Сколько существует степеней Рая и кто будет удостоен высочайшей?

Сколько существует степеней Рая?

Ответ:

  1. Джаннатун-Наим: «Сделай меня одним из наследников Сада блаженства» (аш-Шуара 26/85) (аль-Маида 5/65; ат-Тауба 9/21; Юнус 10/9).
  2. Джаннатуль-Адн: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из сотворенных. Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (аль-Беййина 98/6/8) (ат-Тауба 9/72; ар-Рад 13/23; ан-Нахль 16/31).
  3. Джаннатуль-Фирдаус: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса» (аль-Кяхф 18/107).
  4. Джаннатуль-Мава: «Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады пристанища станут угощением за то, что они совершили» (Саджда 32/19).
  5. Дарус-Салям: «Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (Юнус 10/25).
  6. Даруль-Хульд: «Он поселил нас по Своей милости в Вечной обители, где нас не коснется ни усталость, ни изнеможение» (Фатыр 35/35).

Хотя Ибн Аббас (радыйаллаху анху) и говорил, что Рай ограничен семью ступенями, из аятов Корана следует, что в Раю существует огромное количество ступеней. Вышеупомянутые ступени Рая, о которых говорил Ибн Аббас, являются самыми высокими райскими ступенями. Так как каждый из этих уровней Рая делится в свою очередь на несколько других уровней. Подтверждением этому является то, что упоминая в Коране о садах блаженства и садах фирдауса, Аллах Всевышний использовал множественное число.

Это же подтверждают и слова посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что однажды к нему пришла Умму Хариса, чтобы узнать, что стало с ее сыном, павшим в битве при Бадре. И посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщив ей о том, что в Раю множество уровней, сказал, что ее сын находится в «Фирдаусу-Аля» (Мансур Али Насиф, ат-Таджуль-Джами лиль-Усуль фи Ахадисир-Расуль, V, 4033).

В одном из хадисов, переданных Бухари, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, в раю сто уровней, уготовленных Великим и Могучим Аллахом для тех, кто пал на Его пути. Между каждым уровнем расстояние, словно между небом и землёй. Когда вы молите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, ибо это – центр Рая и его наивысший уровень, над которым находится Трон Милосердного. Из него вытекают райские реки» (Бухари, Джихад, 4).

Из всех этих аятов и хадисов становится понятным, что в Раю существует множество уровней и ступеней. Поскольку некоторые из этих уровней более высокие, а имеющиеся там блага более прекрасны, нам были сообщены названия этих уровней и степеней, а наивысшим уровнем является Джаннатуль-Фирдаус (Табери, Тафсир, XVI, 37-38).

Джаннат

Эсхатология

Джа́ннат (араб. جنّة‎ — сады‎) — в исламской эсхатологии: райский сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать праведники. Для обозначения рая также употребляются слова ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай») и другие.

В Коране и сунне пророка Мухаммада даётся описание рая, его уровней и особенностей. В Коране упоминаются названия 4 садов и рек. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но, по мнению некоторых богословов, дети рождаться не будут. Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопросы сотворённости рая и возможности «лицезрения Аллаха».

Тем, которые уверовали в знамения Аллаха, повиновались Ему и предались Ему, ۝ будет ска­за­но в День воскресения почтительно: «Войдите в рай, ликуя, вы и ваши жёны, где ваши лица бу­дут си­я­ю­щими от счастья». ۝ Когда они вой­дут в рай, их будут обносить золотыми блюдами и ча­ша­ми с разной едой и напитками. Им в раю уго­то­ва­но всё, что пожелают души и что ус­ла­дит очи. И что­бы их радость была полной, им будет сказано: «В этом блаженстве вы пре­бу­де­те вечно!» ۝ И чтобы они чувствовали пол­ную ми­лость, им ска­жут: «Это и есть рай, в ко­то­рый вы вошли в воздаяние за ваши добрые де­я­ния в зем­ной жизни. ۝ В раю для вас — изобилие фруктов разных видов и сортов, которыми вы будете наслаждаться».

Оригинальный текст (ар.)

Этимология

Для обозначения рая употребляются слова джа́нна («сад»), ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай»), ’иллиюн («возвышенное») и т. д.

Арабское слово джанна означает «сад». Оно также употребляется во множественном числе — джаннат («сады»). Чаще всего оно употребляется в устойчивых словосочетаниях, объединяющих главные признаки коранического рая:

  • «сады благодати» — джаннат ан-на‘им
  • «эдемские сады» — джаннат ‘адн
  • «райские сады» — джаннат аль-фирдаус
  • «сад вечности» — джаннат аль-хульд
  • «сады пристанища» — джаннат аль-ма‘ва
  • «сад возвышенный» — джаннатун ‘алия.

Для обозначения рая также используется слово дар — «обитель», точнее, «обитель праведников» в потустороннем мире (ахират). В Коране и сунне пророка Мухаммада в отношении рая употребляются следующие словосочетания:

  • «обитель мира» — дар ас-салям
  • «обитель богобоязненных» — дар аль-муттакин
  • «обитель пребывания» — дар аль-мукама.

Изображение рая на персидской миниатюре (Кашмир, 1808).

Описание рая

После Судного дня (киямат) верующие попадут в рай, а неверующие будут вечно гореть в аду. В раю люди будут вечно наслаждаться благами, уготованными им Аллахом. Главной наградой для обитателей рая будет созерцание Господа. Аллах создал рай и ад до сотворения творений, и они не будут уничтожены.. Рай охраняют ангелы во главе с ангелом, которого зовут Ридван.

Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различных категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. В хадисах упоминается райское дерево Туба и множество других деревьев, стволы которых состоят из золота. В Коране упоминаются деревья «тальх» (акация), «увешанное плодами» и «сидр» без обычных для них шипов. Венчает рай дерево «Сидрат аль-мунтаха» (Лотос крайнего предела).

Можно сказать, что исламская картина рая продолжает древневосточную традицию представлений о Последней жизни (ахират) с включением в него особенностей представления о высшем наслаждении, свойственное жителям пустыни. Параллели исламского образа рая можно найти в иудейских, христианских и древнемесопотамских текстах. В мекканский период образ рая был более эмоционален, в мединский — более конкретен. В мединских сурах появляются подробные описания райских рек, «чернооких» гурий и т. д.

Райские сады и реки

Коранический рай — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами. В раю имеются 4 сада (‘Адн, Фирдаус, Ма‘ва, и На‘им) и 4 реки (Сальсабиль, Тасним, Ма‘ин и Каусар).

Арабское слово ‘адн означает «эдем». ‘Адн — одно из самых прекрасных мест рая, в котором будут пребывать в вечном блаженстве пророки, шахиды и другие праведники. В предании говорится, что в садах адна праведники смогут созерцать Лик Аллаха. Одни толкователи Корана (аз-Замахшари, аль-Байдави) считали, что ‘адн — это название конкретного места в раю (город, дворец или река). Другие считали, что это название части райских садов или вообще весь рай.

На самом верхнем уровне находится Фирдаус, выше которого уже начинается Трон Аллаха (‘Арш). Иногда различные названия рая трактуются как названия разных его частей.

В райских реках текут вода, молоко, райское вино и мёд. Среди водоемов особо выделяется Каусар, предназначенный специально для пророка Мухаммада, и в который стекаются все райские реки.

Райские блага

В исламском предании имеются сведения о том, что все обитатели рая получат то, что невозможно себе представить и описать словами. Исламские богословы (улемы) считают, что описания в Коране и сунне рая и ада отражают лишь приблизительные представления на уровне человеческих понятий, а их истинная сущность непостижима и будет прояснена только после Божьего Суда. Все представления о загробной жизни принимаются мусульманами к сведению, с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху.

Для праведников, пребывающих в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Любая еда, которую они пожелают, будет им дана. В числе угощений будут «плоды, и пальмы, и гранаты», а также райское вино, которое не будет пьянить. Испражнения будут выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу.

Коранические образы райских наслаждений широко использовались в проповеднических целях (дават). В современных проповедях ислама конкретная образность рая иногда переплетается с символическим толкованием, а выдвижение на первый план различных аспектов зависит от аудитории и задач. Антиисламская пропаганда использует те же образы в качестве доказательства «безнравственности» и «грубости» ислама.

Лицезрение Аллаха

В Коране также упоминается лицезрение Аллаха: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие». Суннитские богословы (улемы) считают обязательным верить в то, что праведники увидят Аллаха в раю. В сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Давуда и ат-Тирмизи приводятся похожие версии хадиса, в котором говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами». Возможность лицезрения Аллаха будет вершиной райских благ.

Обитатели рая

В раю будут пребывать праведники в возрасте 33 лет. В раю они не будут испытывать никаких проблем и трудностей. Они не будут пустословить и грешить.

В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут. Райские дома подобны шатрам гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней. Праведники будут одеты в одежды из шёлка, атласа и парчи. На них также будут украшения из золота.

Обитатели рая возлежат на «ложах расшитых», на «коврах разостланных». Им прислуживают «мальчики вечно юные», похожие на «рассыпанный жемчуг», которые будут обходить праведников «с сосудами из серебра и кубками хрусталя». В воздаяние за те дела, что они совершили, им будут даны в супруги (гурии) «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому», «девственницы, мужа любящие, сверстницы», «черноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн».

Богословские вопросы

Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопрос о его сотворённости и времени творения. Согласно распространенному суннитскому представлению, рай сотворён и существует, но основная часть райских наслаждений будет дарована только после Судного дня. Конкретная чувственность коранических описаний рая часто смущала исламских богословов. Некоторые из них ставили вопрос о возможности их символического толкования и рассуждали о преобладании интеллектуальных и духовных наслаждений над телесными.

В основы суннитского вероубеждения вошло положение, что главным наслаждением праведников в раю будет «лицезрение Аллаха». В отличие от суннитов, мутазилиты отрицали всякую возможность созерцать Бога, однако большинство суннитов подчеркивают реальность созерцания «лика Аллаха», не уточняя, как именно Аллах может выглядеть.

Примечания

  1. аль-Мутаффифин 83:18, 19
  2. 1 2 ат-Тавба 9:72
  3. аль-Баййина 98:7, 8
  4. аль-Гашия 88:10
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ислам: ЭС, 1991, с. 59.
  6. 1 2 аль-Кияма 75:22, 23
  7. Шарху’ль-Акидадит-Тахавийя, с. 420—432; Маджмуу’ль-Фатава, XVIII, 307
  8. аль-Хадид 57:21
  9. ат-Тирмизи «Джанна» 2, /2528/
  10. ат-Тирмизи, «Тафсир», «Вакиа», /3289/, «Джанна» 1, /2525/
  11. ат-Тирмизи «Джанна» 1, /2527/
  12. аль-Ваки‘а 56:29
  13. аль-Ваки‘а 56:28
  14. ан-Наджм 53:13—15
  15. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, с. 60.
  16. Мухаммад 47:15, ар-Рахман 55:46—78
  17. аль-Кахф 18:107
  18. ас-Саджда 32:19
  19. ас-Саффат 37:40—44
  20. аль-Бакара 2:25, Аль ‘Имран 3:15
  21. аль-Инсан 76:18
  22. аль-Мутаффифин 83:27
  23. аль-Ваки‘а 56:18
  24. аль-Кавсар 108:1
  25. аль-Бухари Тафсир. № 55
  26. Муслим Иман. № 296
  27. 1 2 3 Али-заде, 2007.
  28. аль-Бухари, «Баду’ль-Хальк» 8, «Тафсир», «Саджда» 1, «Таухид» 35; Муслим «Джанна» 2, /2824/; ат-Тирмизи «Тафсир» /3195/
  29. аз-Зарият 51:19
  30. аль-Ваки‘а 56:19
  31. Муслим «Джанна» 18, /3835/; Абу Давуд «Суннат» 23, /4741/
  32. аль-Бухари, «Мавакитус-Салат» 6, 26, «Тафсир», Каф 1, «Таухид» 24; Муслим «Масаджид» 211, /633/; Абу Давуд «Суннат» 20, /4729/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2554/
  33. Муслим «Имам» 297, /181/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2555/
  34. ад-Духан 44:56
  35. аль-Ваки‘а 56:35—37
  36. ат-Тирмизи «Джанна» 23 /2566/
  37. ат-Тирмизи «Джанна» 23
  38. аль-Кахф 18:31

Литература

на русском языке

  • Пиотровский М. Б. ал-Джанна // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 59-60. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Али-заде А. А. Джанна // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.

на других языках

  • D̲j̲anna // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Ссылки

места

  • Араф
  • Ахират (конечный мир)
  • Барзах (загробный мир)
  • Водоёмы
    • Каусар
    • Сальсабиль
  • Джаннат (рай)
  • Джаханнам (ад)
  • Дунья (ближайшая жизнь)
  • Сират (мост)

персонажи

  • Даджжаль (антихрист)
  • Даббат аль-ард (животное из земли)
  • Зуль-Сувайкатайн
  • Иса ибн Марьям (Иисус)
  • Масих (мессия)
  • Махди
  • Мухаммед
  • Яджудж и Маджудж (Гог и Магог)
  • Суфьяни

ангелы

события

  • Фитна (смута Даджаля)
  • Азаб аль-кабр (могильные муки)
  • Бас бад аль-маут (воскресение)
  • Киямат (Судный День)

см. также

  • Заккум (дерево)
  • Туба (дерево)
  • Аджр (вознаграждение)
  • Книга деяний

9 кругов ада по Данте. Инфографика

Точная дата рождения Данте Алигьери неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.

Данте — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога.

АиФ.ru вспоминает одно из известнейших произведений Данте Алигьери — «Божественную комедию», в которой речь идёт о бренной сущности человека, а также о загробном мире. Данте тонко и искусно описывает ад, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилище, где искупают свои грехи, и рай — обитель блаженных.

Фото: АиФ

9 кругов ада в «Божественной комедии»

По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра.

1 круг

Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.

2 круг

Второй круг ада охраняет Минос — несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.

3 круг

Цербер — страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.

4 круг

Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им — вечный спор при столкновении друг с другом.

5 круг

Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.

6 круг

Шестой круг — это Стены города Дита, охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.

7 круг

Седьмой круг ада, охраняемый Минотавром, — для тех, кто совершил насилие.

Круг разделён на три пояса:

  • Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
  • Второй пояс — Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
  • Третий пояс — Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.

8 круг

Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.

Стражем является Герион — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.

  • Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.
  • Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.
  • Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.
  • Четвёртый ров до краёв заполнен звездочётами, колдуньями, гадателями и прорицателями. Их головы вывернуты на пол-оборота (в сторону спины).
  • В пятом находятся взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется, — протыкают баграми.
  • Шестой ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.
  • В седьмом находятся воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.
  • В восьмой ров попадают лукавые советчики, души которых горят в адском огне.
  • Девятый ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам — потрошениям.
  • В десятый ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.

9 круг

Девятый круг ада — это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона — Антей, полубык, полузмея — Бриарей и Люцифер — стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.

В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.

Данте изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино. Фото: Commons.wikimedia.org

Харон — в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.

Минос — у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Цербер — в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Плутос — звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.

Флегий — в древнегреческой мифологии сын Ареса — бога войны — и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь — сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.

«Харон перевозит души через реку Стикс» (Литовченко А. Д., 1861). Фото: Commons.wikimedia.org

Дит — город Аида, бога подземного царства.

Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном.

Герион — в древнегреческой мифологии великан с острова Эрифия, у которого было шесть рук, шесть ног и крылья, а тело состояло из трёх человеческих тел. Держал три копья в трёх правых руках и три щита в трёх левых, на головах три шлема.

Эфиальт — сын Посейдона и Ифимедеи, имел нечеловеческую силу и буйный нрав.

Гея — древнегреческая богиня земли, мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов.

Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.

Бриарей — в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.

Люцифер — падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.

Брут Марк Юний — в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.

Кассий Гай Лонгин — убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.

Ад (Божественная комедия)

  1. не является официальной позицией Ватикана, согласно докладу Международной теологической комиссии Ватикана от 19.01.2007 Vatican commission: Limbo reflects ‘restrictive view of salvation’ (недоступная ссылка). www.catholicnews.com. Дата обращения 8 мая 2007. Архивировано 8 мая 2007 года.
  2. Песнь 5: Так я сошел, покинув круг начальный, Вниз во второй; он менее, чем тот, Но больших мук в нем слышен стон печальный. Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот Он, согрешенья различая строго, Обитель Ада назначает ей, Хвост обвивая столько раз вкруг тела, На сколько ей спуститься ступеней.
  3. богатый флорентийский рыцарь, сторонник Чёрных, отличавшийся надменностью и бешеным нравом. Он прозван был Ардженти, то есть «серебряный», потому что подковывал своего коня серебром. Есть основания считать, что существовала резкая личная вражда между ним и Данте.
  4. Еретики — отступники от веры и отрицатели Бога — выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом.
  5. Эпикур и его последователи утверждали что после смерти погибают и душа, и плоть, за что и были заключены в 6-й круг ада.
  6. кардинал Оттавио (умер в 1273 г.), ревностный гибеллин, настолько влиятельный, что если говорили просто «кардинал», то имели в виду именно его. Сохранилась его фраза: «Если есть душа, то я погубил её ради гибеллинов».
  7. падуанский тиран Эдзелино IV да Романо (1194—1259)
  8. Обиццо II, маркиз Феррары и Анконской марки. В 1293 году его сын, Аццо VIII, задушил его периной (правил с 1293 по 1308 год)
  9. В 1271 году граф Ги де Монфор, наместник Карла I Анжуйского в Тоскане, убил из мести в Витербо, во время богослужения, принца Генриха, племянника английского короля Генриха III, и выволок его за волосы из церкви. Рассказывалось, что сердце убитого принца было положено в золотую чашу, установленную на колонне у моста через Темзу в Лондоне.
  10. Это или эпирский царь (319—272 годы до н. э.), воевавший с Римом, или сын Ахилла, при взятии Трои убивший престарелого царя Приама (Эн., II, 506—558)
  11. Это или Секст Помпей (75—35 годы до н. э.) — младший сын Помпея Великого, ведший корсарскую войну против Цезаря и второго триумвирата; или же Секст Тарквиний, сын последнего римского царя Тарквиния Гордого, жестоко истребивший жителей города Габий и виновник смерти обесчещенной им Лукреции
  12. представитель знатного рода, прославившийся разбоем и убийствами
  13. разбойник XIII века в Римской Маремме
  14. канцлер и фаворит императора Фридриха II, блестящий стилист и оратор. Он впал в немилость, был заточен в тюрьму, ослеплен и покончил с собой (в 1249 год)
  15. Один из «расточительного дружества», павший в сражении при Топпо (1287 год), где сьенцы были разбиты арегинцами.
  16. Гвидо Гверра, граф Гвиди, Теггьяйо Альдобранди дельи Адимари и беседующий с Данте Якопо Рустикуччи — флорентийские гвельфы, прославившие себя в середине XIII в
  17. флорентиец, пользовавшийся большим влиянием во многих знатных домах Италии
  18. знатный падуанец
  19. Злопазухи отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причем над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.
  20. Венедико деи Каччанемичи — глава болонских черных гвельфов (умер в 1303 году), политический противник Данте, изгнавший его из Болоньи. Данте, возможно, полагал, что в 1300 году его уже не было в живых. Венедико Каччанемйко продал свою сестру Гизолабеллу маркизу Феррарскому Обиццо II или его сыну Аццо VIII.
  21. Из знатного луккского рода, умерший незадолго до 1300 года.
  22. этрусский гадатель, которого, по рассказу Лукана («Фарсалия», I, 584—638), римляне призвали, чтобы узнать от него исход гражданской войны
  23. Родом шотландец, астролог XIII века.
  24. Гвидо Бонатти из Форлй(?), астролог XIII века.
  25. сапожник в городе Парме, занимавшийся предсказаниями
  26. влиятельнейший человек в Лукке и величайший взяточник
  27. Галлура — один из четырёх округов, или «юдикатов», на которые делилась подвластная Пизе Сардиния и которые управлялись так называемыми «судьями». С 1275 по 1296 годы галлурским судьёй был Нино Висконти. Монах Гомита, его министр, широко бравший взятки, кончил жизнь на виселице.
  28. Логодоро — название другого сардинского юдиката
  29. Микеле Цанке, министр, разбогатевший мздоимством, стал, путём брака, правителем Логодоро. Одну из своих дочерей он выдал замуж за генуэзского рыцаря Бранка д’Орья, и тот в 1275 году предательски убил его.
  30. Рассказывалось, будто виновных в оскорблении величества император Фридрих II велел облачать в тяжелую свинцовую мантию и ставить на раскаленную жаровню. Свинец растапливался, и осужденный сгорал заживо.
  31. В 1261 году в Болонье был учреждён орден «рыцарей девы Марии», целью которого считались примирение враждующих и защита обездоленных. Так как члены ордена больше всего заботились о своих удовольствиях, то их прозвали «fratres gaudentes» («веселящиеся братья»)
  32. Каталано деи Малавольти, гвельф, и Лодеринго дельи Андалб, гибеллин, были подеста (правителями) в ряде городов. В 1266 году флорентийские гибеллины, опасаясь восстания гвельфов, частично оставшихся в городе после разгрома при Монтаперти, пригласили Каталано и Лодеринго на должность подеста, для умиротворения граждан. (Обычно брали «одиноких», то есть приглашался лишь один подеста.) Но Каталано и Лодеринго, действуя по указаниям папы, под видом беспристрастия поощряли гвельфов. Данте считает их виновными в том, что гвельфы вскоре изгнали гибеллинов и разрушили их дома, в том числе дома рода Уберти в городском округе Гардинго.
  33. побочный сын знатного пистойца Фуччи деи Ладзари, деятельный сторонник Чёрных гвельфов, виновник многих убийств и грабежей. В 1293 году он участвовал в ограблении ризницы Пистойского собора. Обвинение пало на его приятеля, к делу не причастного. Тогда Фуччи, успевший скрыться, выдал своих сообщников, и их казнили.
  34. вождь романских гибеллинов, искусный полководец, то враждовавший с папским Римом, то мирившийся с ним. За два года до смерти он постригся в монахи францисканского ордена. Умер в 1298 году.
  35. В Средние века считали, что Магомет был католическим прелатом, отколовшимся от истинной веры, поэтому он и его ближайшие сподвижники признаны еретиками и лжеучителями.
  36. представитель рода, владевшего городом Медичина, к востоку от Болоньи, прославил себя как зачинщик раздоров среди влиятельных болонских домов и среди романских феодалов
  37. Бертрам (Бертран) де Борн, виконт Готфорский — знаменитый провансальский трубадур 2-й половины XII века, много воевавший и с родным братом, и с соседями и возбуждавший других к войне. Под его влиянием принц Генрих (1155—1183), старший сын английского короля Генриха II, поднял мятеж против своего отца, который ещё при жизни короновал его
  38. Моска деи Ламберти (умер в 1243 году). Имя его связано с кровавым эпизодом, послужившим, по преданию, началом разделения флорентийской знати на гибеллинов и гвельфов. Это он, приведя поговорку: «Кто кончил — дело справил», склонил своих родичей и друзей убить Буондельмонте
  39. Ложно обвинившая Иосифа.
  40. Страдает от горящей лихорадки (обманул троянцев);
  41. (не только лжесоветчик но и злой советчик)
  42. безумная из-за греха кровосмешения со своим отцом королём
  43. Птолемей — наместник в Иерихоне, который, пригласив к себе своего тестя, князя-первосвященника Иудеи, и двух его сыновей, вероломно убил их на пиру (135 год до н. э.)
  44. Братья Алессандро и Наполеоне дельи Альберти, графы Мангона, сыновья Альберто, владевшие в конце XIII века замками в долине реки Бизенцьо, впадающей в Арно. Взаимная вражда довела их до того, что они убили друг друга.
  45. Фокачча деи Канчельери, пистойец, предательски убил двух своих родственников.
  46. Камичон де’Пацци-Альберто Камичоне, предательски убил своего родственника, объезжая с ним верхом их общие владения.
  47. Бокка дельи Абати. В бою при Монтаперти он, предатель-гвельф, отрубил руку знаменосцу флорентийской конницы, что привело к замешательству в рядах гвельфов и к их разгрому.
  48. Карлино де’Пацци, родственник Камичоне. Когда в 1302 году флорентийские Чёрные осадили замок Пьянтравинье, где ещё держались изгнанные из Флоренции Белые, Карлино за деньги предал замок в руки Чёрных, причём многие Белые были убиты, в том числе два его родственника.
  49. Буозо да Дуэра. В 1265 году гибеллинская лига поручила ему преградить около Пармы дорогу французскому войску, которое шло в Рим к Карлу Анжуйскому, готовившемуся воевать с Манфредом. Но Дуэра, подкупленный «французскими денежками» и сверх того присвоив себе деньги, полученные им от Манфреда, пропустил французов на юг.
  50. Тезауро деи Беккерия, папский легат (посол) во Флоренции. После изгнания гибеллинов в 1258 году флорентийские гвельфы обвинили его в намерении предать город в руки гибеллинов и обезглавили его.
  51. Знатный флорентиец, гибеллин. В 1266 году он изменил своим единомышленникам и возглавил движение, приведшее к торжеству гвельфов.
  52. Рыцарь-предатель, по вине которого Роланд погиб со всем своим войском.
  53. Фаэнтинец. В 1280 году кто-то из болонских гибеллинов, нашедших убежище в гибеллинской Фаэнце, похитил у Тебальделло двух свиней. Чтобы отомстить своим обидчикам, Тебальделло передал слепок городских ключей болонским гвельфам, и те ночью проникли в город и устроили в нём погром.
  54. Альбериго деи Манфреди, член ордена братьев-гаудентов, один из гвельфских главарей Фаэнцы. Однажды его родственник Манфредо дал ему пощечину. Альбериго в знак примирения пригласил его к себе на пир. В конце пира он воскликнул: «Подайте фрукты!», — и по этому знаку его сын и брат вместе с наёмными убийцами набросились на Манфредо и его малолетнего сына и закололи их. Это случилось в 1285 году «Фрукты брата Альбериго» вошли в поговорку.
  55. Этот человек умер только в 1325 году, то есть через 4 года после Данте, а события поэмы разворачиваются в 1300 году. Данте так объясняет это: хотя живым кажется, что «Бранка д’Орья жив, здоров, он ест, и пьет, и спит, и носит платья», его душа после совершения страшного греха сразу попала в ад, а в тело вселился бес.

>

Рай

Описание Рая в Библии

Более или менее развернутых описаний Рая как вечной обители счастья в русском переводе Библии при всем желании найти так и не удалось. Обусловлено это, наверное, прежде всего проблемами корректности перевода некоторых слов и терминов арамейского и греческого языков, а также сложностью смысловой интерпретации текстов. Есть лишь различные упоминания: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2-е Кор., 5:1), «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор., 2:9), «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне тела ли — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке <…> что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Кор., 12:2–4), «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:1–3).

Описание Рая в Коране и хадисах

Я уготовил для праведников (для рабов Моих)

то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали,

а сознание человеческое себе такого и представить не может.

Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме.

В Коране сказано:

«Обрадуй верующих, совершающих благие дела! Им райские сады, где текут реки . Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. «. А дадут им лишь похожее » (см. Св. Коран, 2:25).

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.

» душа человеческая не знает о том, что скрыто из радостей в воздаяние за те благие дела, что совершаются » (Св. Коран, 32:17).

Пожелания там ничем не ограничены. В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические и иные потребности обитателей его.

«Поистине, тем, кто уверовал и совершал благие дела, в качестве «парадных» гостевых апартаментов уготованы прекрасные сады Фирдавса. Навечно они там, и у них никогда не появится желания покинуть сию обитель (они никогда и ни на что не захотят этого променять)» (Св. Коран, 18:107, 108).

100 уровней Рая

Уровни Рая уходят ввысь, а Ада — вниз. Но и земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и ее законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Богу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать.

Заключительный Божий посланник сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути . Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей . Если все миры соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки».

Последний Божий посланник также говорил: «Воистину, в Раю есть обители, находясь внутри которых видишь то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Они уготованы тем, кто угощал гостей (был гостеприимен), вежлив в речи своей, постился и совершал молитву тогда, когда другие спали (ночью). «.

«Устремляйтесь (спешите, торопитесь) к прощению от вашего Господа и к Раю, широта которого подобна широте неба и земли, , уготованному для уверовавших в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланников. — это милость Его, которую Он проявляет к тем, к кому пожелает . Аллах (Бог, Господь) является обладателем величайшей милости» (Св. Коран, 57:21).

Райская роскошь

«Войдут они в сады ‘Адна (Эдема) , возле которых текут реки. Там их ждет все то, что они пожелают , жизнь в абсолютном упоении: дворец или скромная уютная сторожка; дизайн интерьера на любой вкус; жизнь в мегаполисе или бескрайние цветущие поля; транспорт любой модели и комплектации; теннисные корты и прозрачные бассейны; экзотические фрукты или столь родная картошка «в мундире» с квашеной капустой… Причем с мирским схожи лишь названия, а вкус и все грани чарующего великолепия просто не описать. Это — вечный Рай]. Подобным образом воздает Аллах (Бог, Господь) набожным людям » (Св. Коран, 16:31).

*

«Украшают они себя там золотыми драгоценностями и надевают одеяния зеленого цвета, сотканные из тонкой шелковой ткани либо парчи. Они восседать на диванах (сидениях) . Лучшего воздаяния не существует , чего-то более уютного и роскошного нигде не найти» (см. Св. Коран, 18:31).

*

» восседать на ложах и смотреть . Ты увидишь на их лицах свежесть (румянец, блеск) блаженства » (Св. Коран, 83:23, 24).

*

«Там — сиденья поднятые <…> ковры расстеленные » (Св. Коран, 88:13, 16).

«Они и их жены — в тени на ложах облокотившиеся » (Св. Коран, 36:56).

Райские сады

«Воистину, набожным место успеха (победы) ; сады и виноградники <…> воздаяние от Господа, являющееся полным дарованием» (Св. Коран, 78:31, 32, 36).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Два райских сада — все там из серебра, а другие два райских сада — все из золота . Между обитателями садов и возможностью взглянуть на лик Господа — пелена величия, в саду ‘Адна (Эдема)».

В Коране сказано:

«Райская обитель, обещанная набожным людям, подобна саду, вдоль которого текут реки. Пища (плоды, урожай) постоянны . Тень постоянна . Это — результат набожных людей. Итог же неверующих — Ад» (Св. Коран, 13:35).

*

» не увидят там ни солнца , ни стужи » (см. Св. Коран, 76:13).

*

«Аллах (Бог, Господь) дал обещание верующим мужчинам и женщинам о том, что их обителью в вечности будут райские сады, под которыми текут реки, и прекрасные дворцы в садах ‘Адна (Эдема), пребудут они там вечно. Но то, что Всевышний будет доволен ими, — много большее для них . Это — огромный успех! » (Св. Коран, 9:72).

Благоухание Рая

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: » запах Рая (райское благовоние) полноценно ощущается на расстоянии столетнего пути!».

«И если человек оказался из числа приближенных , то покой (радость, милость) и приятный аромат , а также — райские сады » (Св. Коран, 56:88, 89).

Райские реки и моря

Пророк Мухаммад сказал: «Реки (ручейки) в Раю берут свое начало из-под холмов и гор, пропитанных прекрасным благовонием «.

«Там — источник, текущий » (Св. Коран, 88:12).

Пророк Мухаммад сказал: «В райском саду есть море воды, море меда, море молока и море вина, оттуда берут свое начало и реки».

В Коране сказано:

» уподобить чему-то райские сады, уготованные для набожных, то это места, вода рек которых никогда не портится . реки молока, которое не закисает; реки вина, вкус которого прекрасен для пьющих ; реки меда, чистого, очищенного меда. Для обитателей Рая — любые плоды . предоставленное им Божье прощение… » (см. Св. Коран, 47:15).

Для мирского человеческого сознания вне зависимости от времени, места, ментальности или традиций эти четыре источника удовлетворяют основные человеческие потребности: необходимость питьевой воды, питание тела (молоко), наслаждение (вино) и исцеление (мед).

Безусловно, вода райская никак не сравнима даже с самой чистой, ключевой водой на земле; наилучшие сорта высокогорного меда — и рядом не стоят с райским; молоко не сравнится с парным коровьим или козьим, не говоря уже о магазинном «3,2%»; вино, даже самое дорогое и продолжительно выдержанное, — не ровня райскому. А о пьяных посиделках в Раю и речи нет. Рай — это место, где бескультурье, а тем более пьянство, просто отсутствует. Не забывайте: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия».

Некоторые подробности о райском вине:

«Вино, бьющее прямо из-под земли и предоставляемое обитателям Рая, невероятно чисто , и оно — само наслаждение для пьющих его. Нет в нем алкоголя , и люди от него не истощаются » (Св. Коран, 37:45–47);

*

«Обитатели Рая не будут испытывать головной боли от райского вина и не будут пьянеть» (Св. Коран, 56:19).

*

«Пить им будут подавать рахик , запечатанный . Послевкусие от него миском (мускусом) . пусть соревнуются соревнующиеся . Темперамент («нрав») этого напитка из таснима — источника, доступного лишь приближенным » (Св. Коран, 83:25–28).

Угощения в Раю

В Коране сказано:

«Воистину, набожным место успеха (победы) <…> чаши, полные » (см. Св. Коран, 78:31, 34)

*

» кубки поставленные » (Св. Коран, 88:14).

*

«Вокруг них будут ходить с золотыми тарелками, чашами (кубками) . В ней уготовано все желаемое (все, что душе угодно) и радующее глаз . Вы пребудете в нем вечно » (Св. Коран, 43:71).

*

«Для вас здесь изобилие фруктов , вкушая их. » (Св. Коран, 43:73).

*

» «Ешьте, пейте на здоровье, все это — за то, что было совершено вами в минувшие дни » (Св. Коран, 69:24).

Заключительный Божий посланник оповестил: «Поистине, обитатели Рая будут трапезой , не имея последствием физиологические выделения (даже выделения, связанные с носоглоткой, будут отсутствовать)». У Пророка спросили: «А что же с едой? » Он ответил: » отрыжку и испарину, причем запах прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца будет подобно дыханию «.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 888, хадис № 3210, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 2. С. 11.

См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 476, хадис № 2351.

Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 717, хадис № 2532; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2314, «сахих».

Расстояние от Земли до Солнца — почти 150 000 000 км. Так как свет движется со скоростью 300 000 км/сек, ему требуется 8 минут, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли. Самые близкие к нам звезды, помимо Солнца, — Проксима Центавра и Альфа Центавра. Расстояние от них до Земли в 270 000 раз больше, чем расстояние от Солнца до Земли. То есть расстояние от нас до этих звезд в 270 000 раз больше 150 000 000 километров! Их свету нужно 4,5 года, чтобы достичь Земли.

Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.

Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.

Парча — плотная шелковая сложно-узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями. Является символом богатства, обеспеченности.

А в отношении женщин: «они и их мужья».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1551, хадис № 4878; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 803, хадис № 4878.

См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 391, хадис № 7382, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Хаббана, Ибн Абу Шейбы и др. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 423, хадис № 7408, «хасан».

Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 729, хадис № 2576, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2316, «сахих».

«… для того, чтобы выявить, проведя через экзамен , тех, кто лучший делами, поступками (трудом)…» (Св. Коран, 11:7); «Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) . Он — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2).

Изобилие по райским меркам — значит бессчетное по разнообразию, великолепию и количеству.

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1139, хадис № 18–(2835); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 18–(2835).

Доказательства того, что обитатели Рая займут в нем разные ступени
Рай состоит из ступеней, расположенных одна над другой, и обитатели его будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. Всевышний Аллах сказал:
«А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (Та ха, 75).
Рай состоит из ступеней, между которыми есть большие различия. Приближенные к Аллаху богобоязненные верующие займут эти ступени в зависимости от их веры и богобоязненности. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:
«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными. Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (Аль-Исра, 18-21).
Пречистый Аллах разъяснил, что Он щедро вознаграждает и тех, кто желает ближнюю жизнь, и тех, кто жаждет Последней жизни. Дары Аллаха не запрещены ни благочестивым людям, ни грешникам. Всевышний сказал:
«Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (Аль-Исра, 21).
Он разъяснил, что различия между людьми в Последней жизни будут больше, чем различия между ними в этом мире, и ступени в Последней жизни выше, чем ступени в мире земном. Между пророками тоже будут различия, как и между остальными верующими рабами:
«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с кем говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и поддержали его Святым Духом (т.е. Джибрилем)» (Аль-Бакара, 253);
«Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду Мы даровали Псалтырь» (Аль-Исра, 55).
В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. Скажи лишь: “Так предопределил Аллах, и Он поступил так, как пожелал”, поскольку “если бы” предоставляет возможность козням шайтана».
В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурейры и ‘Амра бин аль-‘Аса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если судья принял решение на основании собственного суждения, и оно оказалось правильным, то он получит двойное вознаграждение. Если же он принял решение на основании собственного суждения и ошибся, то получит простое вознаграждение».
Всевышний Аллах сказал:
«Не сравнятся с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы . Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому Аллах обещал наилучшее» (Аль-Хадид, 10);
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (т.е. Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде — ступеням от Него, прощению и милости. Аллах — Прощающий, Милосердный» (Ан-Ниса, 95-96);
«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, занимают более великую ступень перед Аллахом. Они и есть преуспевшие. Господь обрадует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и райских садах, в которых им уготовано вечное блаженство. Они пребудут в них вечно. Воистину, Аллах вознаграждает великой наградой» (Ат-Тауба, 19-22);
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, ? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Аз-Зумар, 9);
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете»(Аль-Муджадала, 11). (Маджму‘ аль-фатава (11/188)

Аль-Бухари передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Того, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает намаз и постится в рамадане, Аллах обязался ввести в Рай независимо от того, боролся он на пути Аллаха или же отсиживался на той земле, где он родился». Его спросили: «Посланник Аллаха, не обрадовать ли нам людей?» Он сказал: «Поистине, в Раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для тех, кто боролся на пути Аллаха, и расстояние между каждыми двумя из них равно расстоянию от неба до земли. Если вы станете просить у Аллаха что-либо, то просите у Него Фирдаус, ибо, поистине, он находится посреди Рая на самой его вершине, и выше него — Трон Милостивого (передатчик не был уверен в последней фразе), и оттуда берут начало райские реки». (Фатх аль-Бари (6/11))
В «Сахихе» приводится и хадис Анаса о том, что Умм Хариса, мать юноши, погибшего в сражении при Бадре от шальной стрелы, пришла к Посланнику Аллаха и сказала: «Посланник Аллаха, ты знаешь, какое место занимал Хариса в моей душе. Если он попал в райский сад, то я не стану плакать, но если это не так, то ты увидишь, что я сделаю». Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Разве там один сад? Поистине, там много садов, и он пребывает в наивысшем Фирдаусе». (Фатх аль-Бари (11/418))
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что обитатели Рая будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, жители Рая увидят обитателей горниц над ними такими же далекими, как вы видите яркую восходящую или закатывающуюся звезду на востоке или западе небосклона — из-за превосходства одних из них над другими». Люди сказали: «Посланник Аллаха, очевидно, это — жилища пророков, которых не достичь никому другому?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отнюдь, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, это люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам». (Фатх аль-Бари (6/220), Муслим (2831))
В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, обитатели высоких степеней видятся тем, кто находится ниже них, как вам видится звезда, восходящая на горизонте. Среди них будут Абу Бакр и ‘Умар, и они будут блаженствовать». (Сахих аль-джами‘ ас-сагир (2026))
Аль-Куртуби писал:

Следует знать, что высокое положение и вид этих горниц различаются так же, как различаются деяния людей, которые поселятся в них. Одни из них будут находиться над другими и будут выше них. В словах «люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам» не говорится ни про дела, ни про что-либо другое, кроме веры и признания правдивости посланников. Это значит, что здесь речь идет о совершенной вере и признании правдивости посланников без колебания и требования знамений. Разве можно достичь горниц только благодаря вере и признанию, которые есть у большинства людей? Если бы такое было возможно, то все признающие единобожие попали бы в самые высокие горницы, взойдя на высочайшие ступени. Но такое невозможно, ведь Всевышний Аллах сказал:
«Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы» (Аль-Фуркан, 75). Терпение — это усердие и стойкость, покорное смирение перед Ним в душе. Это — качество приближенных рабов. В другом аяте сказано:
«Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (Саба, 37).
Здесь подчеркивается, что попасть в горницы нельзя благодаря богатству или детям, но только благодаря вере и праведным деяниям. Награда таких людей будет приумножена, и их поселят в горницах. Тебя обучают тому, что вера — это умиротворение, которого жаждет душа. Она приносит покой, какое бы несчастье ни постигло человека, — как и ее веления и законы. Но праведные поступки не должны быть смешаны с дурными, так как они портят их. Поступки бывают праведными и не имеют примеси дурных дел только тогда, когда вера совершенна, а человек убежден в Том, в Кого он уверовал, и во всех Его велениях и законах. Вера и деяния того, кто чередует праведные поступки с грехами, не бывают такими, и поэтому его положение будет ниже. (Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 464)

Люди, которые попадут на высокие ступени, ощутят большее наслаждение, чем остальные обитатели Рая. Аллах сообщил, что для тех, кто боится Его, уготованы два сада:
«Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (Ар-Рахман, 46). Описав их, Он сказал:
«А перед теми двумя есть еще два сада» (Ар-Рахман, 62).
Эти два сада расположены ниже, чем два предыдущих. Если поразмыслить над описанием двух последних садов, то станет ясно, что они уступают двум предыдущим. Поэтому первые два сада приготовлены для приближенных рабов, а два последующих — для людей правой стороны. Об этом говорили Ибн ‘Аббас и Абу Муса аль-Аш‘ари.
Аль-Куртуби писал:

Описывая сады, Аллах указал на различия между ними. О первых двух садах сказано:
«В них обоих текут два источника» (Ар-Рахман, 50), а о вторых двух сказано:
«В них обоих бурлят два источника» (Ар-Рахман, 66). Но ведь бурлящие источники — не бегущие ручьи, они уступают им. О первых двух садах сказано:
«В них обоих есть от всех фруктов по паре» (Ар-Рахман, 52), т.е. известные и неизвестные, свежие и сухие. Аллах упомянул о них в целом, без конкретики. О двух последних садах сказано:
«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (Ар-Рахман, 68), и здесь не говорится о том, что всех фруктов будет по паре. В описании первых двух садов говорится:
«Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой» (Ар-Рахман, 54), а про два последних сказано:
«Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и расшитых коврах» (Ар-Рахман, 76). Слово ??????? «‘абкари»* указывает на наличие узоров, и, несомненно, подстилки из парчи лучше, чем расшитые ковры. Слово ?????? «рафраф» означает «полотнище палатки». Безусловно, подстилки, пригодные для того, чтобы люди облокачивались на них, лучше, чем полотнище.
О гуриях, пребывающих в первых двух садах, сказано:
«Они подобны рубинам и кораллам» (Ар-Рахман, 58), а о тех, что в двух последних садах:
«Там есть девы хорошие, прекрасные» (Ар-Рахман, 70). Не всякая красавица подобна рубинам и кораллам. Наконец, о первых двух садах говорится:
«В них обоих есть ветви» (Ар-Рахман, 48), а о последних двух:
«Они оба — темно-зеленые» (Ар-Рахман, 64), т.е. в них настолько много зелени, что они кажутся темными. В первом случае Аллах описал сады, упомянув изобилие ветвей, а во втором случае лишь назвал их зелеными. (Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 440)

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Мусы аль-Аш‘ари о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«У него будет два сада, в которых сосуды и все остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике». В версии ат-Тирмизи сказано: «В Раю есть два сада из серебра…» (Джами‘ аль-усул (8029))
Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил о том, что благочестивые рабы будут пить из чаши напиток, смешанный с камфарой:
«А благочестивые будут пить из чаши , смешанное с камфарой» (Аль-Инсан, 5). В другом месте говорится:
«Поить их там будут из чаш , смешанным с имбирем» (Аль-Инсан, 17). Очевидно, — а лучше всего об этом известно Аллаху, — здесь речь идет о людях правой стороны. В другом аяте сказано:
«Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближенные» (Аль-Мутаффифин, 27-28).
Получается, что люди правой стороны будут пить вино, смешанное с таснимом (так же называется источник в Раю, откуда черпают этот напиток), а приближенные рабы будут пить тасним в чистом виде.
_____________________
* Это слово означает «редкий», «исключительный», «талантливый». Оно употребляется в отношении гениальных людей, редких животных, изысканных убранств. Аль-Халил сказал: «Арабы называют так каждого славного, достойного человека — и мужчину, и женщину». Здесь оно использовано в значении «расшитый ковер или расшитая подушка». См. Аш-Шаукани М.А. Указ. соч. С. 1720-1721. — Прим. переводчика.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *