занавес, звонок);

— развивать умения разгадывать загадки.

— Ребята, давайте вспомним с вами, всё, что мы знаем о театре и пошлем Хоттабычу письмо, что бы он смог выполнить желание. Но письмо пошлем необычное, вдруг старик Хоттабыч забыл и как читать. Отправим ему письмо в картинках.

А собрать такое письмо мы сможем, путешествуя по волшебной Театральной дорожке. Для этого мы должны выполнить задания по пути. Отправляемся в путешествие.

1-й конверт с заданием (загадка про афишу, объявление).

— Правильно ребята, театр начинается с афиши. Что случилось с нашей афишей? Правильно, ее кто-то порвал (афиши разделена на 4 части). Давайте ее соберем. Собрали. Что мы видим на афише, что узнаем? (Нарисованы принцесса и принц, или другие герои). Про кого будет спектакль?

2-й конверт

— Ребята, посмотрите, а что это у меня в конверте за маленькие бумажные прямоугольники? (Это билеты)

Правильно, для того чтобы попасть в театр, мы должны приобрести билеты. Билет получит тот, кто вспомнит правила поведения в театре (дети называют).

3-й конверт (загадка)

Здесь одежду оставляем,

Куртки, шапочки снимаем.

Получаем номерок —

Что же это? (Гардероб). Можно убрать

4-й конверт (загадка)

Он звонит, звонит, звонит,

Очень многим он велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (Звонок)

Детям задается шутливый вопрос: «А в театре звонок тоже зовет учиться?»

— А для чего в театре нужен звонок? (Дети объясняют). И проигрывают вместе с воспитателем (звенят): звонок 1-й, 2-й и 3-й звонок.

5-й конверт (загадка)

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая – это … (Сцена)

Рассматривают фотографии нескольких театральных сцен. Объясняют для чего нужен занавес.

6-й конверт (загадка).

Артист на сцене – кукловод,

А зритель в зале там — народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр это? (Театр кукол)

Рассматриваю фотографии или картинки театральных кукол (Петрушка, Пьеро, Арлекин).

— Ребята, вы молодцы, все задания выполнили и правильно рассказали о театре. А спектакли на сцене играют самые разные и кукольные, и с людьми- актерами и даже актерами могут быть животные.

— Можем мы собрать письмо и напомнить Хоттабычу, что такое театр? Дети вместе с воспитателем собирают письмо (афишу, билеты, рисунок звонка, фото сцены с занавесом, изображения кукольных героев).

— Вспомнит теперь Хоттабыч что такое театр? Да, вы молодцы, помогли.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

— создать мотивационную ситуацию для дальнейшей аналитической деятельности;

— формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины (под руководством воспитателя);

— формировать умение ставить новую познавательную цель для решения проблемы.

— Ребята, посмотрите, пока мы с вами путешествовали нам пришло еще одно письмо. (Открывают). Оно опять от Старика Хоттабыча. Пишет он, что совсем забыл сказать, ему не просто пожелали поставить спектакль, а театр теней. А он не знает, как надо делать такие спектакли и просит вас помочь ему, рассказать, как они ставятся.

Возникает затруднение.

— Сможем мы рассказать Хоттабычу, что такое театр теней и как надо ставить такие спектакли?

— Почему не можем? (Потому что не знаем, как поставить спектакль в театре теней)

— Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Как ставят спектакль в театре теней).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

— направить детей на поиск решения проблемной ситуации;

— формировать опыт самостоятельного открытия и преодоления затруднения;

— формировать умения выполнять новый способ действий, фиксировать его в речи;

— развивать умения анализировать и сравнивать силуэтые.

— Как мы можем узнать? (Спросить у воспитателя, из книг, сходить в театр)

— Ребята, а давайте посмотрим мой театр теней, который я специально приготовила для вас (или посмотреть видео-спектакль).

На специально изготовленной сцене с помощью ширмы и экрана (можно использовать белую простынь) педагог показывает детям простое мини-представление для театра теней (примерно на 5 мин.). Отрывок сказки с минимумом персонажей, четверостишье, отрывок из песенки (можно включить трек). После просмотра дети отвечают на вопросы:

-Что необычного было в этом спектакле? Как выглядели сказочные персонажи? Чем отличаются от героев обычных спектаклей? Чем отличается сцена от обычной?

Затем педагог предлагает детям рассмотреть фигурки персонажей.

— Силуэтные изображения из черного картона, с обратной стороны которых крепятся палочки.

— Для чего нужны палочки? (Чтобы удобно было держать фигурки)

— Подумайте, а еще для чего? (Чтобы не было видно пальцев рук). Если дети затрудняются ответить, то педагог показывает на экране — если просто держать за фигурку, то рука ее частично закроет и будет непонятно, кто играет в спектакле.

— Возьмите за палочку свою фигурку и подвигайте ее как будто она на сцене. Дети тренируются сначала в воздухе, а затем пробуют на экране.

-Знаем мы теперь как выглядят герои для театра теней? (Да).

— Знаем, как их правильно держать и передвигать за экраном? (Да).

— Что еще вы видели на сцене (дети перечисляют предметы)

— Эти предметы называются декорациями. Для каждого спектакля свои декорации.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

— уточнить знания детей о сюжете сказки «Принцесса на горошине»;

— формировать умение планировать свою деятельность для постановки теневого спектакля (под руководством воспитателя);

— развивать умения видеть и передавать смысловые связи между персонажами (выбор направления профиля силуэтной фигурки);

— развитие мелкой моторики и пластики движения рук;

— воспитывать умения сотрудничать.

— Давайте теперь сами поставим теневой спектакль.

— Вспомните, какой спектакль попросили у Хоттабыча (Принцесса на горошине)

— Помните о чем эта сказка? (кратко вспоминают содержание)

— Подумайте, что мы самое важное должны сделать, чтобы зрители поняли, о чем эта сказка? (Выбрать главных героев).

— Я перед вами разложу разные плоские фигурки людей, зверей. Рассмотрите их и выберите тех, которые подходят для нашей сказки. (Дети выбирают).

— Сказка большая. Всю ее сыграть будет очень сложно. Поэтому мы с вами поставим отрывок из нее (воспитатель предлагает отрывок)

— Рассмотрите другие фигурки (домик, дворец, деревья, кусты, кровать, стул, шкаф и т. п.). Выберите те, которые могут быть декорациями для ситуации из сказки по которой мы ставим спектакль. (Дети выбирают).

— Теперь давайте попробуем сыграть спектакль.

Педагог делит детей на 3 группы: одни актеры, другие декораторы (держат кустики, мебель, третьи зрители.

Зрители помогают улучшить спектакль. Должны сказать, хорошо ли видно героя, не закрывают ли его руки, не видна ли сильно палочка, повернуты ли герои друг к другу. Проигрывается отрывок сказки.

— Молодцы ребята у вас получился очень хороший спектакль.

— Подумайте, а что мы должны добавить в письмо для Старика Хоттабыча? (Силуэтные фигурки героев, фото сцены-экрана)

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

— обеспечить осознание детьми достижение желаемой им цели;

— провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

— Что вы сегодня хотели сделать? (Поиграть в театр).

— Получилось? (Да)

— Где побывали? Что нового узнали?

— Кому помогли и чем? Какие новые знания и умения для этого пригодились?

— Как вы думаете, скажет ли вам Старик Хоттабыч спасибо?

— Конечно да, вы молодцы, много сегодня узнали и помогли ему.

Сказки для постановок.

Этот раздел станет полезным и интересным для тех, кто в своей работе уделяет внимание технологиям Сказкотерапия и театрализованная деятельность.

Стало доброй традицией для наших детей заканчивать учебный год большим внеклассным событием, которое готовится всеми специалистами, педагогами, а также родителями, которого с нетерпением ждут все: и взрослые, и дети в возрасте от 7 до 15 лет… Это событие — Фестиваль театрализованных представлений «Тайны волшебных сказок». Он проводится вот уже 5 лет и участвуют в нем ВСЕ: главные действующие лица — дети: они артисты и художники. Взрослые готовят их к выступлениям, сами шьют кукол, репетируют роли, готовят декорации, назначают даты спектаклей. Ежегодно проводится не менее 10 спектаклей…Нет, нет, не пугайтесь…не за один день. Фестиваль сказок проходит в течение последнего учебного месяца, потому что мы предоставляем возможность выступить каждому ребенку. В день — ребята показывают не более двух пектаклей. Педагоги готовят игровые программы, которые проводят сразу после спектаклей, таким образом, каждый день становится большим сюрпризом и событием. Ребята 1-3 классов представляют кукольные спектакли; 4 — 7 классов становятся сами артистами.
За годы выступлений накоплен богатый материал для постановок спектаклей (очень трудно бывает найти простой сценарий, многие сказки переделывали, сокращали, писали с мультфильмов для того, чтобы детям с ОВЗ несложно было учить роли). Хотим поделиться опытом своей работы. И еще, кто не пробовал с детьми ставить спектакли, попробуйте! Каждый ребенок получает от этого не только удовольствие, но и учится очень многому!

Сценарий постановки теневого театра по сказке «Красная шапочка» материал по развитию речи (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Сценарий

постановки теневого театра

по сказке «Красная шапочка»

Возрастная группа: подготовительная логопедическая

Выполнил:

Воспитатель

Шакирьянова А.З.

Имеющаяся категория: высшая

Стаж работы: 22 года

Туймазы 2019 год

Цель:

— развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализации сказки Ш.Перро «Красная Шапочка».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей создавать выразительные образы героев сказки с помощью интонации, силы голоса

— учить проводить самоанализ собственной деятельности

— активизировать в речи употребление сравнительных прилагательных: короткая, длинная, большая, маленькая

Коррекционно-развивающие:

— развивать речевую активность;

— развить творческие способности: выразительность речи, движений;

— развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

— развивать слуховое внимание, интерес к сценическому искусству;

— развивать память, внимание

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать интерес к драматизации, доброжелательность, чуткость;

дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Интеграция образовательных областей:

— речевое развитие;

— социально-коммуникативное развитие

Средства реализации:

— экран для показа теневого театра;

— лампа настольная;

— 2 парты;

— 2 ширмы;

— герои сказки, вырезанные из черного картона: Красная Шапочка, мама, бабушка, волк, два охотника;

— декорации для оформления экрана: деревья, дом, облака, солнце;

— музыкальная фонограмма

Словарная работа:

Мельница, любить без памяти, распороть брюхо, невредимые, потоньше.

Предварительная работа:

— чтение сказки «Красная шапочка»

— слушание аудиосказки

— разбор сказки по ролям

Методы и приемы:

— беседа по сказке;

— вопросы;

— использование художественного слова;

— рассматривание иллюстраций по сказке;

— рассказ воспитателя;

— показ теневого театра детям

Сценарий театрализованной деятельности:

Вводная часть:

(под музыкальную фонограмму в зал выходит сказочник Шарль Перро)

Сказочник: Здравствуйте, дорогие гости и друзья! Я рад вас видеть. У меня сегодня прекрасное настроение, а у вас? Сегодня мы отправимся с вами туда, где есть афиша, занавес, сцена, актеры. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр. А вы знаете, что театры бывают разные? Кукольные, музыкальные, драматические, ледовые шоу, уличные театры…

Сегодня вы побываете в необычном театре, театре теней. Герои этого театра необычные. Они все черного цвета и сделаны из картона. При помощи освещения наши персонажи оживут за этой ширмой, и вы увидите театрализованное представление.

Чтобы узнать сказку, которую сейчас покажем, отгадайте загадку:

В гости к бабушке пошла.

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил.

Дети: Красная Шапочка

Сказочник: Правильно, эта сказка называется «Красная шапочка». А написал ее я – французский писатель – сказочник Шарль Перро. И так, начинаем.

Тише, дети, не шумите.

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем

И расскажем и покажем.

Показ теневого театра

(Звучит музыка, в зале выключается освещение, включается настольная лампа. Дети за ширмой с помощью картонных героев показывают сказку)

Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили:

— Вот Красная Шапочка идет!

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

— Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк.

— Куда ты идешь. Красная Шапочка? – спрашивает Волк.

— Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

— А далеко живет твоя бабушка?

— Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: Тук-тук!

— Кто там? – спрашивает бабушка.

— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, — отвечает Волк, – я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

Волк дернул за веревочку – дверь и открылась.

Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.

Скоро она пришла и постучалась: Тук-тук!

— Кто там? – спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.

Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды, и ответила:

— Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!

Волк откашлялся и сказал потоньше:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.

Красная Шапочка дернула за веревочку, дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

— Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной!

Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:

— ББабушка, почему у вас такие большие руки?

— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие уши?

— Чтобы лучше слышать, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

— Чтобы лучше видеть, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил.

Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.

(Звучит финальная музыка, дети – артисты выходят из-за ширмы со сказочными картонными героями, демонстрируя их зрителям)

Сказочник:

Артистами ребята побывали

И сказку, вам, ребята, показали.

Артисты, зрители—все были хороши!

Похлопаем друг другу от души!

(Сказочник представляет зрителям артистов по именам)

Итог:

Сказочник: Как называлась сказка, которую вам показали?

Дети: Красная Шапочка

Сказочник: Кто автор этой сказки?

Дети: Шарль Перро

Сказочник: Как называется этот вид театра, с помощью которого вы увидели представление?

Дети: Теневой театр

Сказочник: Надеюсь, вам понравилась наше театрализованное представление. До новых встреч.

Сценарий
«Бабушкина сказка, рассказанная на ночь»
теневой театр
музыкальный руководитель Тараторина Наталия Юрьевна,
Действующие лица:
Бабушка, Рассказчик — взрослые
Внучка — девочка
Танцовщицы: листочки, снежинки, цветы, насекомые
Куклы для теневого театра – озвучивают дети
1 сцена: Заяц, Зайчата — 3 , Медведь, Белка, Ёжик
2 сцена: Девочка, Ёлочки 2 шт., Волк, Лиса, Медведь
3 сцена: Заяц, Лиса, Медведь, 2 собаки, Петух
Музыка и танцы подбираются музыкальным руководителем на выбор, можно использовать ранее разученные.
Декорации: комната, у стены стоит бабушкин сундучок, кроватка, теневая ширма чуть сбоку перед ширмой, за ней уже горит лампа
Звучит музыка, на кроватке сидит Бабушка, вяжет, Внучка перед ней на коврике играет с игрушкой. Слышен бой часов, на часах 21.00
Бабушка
Внучка, хватит веселиться:
Спать уже пора ложиться.
Внучка
Не хочу я вовсе спать:
Я хочу ещё-ё играть.
Бабушка откладывает вязанье. Встаёт, берёт за руку Внучку, игрушку, ведёт её к кроватке, укладывает спать, рядом с ней кладёт игрушку, вязанье лежит рядом на стульчике.
Ночью все спать должны:
И деревья, и слоны
И ты глазки закрывай:
Поскорее засыпай! Поправляет игрушку
Вот и кукла спать ложится
Внучка
Что-то, бабушка, не спится
Чтоб закрылись на ночь глазки,
Расскажи, бабуля, сказку!
Бабушка
Сказку? Расскажу, пожалуй.
Полежи чуть-чуть, не балуй!
Грозит пальчиком Внучке, та привстаёт, отрицательно мотает головой. Бабушка встаёт, несёт вязанье в сундучок, задерживается около него, достаёт оттуда осенний листочек возвращается к Внучке. Внучка в это время внимательно следит за бабушкиными действиями. Когда та возвращается, быстро ложится в кровать. Бабушка присаживается к Внучке, показывает осенний листочек
Бабушка
Ветерок дорожки подметает:
Наступила осень золотая.
Лист осенний с ветки оторвался,
К нам с тобою в гости он собрался.
«Баю-баю!» — песенку поёт.
Пусть он ( кому? — имя девочки) сказку принесёт
В зале гаснет свет, звучит музыка, из-за ширмы выбегают девочки-листочки, исполняют танец листочков.
В это время за теневой ширмой готовятся к представлению, которое начнётся сразу после ухода танцовщиц.
Сцена первая
Бабушка
Однажды погожим, осенним деньком
Погода стояла чудесная:
Всё танцевало и пело кругом –
В лесу лилась музыка нежная.
Заботливый Заяц с тяжёлым мешком
По лесу домой возвращался.
Фигурка ёжика с мешком движется на теневой ширме
Он яблок набрал, друзей угощал
Всех, кто в пути повстречался.
Он яблоки нёс своим малышам:
Мешок по дороге порвался.
Но Заяц не видел, он к дому пришёл, появляется домик
И громко в дверь постучался стук в записи
«Кто там?» спросили Зайчата его
Заяц тот час отозвался
«Откройте, зайчата, ваш папа пришёл,
Еле до дома добрался!
Яблок принёс я вам на обед» звук открывшейся двери, выбегают Зайчата с криком «папа пришёл!»
Глядь, а мешок-то порвался.
Зайчата хором
Кушать как хочется, сил уже нет!
Видимо «пусто» у нас на обед!
Заяц
Что делать, придётся обратно идти,
От яблони снова яблок нести.
Бабушка
Но близится ночь, уж светит луна,
Дорога опасностей всяких полна.
Но вдруг из-за леса возник силуэт показывается фигурка ежа, через плечо палка, на которой висит корзиночка
Зайчишка 1
Идёт, вроде, кто-то.
Мне кажется? Не-е-ет!
Смотрите, к нам Ёжик спешит по дорожке!
Зайчишка 2
И, вроде бы, что-то несёт он в лукошке.
Подходит ёж
Ёжик
Ежиха послала из ягод варенья
И благодарность за угощение:
Яблоки вкусные, съели внучата!
Ну, побегу, до свиданья, Зайчата! Убегает, Зайчата кричат: «Спасибо, дядя Ёжик!»
Бабушка
Ёж ушёл, тут Белка скачет!
Появляется фигурка белки
Белка
Добрый вечер всем, Зайчата!
Не могла утра дождаться,
Вот решила пробежаться:
Вам гостинцев принести,
Орешки в дар преподнести
Вам за яблоки, Зайчата,
Насобирали их Бельчата.
Отдаёт орешки, Зайчата говорят: «Спасибо!» Белка убегает, появляется из-за леса Медведь
Бабушка
Лишь только Белка ускакала,
А по дороге уж идёт
Медведь –
Зайчатам мёд несёт.
Медведь
Примите угощенье, братцы,
Не смейте даже отказаться.
За доброту твою, Косой,
Прими в подарок мёд лесной. Отдаёт бочонок, Зайцы говорят «Спасибо!», Медведь уходит, Зайчата прыгают
Зайчонок 3
Вот теперь, сомнений нет,
Будет вкусным наш обед!
Бабушка
Сказка закончилась.
Помни всегда:
В мире должна побеждать ДОБРОТА!
Звучит музыка, Бабушка смотрит на Внучку, поправляет одеяло, встаёт
Внучке нужно отдыхать,
Что ж, и мне пора в кровать.
Листочек кладёт в сундучок, сама уходит за ширму. Встаёт Внучка.
Внучка
Ни за что не стану спать,
Я давно хочу узнать:
Откуда бабушка так много сказок знает?
И помнит все, не забывает.
Оглядывается, прикладывает палец к губам, идёт на цыпочках к сундуку
Кажется, я догадалось,
Только посмотреть осталось!
Одним глазком я загляну
Воспитатель-рассказчик
Отправилась Внучка к бабушкиному сундуку
Внучка открывает сундук. Ах-ает!
Внучка
В сундуке, вот чудеса.
Разбегаются глаза,
Теперь я знаю: точно тут
Сказки в сундуке живут.
Обращается к зрителям
Только не подозреваю:
Как же сказки оживают?
Достаёт из сундука снежинку, в записи слышен звук метели, начинается музыка, выбегают из-за ширмы девочки-снежинки, исполняют Танец снежинок, (освещают их лучи от фонариков из зала). Внучка присаживается на стульчик, наблюдает за ними.
По окончании танца девочки убегают, теневая ширма «оживает». Ёлочки, сугробы.
Сцена вторая
Рассказчик
Быстро осень пролетела,
В чистом поле побелело,
Снег укрыл кусты, дома:
Это к нам пришла зима.
Слышен скрип снега, выходит Девочка
Девочка
Скоро праздник, Новый год.
Кто нам ёлку принесёт?
Ведь без ёлки Новый год
Никогда к нам не придёт.
Я в лес отправилась одна,
Ёлку принесу сама.
Двигается к ёлочкам, ёлочки качаются
Ёлки
Помоги-и-ите, помоги-и-ите,
Не руби-и-и-те! Не губи-и-ите!
Прибегают Лиса, Волк, Медведь
Волк
Стой! Не смей! Не трогай ёлку!
Пропадёт она без толку!
Встретит с вами Новый год
И на свалку попадёт!
Девочка
Но без ёлки Новый год
Никогда к нам не придёт!
Медведь
Ёлочка не виновата, в том,
Что не придёт к ребятам.
Мы в обиду не дадим,
Вместе ёлки защитим!
Девочка
Что же делать, как мне быть?
Где мне ёлку раздобыть?
Лиса
Я вчера сама слыхала,
Как Сорока рассказала
О том, как в городе бывала,
По магазинам полетала.
Мол, чего там только нет,
Кроме колбасы, конфет
Сапожки расписные, шубки меховые,
Ну, а ёлочек не счесть:
В каждом магазине есть.
Все в игрушках, серебре,
В шишках, звёздах, мишуре.
Чтобы ёлку не губить,
Можно ёлочку купить.
Встретишь Новый год и: Ах!
Ёлочку убрали в шкаф,
Чтобы в Новый год
С ёлкой не было хлопот!
Ёлочки хором грустно
Ох, устали мы бояться:
Разучились мы смеяться!
Девочка
Не пугайтесь: буду знать,
Где мне ёлочку искать.
Медведь
И другим скажи ребятам –
Ёлочку губить не надо!
Волк
Ну, а если не купить:
Ёлку можно смастерить.
Из бумаги, из картона,
Мишуры, из макарон
Девочка
Да, я помню, мы в детском саду
Так мастерили ёлку одну.
Медведь
Вот по тропочке лесной
Возвращайся ты домой.
Лиса
Ну, а ёлочкам в лесу
Мы сами наведём красу.
Все хором
До свида-а-а-ния! Девочка уходит
Волк
Развесим на ветвях хлопушки,
Бусы, огоньки, игрушки
Медведь
У ёлки встанем в хоровод
Все хором
Встретим вместе Новый год!
Рассказчик
Девчушка ушла, а ёлки остались:
Спасибо друзьям, они постарались.
С тех пор в Новый год со звездой на макушке
Радует ёлочка наших зверюшек.
Зажигаются огоньки на ёлке(ёлочная гирлянда), звучит новогодняя музыка. Выключается свет за ширмой, декорации убираются, включается свет, Внучка убирает снежинку в сундук.
Внучка
Теперь я знаю точно: тут показывает на сундук
Сказки в сундуке живут! Заглядывает снова в сундук
Ой, цветок, достаёт цветок засох совсем
Он в сундуке лежит зачем?
Выполняет движения руками, цветок раскрывается, девочка Ах-ает, звучит музыка
Из-за ширмы выбегают девочки-цветы, исполняют Танец цветов, по окончании танца убегают, свет в зале гаснет, Внучка присаживается на стульчик.
Сцена третья
Рассказчик-воспитатель
Жили-были Заяц и Лиса. Жили они дружно и решили построить дом. Но не смогли они решить: из чего же дом строить. И тогда решили сделать каждый по-своему. Заяц построил дом из брёвен – избушку лубяную. А Лиса слепила дом из снега, снег затвердел, и получилась избушка ледяная. Но пришла весна, и избушка ледяная растаяла, Лисе негде стало жить. А Зайчишка живёт, не переживает. У него в избушке тепло, сухо, уютно.
Во время рассказа появляется избушка, около неё зайчик. Звучит музыка, Зайчик поёт песенку.
Песенка Зайчика, (по выбору музыкального руководителя). Пока он исполняет песенку, появляется Лиса, подходит к нему.
Лиса
Заинька, друг милый,
Дай, ты, мне набраться силы,
В дом пожить пусти Лисицу,
Дай поесть, налей водицы.
Рассказчик
Заяц Лисоньку впустил, Лиса и Заяц заходят в домик
Накормил и напоил,
Ну, а хитрая плутовка
Обманула Зайку ловко. Слышен скрип дверей, выскакивает Заяц, звуки захлопнувшейся двери.
Из дома Зайца прогнала,
Дом его отобрала. Зайка плачет
Собаки Зайцу помогали, бегут две Собаки, подходят к домику
Но Лисицу не прогнали
Лиса
Как выскочу, как выпрыгну
Пойдут клочки по закоулочкам!
Собаки обращаются к Зайцу
Ты, Зайчонок, нас прости,
Но боимся мы Лисы. Убегают, Зайка плачет, идёт Медведь, подходит к нему
Рассказчик
Зайке не смогли помочь,
Поскорей умчались прочь.
Медведь Лисицу выгонял,
Злодейку тоже не прогнал.
Медведь
Отчего грустишь, Косой
Заяц
Занят домик мой Лисой,
Прогнала меня воровка,
Выгнала из дома ловко.
Медведь
Вот сейчас задам я ей:
Зачем обманывает друзей?
Медведь подходит к домику, слышен злой голос Лисы
Лиса
Как выскочу, как выпрыгну
Пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь отбегает от домика
Медведь
Ты прости меня, Косой,
Но мне не справиться с Лисой. Убегает, Зайчик продолжает плакать, выходит Петух с косой на плечах, подходит к Зайцу, бодро говорит
Петух
Не грусти, не плач, зайчишка,
Сейчас спасём мы твой домишко! Походит к домику, Заяц за ним
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу Лису посечи:
А ну, слезай, Лиса, с печи!
Лиса жалобно
Одева-а-а-юсь!
Петух
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу Лису посечи:
А ну, слезай, Лиса, с печи!
Лиса
Умыва-а-а-юсь!
Петух
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу Лису посечи:
А ну, слезай, Лиса, с печи!
Лиса выбегает из домика
Помоги-и-и-и-те!
убегает, за ней бежит Петух, потом возвращается к Зайцу
Заяц
Вот спасибо, Петушок!
Рассказчик
Так Зайке Петушок помог.
Теперь вдвоём живут друзья,
А сказка кончилась моя.
Звучит музыка, Внучка встаёт со стульчика, кладёт цветок в сундук. Включается свет в зале, входит Бабушка
Бабушка
Не спии-и-т, ну, внучка — Егоза!
Внучка плаксиво
Не закрываются глаза-а!
Бабушка замечает открытый сундук
А кто сундук мой открывал?
Кто в него свой нос совал? Обращается к детям
Я скажу вам без сомненья,
Что нельзя без разрешенья
Чужие вещи доставать,
Их смотреть, перебирать
Внучка
Ба-а-а-бушка, я любопытство
Не смогла своё унять.
Где живут все твои сказки
Захотелось мне узнать.
Бабушка
Ну, узнала? Внучка кивает головой вот и ладно
А теперь ложись в кровать
Внучка
Обещаю, в твои вещи
Без спросу нос свой не совать!
Бабушка
Закрывай скорее глазки
Внучка
Баб-а-а-бушка, а на ночь ска-а-а-зку! Бабушка утвердительно кивает головой, внучка укладывается спать, бабушка достаёт из сундука стрекозу, звучит музыка, выбегают девочки-бабочки и стрекозки исполняют Танец бабочек, за теневой ширмой «кружится» Стрекоза
Бабушка под конец танца, когда стихает музыка
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела
Рассказчица
Только вымолвить успела: глянь,
А внучка засопела.
Бабушка
Не успела досказать,
На часах-то уже полночь.
Что ж и мне пора в кровать.
Звучит бой часов, гаснет свет за теневой ширмой, девочки, исполняющие танец насекомых, убегают, общий свет выключается.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15

В комнате темно и слышны лишь небольшие шорохи последних приготовлений, как вдруг загорается свет. Он упирается в экран белого листа. Папа последний раз прочищает горло, а на сцене появляется первый силуэт. И сказка оживает…

Теневой театр — это отличный способ устроить волшебное представление, занять и успокоить деток, развить воображение ребенка или просто уложить ребенка спать. При этом воображение крохи работает на все 100, ведь в силуэте ребенок будет пытаться угадать бабушку, собачку или мышку. Нежный и родной голос из-за кулис ведёт рассказ о далеких (или не очень) странах, о ребятах и зверятах, о добре, зле и о самом настоящем волшебстве. И всё это можно сделать своими руками из подручных средств всего за 15 минут.

Организовать сцену для теневого театра можно из старой коробки и из нее же вырезать силуэты главных героев, включить лампу и сказка оживёт прямо на глазах. Итак, приступим.

1. Делаем сцену

На дне старой коробки намечаем прямоугольник для экрана.

Контур не обязательно делать прямоугольным. Края можно скруглить и добавить декоративных узоров. Тем самым коробочка для теневого театра приобретёт абсолютно волшебный вид.

Вырезаем отверстие.

Окрашиваем эту дырявую коробку (пункт необязательный, но так она будет выглядеть аккуратней).

С внутренней стороны наклеиваем лист бумаги, по размерам слегка превосходящий отверстие.

2. Герой на палочке

На листе рисуем персонажей сказки, а лучше распечатываем готовые шаблоны.

Вырезаем персонажей, наклеиваем на картон любой плотности. Вырезаем силуэты и фиксируем на палочке. Для этого подойдёт изолента, клеевой пистолет или скотч. Я использовала изоленту и клеевой пистолет, чтобы уж наверняка)

Я использовала кулинарные шпажки, но также для этого хорошо подойдут палочки-эскимо, старые стержни или карандаши.

Также готовим декорации (окружающую героев обстановку). Для этого просто вырезаем их из картона любой плотности. Чем толще будут декорации, тем сложнее их будет вырезать, и тем проще будет их фиксировать у экрана.

3. Lifehacks

  • крепление декораций

По периметру можно закрепить полоски картона, в которых будет удобно фиксировать декорации.Все, сцена для театра теней готова.

  • отверстие снизу

Чем дальше герои находятся от экрана, тем более размытыми кажутся их силуэты. Чтобы сохранить устойчивость сцены, но иметь доступ «за кулисы», я сделала отверстие в опорной стенке. Тем самым герои стали ближе к экрану, а управлять ими стало легче.

  • крепление героев

Удержать всех героев в одной руке практически не реально. Даже с «Курочкой Рябой» было сложновато. Для того, чтобы не держать в руке неактивных персонажей, сделаем небольшие надрезы у основания сцены. Эти надрезы хорошо удержат героев на небольших шпажках. Если вы используете, например, палочки эскимо, то надрезы будут немного иными.

4. Делаем шоу

Теневой театр своими руками почти готов, осталось установить нашу конструкцию. Позади ставим лампу и направляем на экран. А далее следуем сценарию и становимся режиссёрами-постановщиками.

Для Вашего удобства я подготовила несколько шаблонов для самых первых и простых в постановке сказок. А для сказок «Колобок» и «Теремок» Вы там найдёте отличные тексты в стихах.

Вот одна из первых наших постановок. Там хорошо видно как трудно было управляться с героями до этого.

Волшебных Вам вечеров!

Ёлка Алёнка, или новогодний теневой театр

Дел предпраздничных очень много, но это не оправдание затишью в блоге, ведь мне есть, о чем рассказать, да и тем накопилось немало. Пока хочу раскрыть тайну грядущего воскресного вечера. Мы с Агатой решили подготовить и представить первый серьезный спектакль ее любимым гостям — бабушкам и дедушкам. Идея домашнего театра уже была реализована нами чуть ранее, примерно в 3,5 года Агаты, но только сейчас я вижу подлинный интерес у малышки к этому виду игры-искусства.

Выбрали мы давно обожаемую «Елку Алёнку» Елены Липатовой. Эта книга два года назад помогла уговорить Агату проститься с елочкой на исходе зимы, а теперь вот выступила в ином качестве — стала основой для сценария. Основа сюжета — побег маленькой елки из московской квартиры, отправившейся в лес искать свою маму. На пути ей встречаются пассажиры маршрутки, девочка в поезде, деды морозы сопровождают ее до места, в конце все счастливо празднуют Новый год. Простая, но оригинальная история, которая вряд ли оставит зрителей равнодушными.

Мне, как всегда, хочется много порассуждать, удариться в воспоминания… Однако, видя на часах 4 утра, я буду краткой

Вот, что у нас получилось, и как это будет выглядеть на премьере:

Источник света находится посередине, а вокруг него перемещаются нарисованные декорации. Давно я гадала, куда бы пристроить пару пялец, вот и нашлось им применение Понадобились еще деревянные шпатели (они продаются в аптеках), рулон тонкой бумаги, клеевой пистолет.

После того, как был готов каркас, работа долгое время не могла возобновиться: звери из Агушиного шкафа не желали признать это сооружение сценой, а решили использовать его в качестве карусели.

Хитрыми уговорами и обещаниями сделать аналогичную конструкцию специально для дочкиного парка развлечений мне удалось выманить каркас сцены обратно. Далее мы вместе оклеили его двустронним скотчем — только внешнюю сторону каждого пяльца — и после «прокатили» по листу бумаги (хорошо подошла упаковка от икеевской мебели).

Края я загнула и подклеила изнутри — получился барабан, только без обеих плоских сторон. Сначала он был у нас без ножек, но особенности лампы внутри потребовали сцену приподнять, чтобы свет рассеивался равномернее. Еще четыре шпателя было пущено в ход Жаль, что я не художник, и даже не учусь, поэтому делаем скидку, рассматривая мои «творения». Но, как бы там ни было, даже наспех нарисованные композиции, сменяющие друг друга во время повествования, создают неповторимую атмосферу тепла и уюта. Хочется еще дополнить их мелкими деталями.

До настоящего момента мы с Агатой не решили, кто именно из бумажных кукол примет участие в первой версии спектакля, поэтому сделали с ней большинство героев сказки. Но мне кажется, что для детей помладше можно организовать театр и с меньшим количеством персонажей.

Файлы доступны для скачивания. Надеюсь, что детей, сопереживающих маленькой Аленке, станет больше

Каждую картинку надо распечатать дважды и вырезать, в середину вклеить деревянную палочку-шампур. У меня в последнюю минуту появилась мысль сделать несколько элементов на прищепках, которые по ходу развития сюжета можно цеплять на верхнюю часть сцены (так, например, букву А — остановку, купол от кассы — над окном, дома, которые испугали Аленку; сову рядом с лесом; может, даже пару машин и т.д.) Будем экспериментировать, ведь генеральная репетиция только завтра состоится.

Теперь о тексте. Оригинал сказки для театральной постановки я немного сократила, чтобы действие казалось более динамичным. Если у вас нет книги, вы можете использовать наш урезанный вариант и разыграть сказку по нему. В скобках я делала отметки, что должно происходить в это время на сцене. Конечно, без подробностей, ведь Агата будет разыгрывать сказку вместе со мной, и, что сделают ведомые ею куклы, предсказать пока сложно

Алёнка – не взрослая ёлка – девчонка.

У Ёлки Алёнки зелёная чёлка.

(Над сценой в это время находится обычная елка)

Алёнку купили на Рижском вокзале.

– Какая красавица! – люди сказали,

Шарами украсили каждую ветку

И весело штепсель воткнули в розетку.

(Елка помещается за нарисованное окошко)

Горели огни, и блестели хлопушки,

Серебряный дождь и звезда на макушке,

И бусы звенели стеклянно и тонко…

Весь день у окна простояла Алёнка…

Смотрела во двор на деревья в снегу

И думала: «Я всё равно убегу!»

(Фигурка елки меняется на елку-Аленку и выходит на «улицу»)

Алёнка легонько толкнула защёлку,

Поправила бусы, пригладила чёлку,

Ботинки примерила – для маскировки,

Надела пальто и бегом – к остановке!

Сверкали афиши и хлопали двери,

(Хаотично перемещаются машины по дорогам)

По улице мчались рогатые звери,

Гудели, пыхтели и фыркали! – СТРАХ!!!

И люди сидели у них в животах!

(Прищепкой на край сцены прикрепляется буква А)

Спросить бы дорогу! Но, право, неловко…

Висит на столбе буква А – ОСТАНОВКА

– Ура! – прошептала беглянка устало. –

Автобус меня довезёт до вокзала.

(Силуэт автобуса проезжает над сценой)

Алёнка – не взрослая ёлка – девчонка!

В салон незаметно прокралась Алёнка,

За чьей-то спиной притаилась в сторонке…

(Далее в разговоре участвуют еще три силуэта дамы, гражданки, старушки)

– Чья ёлочка? – крикнула дама в дублёнке.

– Моя! – заявила гражданка в ушанке.

От страха флажки затряслись у беглянки!

– Неправда! – вмешалась старушка в платочке. –

Я ёлочку эту купила для дочки.

Гражданка в ушанке схватила Алёнку,

Алёнка упала на даму в дублёнке,

Старушка в платочке пихнула гражданку…

Водитель сказал: «Прекратить перебранку!»

(Далее силуэт Аленки выходит из автобуса)

Тут дверь отворилась… Ура! Остановка!

Алёнка протиснулась к выходу ловко,

Упрямо тряхнула зелёною чёлкой…

– Я вовсе не ваша! – подумала ёлка. –

Из дома ушла, и от вас убегу,

В любую погоду – а метель и в пургу!

(Над окном прищепкой прикрепляется крыша кассы)

С толпою Алёнка дошла до вокзала

И в кассе тихонько билет заказала.

Её не расслышал усталый кассир.

– Куда вам, гражданка? – он важно спросил.

– До Ёлкино… – Ёлка шепнула в ответ.

Кассир улыбнулся и дал ей билет.

(Над сценой проезжает паровоз с Аленкой)

Алёнка к вагону бежит во весь дух!

– Ду-ду!.. – закричал паровоз. – Чух-чух-чух!

И стукнуло что-то, и звякнуло что-то!..

Поплыли дома, фонари и ворота.

Мы едем! Мы едем! Всё дальше!

Ту-туууу!.. И поезд, и поезд нырнул в темноту.

(В сцене участвуют силуэты девочки и Аленки, фигурки «сидят» в купе)

Алёнка присела в углу, у окошка.

Сначала она оробела немножко…

К окну отвернулась, подняв воротник.

– Не надо ли чаю? – спросил проводник.

– Спасибо, – шепнула, смущаясь, Алёнка.

Напротив Алёнки сидела девчонка.

Девчонка на ёлку смотрела украдкой,

В руке у девчонки была шоколадка.

– Отличный костюмчик! – сказала девчонка. –

Шары и хлопушки, зелёная чёлка!..

Она – нарисована или из шёлка?

Ты выглядишь, как настоящая ёлка!

— Я еду до Ёлкино… – Ёлка сказала

И важно зелёный билет показала.

(На прищепке прикрепляются дома над пустой платформой)

Мигнул светофор – показалась платформа.

Алёнка к дверям подбежала проворно.

Но где же деревья, родные поляны?..

Её окружали дома-великаны!

Алёнка – не взрослая ёлка – девчонка!

– Ах, что же мне делать? – шепнула Алёнка. –

Я… к маме… хочу… Я устала… – И – в слёзы!

(Появляются два Деда Мороза)

Вокруг – никого, только деды Морозы.

Два деда Мороза – Иван и Игнат –

С мешками подарков на праздник спешат.

– Я… к маме хочу! – повторила Алёнка

И шмыгнула носом – совсем как девчонка.

– А где твоя мама?

– В лесу, на поляне…

Морозы вздохнули: «Дела – как в романе!»

– Что делать? – спросил дед Игнат у Ивана. –

Мы толком не знаем, где эта поляна.

– К тому же там волки! – добавил Игнат. –

Они нас на ужин в два счёта съедят!

– Не бойся! Я знаю волшебный стишок! –

Иван и Игнат развязали мешок,

Достали фонарик, и лыжи, и санки:

– Поехали маму искать на полянке!

(Все силуэты едут по лесу)

Засыпаны снегом дубы и берёзы,

Толкаются палками деды Морозы.

Старуха-осина скрипит, как пила.

Суровые совы глядят из дупла.

(Маленьким фонариком создается «мигание глаз»)

У-ууу!.. Что это? Ветер?

А может быть – ВОЛКИ?

Два глаза сверкнули в кустах, возле ёлки!

Глаза в темноте, как окошки, горят!..

– Ну, что же ты? – крикнул Ивану Игнат. –

Скорей вспоминай свой волшебный стишок,

А то нас волчище сотрёт в порошок!

Ам-ам! – и проглотит, как двух перепёлок!

У нас с тобой нет ни когтей, ни иголок.

– Скорее! – шепнула Алёнка Ивану. –

Я, кажется, вижу родную поляну.

Там мама! Она защитит нас от волка!..

(Появляется мама-елка)

Им лапой махала огромная ёлка

И волку грозила: – Попробуй-ка, тронь!

И тут загорелся бенгальский огонь!

(Рассказчик зажигает огонь и держит его в руке, актеры продолжают играть)

Ура! Мы пришли в новогоднюю сказку!

И снял серый волк карнавальную маску…

Снял хвост из мочалки и нос из картонок…

– Ага! Испугались? – хихикнул зайчонок. –

Вы думали, тут настоящие волки?

Вокруг улыбались знакомые ёлки!

…И бусы звенели, и звезды горели!

Пустились вприсядку столетние ели!

Два Деда Мороза плясали фокстрот –

Пробили часы, и пришел НОВЫЙ ГОД!

Вот пишу-пишу пост , а у самой новые идеи крутятся, как еще дорисовать декорации… Кукол, кстати, можно приподнимать и над сценой, как на последней фотографии. Автобус, поезд будут тоже двигаться именно там.

Хочу, чтобы вдохновение, неожиданно посетившее меня и не дающее теперь спокойно спать, передалось и вам! До встречи!

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *