Содержание

Ребенок кружится вокруг себя комаровский. Почему у ребенка кружится голова? Диагностика и лечебные мероприятия при вестибулопатиях

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Почему у ребенка кружится голова? Этот вопрос волнует всех родителей, которые сталкивались с этой проблемой. Причин этого явления достаточно много. А диагностика часто вызывает трудности, так как не все дети могут точно описать свои ощущения. В таких случаях симптом считают функциональным расстройством и наблюдают за состоянием ребенка. Родителям необходимо знать, как распознать головокружение, и почему оно может возникать. Ведь иногда оно свидетельствует о проблемах со здоровьем.

Как понять, что малыш плохо себя чувствует

Определить, что у ребенка кружится голова, часто бывает непросто, особенно, если ему меньше трех лет. В таком возрасте детям еще трудно описывать свои ощущения. Родителям подсказать, что с малышом что-то не то, помогут такие признаки:

  • изменение поведения;
  • беспокойство и слабость;
  • длительный плач;
  • отсутствие желания двигаться и открывать глаза.

У детей младшего возраста голова часто кружится во сне. Это можно определить по тому, что ребенок хватается за голову и плачет.

Если кружится голова у ребенка до пяти лет, то он часто падает. Большинство родителей на это не обращают внимания, так как дети в этом возрасте чрезмерно подвижны. Определить, что у малыша проблемы, можно по возникновению следующих ситуаций:

  • невозможность ровно пройти по прямой линии;
  • резкое падение на ровном месте;
  • внезапная попытка подержаться за устойчивый предмет.

Если приступы длятся долго, то к головокружению могут присоединиться:

  1. Тошнота и рвота.
  2. Слабость в конечностях.
  3. Бледность кожи.
  4. Потемнение в глазах.
  5. Потеря равновесия.

Такие проблемы могут возникать и в ночное время. Малыш часто просыпается и не может описать, что с ним происходит. В этом случае его необходимо повести к специалисту.

Жалобы детей становятся более осмысленными в возрасте от пяти лет.

В 7 лет и старше дети жалуются на то, что голова кружится во время чтения и других видов деятельности, при которых нужно сконцентрировать внимание.

У детей от 6 до 8 лет головокружения часто связаны с переутомлением в процессе приспособления к учебному процессу.

Что вызывает неприятные ощущения

Причины головокружения у ребенка могут быть разными. Вызвать эту проблему могут болезни и непатологические состояния. Если у ребенка нет проблем со здоровьем, то голова кружиться у него может в связи с:

  1. Переутомлением, волнением, длительным нахождением в плохо проветриваемом помещении.
  2. Резким понижением давления в артериях.
  3. Голодом, снижением уровня глюкозы в крови.
  4. Недостатком жидкости в организме.
  5. Перенапряжением физического и эмоционального характера.
  6. Повышением температуры тела.
  7. Перегреванием или переохлаждением организма.
  8. Резким изменением погодных условий.
  9. Употреблением некоторых лекарственных препаратов.

Головокружение у подростка может возникать по причине физиологической перестройки организма. Особенно этой проблеме подвержены девочки. Вместе с кружением головы подросток ощущает слабость, у него темнеет в глазах. Это может происходить после сна или при резких движениях и смене положения тела.

Если ребенок жалуется на головокружение, то оставлять это без внимания нельзя, так как данный симптом может свидетельствовать о таких проблемах:

При таких состояниях у детей могут возникать жалобы на плохое самочувствие.

Когда необходима помощь специалиста

Хоть головокружение у детей может возникать не только при патологиях, но в любой ситуации не помешает консультация невропатолога. Только специалист определит, от чего может кружиться голова у конкретного ребенка.

Срочно вызывать скорую помощь или вести малыша к врачу необходимо в таких случаях:

  • если у ребенка кружится голова, и при этом возникли судороги, ощущается покалывание или жжение кожи, потеря сознания;
  • у ребенка кружится голова, ухудшилось зрение, двоится в глазах, появились непроизвольные ритмичные колебания глазных яблок;
  • ухудшился слух, из ушей появились выделения, беспокоит боль и звон в ушах;
  • головокружение у ребенка возникает очень часто;
  • подобные проблемы возникали у родственников ближайшей линии родства.

С учетом имеющейся симптоматики может понадобиться помощь педиатра, невропатолога, эндокринолога и других специалистов. Необходимо как можно раньше обратиться к врачу, так как чем раньше будет поставлен диагноз, тем успешней будет лечение.

Как самостоятельно облегчить состояние

Самому предпринимать какие-либо меры можно только при полной уверенности, что никаких патологий у малыша нет. В этом случае облегчить симптоматику можно с помощью нескольких методов. Они уменьшат болезненные ощущения и предотвратят развитие повторных приступов:

  • при наличии головокружения малышу рекомендуется постельный режим. Он должен находиться в кровати до полной нормализации самочувствия. На ноги желательно положить грелку;
  • некоторые дети страдают от этой проблемы во сне. Поэтому в таких случаях на ночь желательно оставлять включенным ночник. Когда малыш проснется, то он сможет сконцентрировать внимание на неподвижном предмете и ему станет лучше;
  • необходимо контролировать, сколько жидкости ребенок выпивает за сутки. Особенно в жаркое время года. Ведь голова может кружиться из-за обезвоживания. Летом малышу нужно выпивать не меньше двухсот грамм жидкости;
  • купать детей можно только в воде нормальной температуры. Горячая ванна приведет к приливу крови к коже, увеличению просвета сосудов, что вызовет головокружение;
  • чтобы остановить приступ, на плечи или шею нужно положить грелку или горчичники.

Что делать, если у ребенка кружится голова, должен знать каждый родитель. Но проводить полноценное лечение может только специалист после установления причины патологического состояния.

Только после необходимых исследований можно точно поставить диагноз и назначить курс лечения. При таком симптоме из терапевтических процедур часто назначают:

  1. Медикаментозное лечение, которое заключается в употреблении витамина В6, для снятия спазма сосудов и улучшения притока кислорода к головному мозгу.
  2. Физиотерапевтическое лечение.
  3. Вестибулярную гимнастику.
  4. Лечебный массаж.

Часто головокружение и в ушах вызывает недостаток витаминов Е и В3, некоторых минералов. Поэтому необходимо следить за рационом своих детей. Они должны употреблять каждый день продукты, содержащие все необходимые для функционирования организма витамины и питательные вещества. В сочетании с назначенным лечением правильное питание позволит быстро и навсегда избавиться от проблемы головокружения у ребенка.

Детскому неврологу в своей практике нередко приходится сталкиваться с жалобами детей на головокружение. Однако довольно часто и родители, и сами дети под термином «головокружение» подразумевают самые разнообразные состояния. Чтобы поставить диагноз и назначить лечение, сначала надо разобраться в причинах возникновения подобных симптомов.

О том, какие проблемы лежат в основе появления головокружений (или вертиго) и что делать, если они регулярно беспокоят ребенка, рассказывает Наталья Владимировна Куликова, врач-невролог КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне.

Психосоматика

Многие родители, дети которых жалуются на головокружения, опасаются наличия у ребенка какого-то опасного заболевания. Однако часто головокружение у детей является признаком психосоматических расстройств. Иными словами, их состояние обычно обусловлено повышенными психоэмоциональными нагрузками. Дети особенно восприимчивы к происходящему вокруг, остро переживают из-за учебы, общения со сверстниками и родителями.

Если головокружение длится больше 10 минут и не сопровождается рвотой и нарушением слуха, то, как правило, оно является психогенным.

То есть такие головокружения являются симптомом переутомления, волнения, стресса.

Как правило, подобные состояния требуют нормализации режима сна и отдыха, снижения нагрузки, назначения седативной терапии.

Случайные приступы

Дети часто сталкиваются с так называемыми пароксизмальными (проявляется приступами) головокружениями – обычно эти приступы внезапны и кратковременны. Их длительность обычно составляет не более трех минут. Атаксия, то есть частичная или полная потеря координации, выражена менее резко. Пережив первые эпизоды, ребенок впоследствии самостоятельно понимает, что ему надо прилечь или опуститься на колени.

Редко эти явления сопровождаются рвотой и нистагмом (непроизвольным дрожанием глазных яблок).

При этом в отличие от эпилептических припадков, сознание остается ясным, а речь четкой. Для уточнения диагноза врач должен провести ЭЭГ (электроэнцефалография).

Резко повернулся

Существует также доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение. Оно возникает при изменении положения тела. В этот момент может казаться, что предметы и комната вращаются в обратном направлении.

Любое изменение положения тела провоцирует или усиливает эти приступы.

У молодых людей и детей подобные нарушения встречаются довольно редко.

Укачало

Иногда головокружениеобусловлено укачиванием в транспорте. Нарушения равновесия подобного рода называются кинетозом. Эти ощущения знакомы практически всем людям, даже тем, кто абсолютно здоров. Спуск с горки, катание на качелях, водные путешествия – это неполный список популярных развлечений, которые вызывают легкие головокружения и подташнивание. Однако вестибулярный аппарат детей гораздо более чувствителен, ими поездки и путешествия, а также неприятные запахи переносятся сложнее.

Также кинетоз может быть спровоцирован переутомлением – как физическим, так и моральным.

Нет воздуха

Нередко головокружение возникает и из-за недостатка кислорода в душном помещении, при снижении артериального давления, сердечных аритмиях, снижении гемоглобина при анемии, обезвоживании, интоксикации при инфекционных заболеваниях и отравлениях. Такое головокружение является не системным (не истинным): возникает ощущение, что изображение «плывет», темнеет перед глазами, ребенка пошатывает.

В данном случае это нарушение пространственного восприятия.

Инфекция

Головокружение может быть также сопутствующим симптомом в случае инфекционных патологий. Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе, поэтому при возникновении воспалительных процессов в ЛОР-органах дети могут жаловаться на головокружения.

Синдрм Меньера

Истинное (системное) головокружение может быть одним из симптомов синдрома Меньера. Это патология уха, обычно сопровождающаяся снижением слуха. При этой болезни в полости уха увеличивается количество эндолимфы.

Скапливающаяся жидкость начинает давить на клетки, которые отвечают за равновесие.

При осмотре у ребенка наблюдается нистагм – ритмичные колебательные движения глазных яблок. Часто такое состояние сопровождается рвотой. В данном случае требуется стационарное лечение.

Это уже серьезно

Если головокружение возникает одновременно со звоном в ушах, головными болями в затылочной области , расстройством речи и зрения, рекомендуется делать МРТ или КТ для исключения серьезных заболеваний (таких как, например, объемные образования, энцефаломиелопатии, сосудистые мальформации, аномалии краниовертебрального перехода).

Считается, что причиной головокружения может стать патология сосудов, стеноз позвоночных артерий .

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о случаях, когда у ребенка кружится голова. Вам станет известно, по каким причинам это происходит, какой симптоматикой характеризуется, какие меры можно предпринять, чтобы помочь малышу, и в каких случаях необходимо обращаться к специалисту.

Головокружение

Далеко не всегда подобное состояние является симптомом какого-то заболевания. Иногда головокружение может возникать просто при катании на каруселях или при наличии морской болезни.

Различают три формы головокружения.

  1. Острое. Характерно внезапное возникновение приступа, сопровождающегося интенсивными симптомами:
  • звон в ушах;
  • снижение слуха;
  • светобоязнь;
  • возможен нистагм.

Причиной может быть:

  • инфекционный процесс в организме;
  • травмирование среднего уха;
  • сильное переутомление;
  • аллергическая реакция;
  • опухоль головного мозга.

Обычно подобное состояние не вызывает каких-либо последствий.

  1. Периодическое. К основным проявлениям относятся такие же симптомы, как и при остром, а ряд приступов может сменяться полным спокойствием. Выделяют такие причины:
  • базилярная болезнь;
  • кривошея.
  1. Постоянное. Характерна задержка развития моторных навыков, нарушение равновесия. Детки жалуется на:
  • шум в ушах;
  • плохую координацию;

Такие малыши способны часто травмироваться. Причиной подобного состояния становятся:

  • проблемы с эндокринной системой и почками;
  • врожденный дефект ЦНС;
  • патологии вестибулярного аппарата.

Причины

Чрезмерная эмоциональная нагрузка может стать причиной головокружения

Данное состояние возникает из-за наличия определенных факторов. Давайте рассмотрим, какими могут быть причины головокружения у детей.

Когда подобное состояние не является патологией:

  • у малышей до пятилетнего возраста все еще может продолжать формироваться вестибулярный аппарат, и поэтому возникают проблемы с равновесием, особенно при сильной нагрузке;
  • может возникнуть головокружение в темноте из-за того, что отсутствует зрительный сигнал;
  • сильный голод;
  • малая подвижность;
  • перегрев, в частности при купании в горячей воде, в душном помещении (тоже касается и очень холодной воды);
  • сильное физическое или эмоциональное перенапряжение;
  • у девочек подростков возможна беременность;
  • побочные действия каких-либо лекарств;
  • гормональная перестройка в подростковом возрасте.

Причины, свидетельствующие о медицинской проблеме:

Не всегда ребенок жалуется на головокружение. Кто-то не придает этому значения, а кто-то еще не способен описать свои ощущения или слишком мал, чтоб об этом сообщить. В такой ситуации именно родители должны вовремя заметить возникновение подобного состояния по ряду проявлений в поведении малыша:

  • нежелание подниматься с постели;
  • карапуз сидит, облокотив голову на твердую поверхность, глазки ребенка закрыты;
  • у малыша возникает растерянный вид во время игры;
  • могут встречаться глазодвигательные движения непроизвольного характера.

Срочно к врачу

Головокружение сопровождается сильными головными болями — срочно к врачу

Обязательно обратиться к специалисту нужно, если помимо головокружения у вашего карапуза наблюдаются еще и другие симптомы:

  • предобморочное состояние;
  • нистагм;
  • звон в ушах;
  • сильные головные боли;
  • диплопия;
  • судороги;
  • парестезия;
  • ухудшение слуха.

Также имеется ряд факторов, при наличии которых нужно отправиться в медучреждение:

  • неоднократные эпизоды головокружения;
  • предшествующая травма головы;
  • продолжительность головокружения больше часа;
  • наличие данного состояния у других членов семьи.

Диагностика

При появлении первых тревожных звоночков, необходимо поспешить к врачу. Педиатр или сам осмотрит вашего малыша и направит на анализы или сразу перенаправит к узкому специалисту, который уже более детально рассмотрит все жалобы и назначит положенное обследование, а следом за ним и лечение.

Методы диагностики при головокружении, особенно при повторяющемся, в себя включают:

  • тщательный осмотр пациента, сбор анамнеза;
  • общий анализ крови, особое внимание уделяют показателю гемоглобина;
  • исследование крови на уровень глюкозы;
  • печеночные пробы (биохимия крови);
  • оксигенометрия;
  • головного мозга или шейного отдела позвоночника;
  • КТ или МРТ.

Кроме основных, ребенку могут назначить дополнительные исследования:

  • УЗИ головного мозга;
  • постурография;
  • РЭГ головы.

Так как головокружение может возникать по разным причинам, то ребенку может понадобиться консультация какого-то специалиста узкого профиля, а в некоторых случаях имеет место комплексная проблема, и тогда возникнет необходимость попасть на прием сразу к нескольким докторам. Так при наличии головокружения у малыша, вас могут направить к:

  • вертебро-неврологу;
  • отоневрологу;
  • отоларингологу;
  • неврологу;
  • сурдологу;
  • эндокринологу;
  • кардиологу;
  • офтальмологу;
  • инфекционисту.

Ваши действия

  1. Сохраняйте спокойствие и попытайтесь успокоить ребенка.
  2. Положите малыша на горизонтальную поверхность, желательно жесткую, и на такую же подушку.
  3. Позаботьтесь о том, чтоб отсутствовали какие-либо раздражители.
  4. Необходимо, чтобы малыш соблюдал постельный режим до того времени, пока его состояние не улучшится.
  5. Если присутствует тошнота и головокружение у ребенка, а также начинаются приступы рвоты, то необходимо позаботиться о том, чтобы не допустить обезвоживания организма. Обеспечьте малышу обильное питье.
  6. Следите за тем, чтоб малыш не перегревался.
  7. Когда вы укладываете карапуза спать, позаботьтесь о том, чтоб в комнате присутствовало хотя бы минимальное освещение.
  8. Если головокружение застает его при поездке в транспорте, посоветуйте сфокусировать свое внимание на неподвижном объекте. При необходимости выйдите на остановке, чтобы подышать свежим воздухом.
  9. Если вы видите, что самочувствие ребенка становится все хуже, возникают тревожные симптомы, то необходимо экстренно вызвать врача.

У моего сына в очень редких случаях, но все же возникает головокружение. При этом оно может сопровождаться тошнотой. В основном это происходит, когда снижается давление. Чтоб прийти в норму, ребенку достаточно спокойно полежать. Я прикладываю на лобик влажный платочек, смоченный в холодной воде, и ему становится легче.

Теперь вы знаете, что делать, если у ребенка слабость , головокружение. Помните о том, что подобное состояние может свидетельствовать о наличии какого-то заболевания, порой даже серьезного. При появлении подобного проявления, не медлите с обращением к врачу. Лучше перестраховаться, чем упустить время, и поздно начать лечение.

Головокружение у ребенка является нередким явлением. Подобное состояние появляется по многим причинам. Для выяснения факторов, которые привели к возникновению симптома, и назначения адекватного лечения надо обратиться за помощью к детскому врачу.

Достоверно выяснить, почему малыша тошнит, и у него кружится голова, способен лишь педиатр. Если у крохи возникло головокружение, следует незамедлительно посетить врача и пройти обследование. Иногда лучше сразу вызвать неотложную помощь, если ребенок жалуется на головокружение:

  • звон в голове;
  • обморочное состояние;
  • интенсивная головная боль;
  • нистагм;
  • диплопия, снижение зрения.

Тем более нужно немедленно отвезти ребенка на консультацию, если приступы возникают у него регулярно, имеют большую длительность или появляются после удара головой.

Если у ребенка кружится голова, но малыш еще слишком мал, чтобы озвучить жалобы, выяснить появление патологии можно по следующим признакам:

  • ребенок не хочет вставать с постели;
  • малыш закрывает глаза и пытается зафиксировать голову, прислонив к спинке кроватки, таким образом пытаясь остановить головокружение;
  • ребенок периодически с растерянным видом отвлекается от игры или книги;
  • иногда наблюдаются непроизвольные глазодвигательные движения.

Родители должны насторожиться при таких симптомах, и если они повторяются должны принять соответствующие меры. Чтобы помочь врачу установить правильный диагноз следует припомнить точно все события, предшествовавшие их появлению.

Причины патологии

Подавляющее число приступов вертиго вызвано патологиями внутреннего уха. Существует более 300 болезней, при которых наблюдаются головокружения, поэтому регулярные приступы нельзя игнорировать. Если они появляются после незначительной травмы, то причина ясна. В остальных случаях надо внимательно следить за симптоматикой и обращаться за помощью своевременно.

Нередко головокружение имеет непатологические причины. Оно может быть вызвано такими факторами:

  • темнота в помещении. Головокружение у детей может возникать, когда он просыпается ночью в темноте. Это происходит из-за недоразвития вестибулярного аппарата. Для того чтобы не допустить этой неприятности, следует зажигать в темное время суток ночник в комнате малыша;
  • голод. Иногда подобное состояние бывает вызвано тем, что ребенок голоден. Если малыш долго не принимал пищу, сначала следует предложить ему выпить компота или сока, и только после этого дать легкую еду;
  • пребывание в душной комнате или переутомление. При этом надо проветрить помещение или вынести ребенка на улицу;
  • горячая ванна. У детей раннего возраста система терморегуляции еще не сформировалась. Поэтому долгое купание в горячей воде может спровоцировать перегревание, и вызвать головокружение. В этом случае после купания надо дать ему прохладной воды и уложить в постель,не накрывая.

Нередко также симптом бывает вызван болезнями. И если у ребенка закружилась голова, причины могут быть такие:

  • кинетоз;
  • травмы мозга;
  • патологии внутреннего уха;
  • нарушение работы ЦНС;
  • воспалительные болезни тканей мозга;
  • анемия;
  • понижение сахара в крови;
  • фармакологические и пищевые отравления;
  • глистная инвазия.

Определить точно, почему у ребенка часто кружится голова и его тошнит, может только педиатр. Поэтому не следует медлить с его посещением, если у малыша возник симптом.

Терапия заболевания

Если причины появления симптома не найдены, следует придерживаться особых правил ухода за ребенком. Дети, склонные к появлению головокружений, нуждаются в особых мерах помощи при возникновении симптома и профилактики его появления:

  • если появились признаки головокружения важно уложить малыша в постель или на любую другую подходящую плоскость. Голову следует разместить на твердой подушке. Это даст возможность предотвратить появление тошноты и рвоты;
  • важно убедиться, что малыш не ощущает жажды. Обезвоживание бывает очень опасным для детского организма, особенно для мозга маленького ребенка;
  • температура воды при купании малыша должна быть теплой. Недопустимо применять слишком горячую ванну, поскольку она вызывает приток крови. Кровеносные сосуды расширяются, провоцируя головокружение или головную боль;
  • укладывая малыша на ночь, не следует оставлять его в полной темноте. Рекомендуется поставить горящий ночник рядом с детской кроваткой. Это позволит малышу, проснувшись ночью, не утратить чувство ориентации.

Головокружение, которое носит временный характер, не представляет серьезный повод для родительского беспокойства. Но симптом, который возникает регулярно, свидетельствует о наличии болезни.

Виды головокружений

Головокружение имеет разные причины, и, в зависимости от тяжести заболевания, вызвавшего симптом, дает разнообразные проявления, отличающиеся по длительности, периодичности и течению:

  • периодическое головокружение. В этом случае голова может закружиться резко и так же внезапно перестать. Если у ребенка диагностирован такой вид патологии, это дает повод предполагать у него кривошею;
  • регулярное головокружение. При этом оно сопровождается интенсивными головными болями, шумом в ушах и нарушением координации. Такие малыши постоянно подвергаются риску возникновения травм. Также у них бывают патологии почек или эндокринной системы. Часто таким детям ставят диагноз: врожденное поражение ЦНС и расстройство ВА;
  • острое головокружение. Оно возникает быстро и часто протекает с головной болью. Маленький ребенок хватается руками за голову и громко плачет. Малыш постарше может жаловаться на шум в ушах или понижение слуха. Причины явления часто кроются в заражении ОРВИ или бактериями.

При выявлении регулярных головокружений у малыша важно своевременно обратиться к врачу, чтобы определить причины болезни и назначить терапию. Только специалист может сказать, что делать, если у ребенка кружится голова. Зачастую срочно оказанная помощь может спасти жизнь малышу и возвратить его к нормальному существованию.

Вам также может быть интересно

К сожалению, крепкое здоровье у ребенка – сегодня достаточно редкое явление. Большинство деток имеют те или иные заболевания, которые часто проявляются совсем неожиданно. Непонятные проявления состояния малыша нельзя оставлять без внимания, даже если они кажутся не опасными на первый взгляд. К таким симптомам относятся головокружения у детей. Почему у ребенка кружится голова и насколько это опасно.

Что такое головокружение и как оно проявляется

Здоровому человеку присуще состояние равновесия. Оно обеспечивается многими физиологическими процессами. Мозг принимает сигналы от зрительной системы, вестибулярного аппарата. Затем расшифрованные сигналы превращаются в импульсы коры головного мозга, которые адресуются мышцам человека. Мышечная система отвечает за устойчивость тела и правильное расположение глазных яблок. При нарушении поступления нервных импульсов у человека возникает чувство вращения предметов, окружающих его, которое сопровождается потерей равновесия.

Однако маленькие детки не всегда могут сказать о головокружении, правильно описать свои ощущения. На то, что у ребенка кружится голова, указывают некоторые особенности его поведения. Так, малыш старается закрыть глаза, может упираться лбом в стенку или предмет мебели либо ложиться лицом вниз. Иногда ребенок обхватывает руками голову, он может прижаться к опоре и сидеть неподвижно. Достаточно часто ребенка тошнит, усиливается слюноотделение, бледнеет кожа.

Причины

Нередко у малыша вызывают головокружение непатологические причины. Итак, почему у ребенка кружится голова? Такое состояние может провоцироваться следующими факторами:

  • Переутомление или нахождение в душном помещении . Нужно отправить малыша на свежий воздух или же проветрить комнату, в которой он находится.
  • Голод . Иногда головокружение вызывает самый обычный голод. Если ребенок долго не кушал по какой-либо причине, сначала дайте ему выпить компот или морс, и после этого предложите еду.
  • Прием слишком горячей ванны . У маленьких деток еще не совсем совершенна система терморегуляции организма. Поэтому, если он провел много времени в горячей ванне, может начаться головокружение. В таком случае следует после ванны напоить его прохладной водичкой и уложить в постельку, сильно не укутывая.
  • Темнота в комнате . По причине несовершенства вестибулярного аппарата, некоторые малыши испытывают головокружение в темноте, особенно проснувшись ночью. Чтобы избежать этого состояния, стоит оставлять в комнате ребенка на ночь приглушенный свет.

Однако нередко головокружение может вызываться различными заболеваниями и патологическими состояниями. Так, если у ребенка кружится голова, причины могут быть следующие:

  • нарушения в функционировании нервной системы;
  • анемия (снижение уровня гемоглобина в крови);
  • кинетоз (синдром укачивания);
  • низкая концентрация глюкозы в крови;
  • травмы или воспалительные процессы среднего уха;
  • травмы головного мозга;
  • воспалительные заболевания мозговых тканей, такие как энцефалит, менингит;
  • отравления, особенно лекарственными препаратами, грибами и алкоголем;
  • гельминтозное заражение.

Определить точную причину может только врач. Поэтому не стоит затягивать с консультацией у специалиста, если у малыша появилось головокружение.

Когда вызывать скорую помощь

Родители должны немедленно вызывать скорую помощь, если у ребенка возникли опасные проявления, сопровождающие головокружение:

  • сильная головная боль;
  • ухудшение зрения или двоение в глазах;
  • потеря сознания;
  • нистагм – ритмичное движение глаз, при котором они медленно движутся в одном направлении, после чего быстро возвращаются обратно;
  • звон в ушах.

Также срочно нужно показать малыша доктору, если приступы головокружения появляются у него неоднократно, длятся больше 30 минут или приступ возник после падения либо удара головой.

Что делать, если у ребенка кружится голова

Если головокружение не сопровождается тяжелыми симптомами, можно оказать помощь ребенку в домашних условиях.

Сначала нужно помочь ему лечь и обеспечить приток свежего воздуха в помещение. Можно дать ребенку препарат, который применяется при укачивании.

В случае если головокружение началось в автобусе или машине, попросите малыша сфокусировать взгляд на каком-либо неподвижном предмете. Также можно проделать простое упражнение, которое эффективно снимает приступ головокружения. Попросите ребенка вытянуть руку перед собой и задержать взгляд на большом пальце.

Главные принципы развития ребенка от 1 года до 3 лет

Что происходит морфологически? Рост головного мозга и коры, образование связей. Процесс накопления информации. При воспитании ребенка необходимо вписаться в генетическую линию развития.
Очень развиты исследовательский интерес и познавательное поведение.
1.Основы культуры. Все вещи окружающей среды, как работают, из чего состоят, как ломаются.
2. Узнает иерархию группы, взаимоотношения между родственниками, свой-свой, свой — чужой.
3. Небо? Что там? Земля? Что на ней? Вот «оно» есть и какое «оно»? – его принцип изучения. Изучает предмет или явление до тех пор, пока в голове не сложится представление о нем, потом переходит к следующему. Хорошо усваивает ботанику, названия животных, все то, что вокруг него, там, где он живет.
Интересуют атмосферные явления, как то, в чем мы живем. Информация не нужная ребенку не воспринимается. Позиция изучения – где я живу и чем я буду пользоваться.
Родной язык – привязка к месту.
4. Развивается сердечно-сосудистая система и формируется сосудистая сеть. Качество развития зависит от двигательной активности ребенка, чем больше движений, тем лучше.
Прыгает , бегает, лазает.
5. Поддерживающее окружение – должно быть полное впечатление о надежности мамы и окружающего мира. Это необходимо для нормального встраивания в социум.
Необходимо поддерживать веру в то, что ребенок самый хороший, лучший, замечательный. До 3 лет ребенок все делает замечательно! Ругать ребенка нельзя ! Запреты и т.п. после 3-3,5 лет. Не ругаем! Не наказываем! Смысл наказания не доступен ! То, что нельзя, должно быть недостижимо физически!
6. Развитие стоп и ладоней. “Дополнительные глаза”.

1 год 1 месяц

Моторное развитие.
Появляется уверенность в движениях, реже падает. Не проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь. Не нужна опора. Редко балансирует. Сокращаются перемещения на четвереньках. Улучшаются мелкие движения пальцев рук. Уверенно берет предметы, мелкие предметы. Тычет пальцем. Расковыривает дырочки, пальцы засовывает в щели. Начинает мотать головой – активно развивается вестибулярный аппарат.

Освоение пространства.
Второй уровень квартиры – поверхности 50-60 см от пола ( стулья, столы, кресла, диваны ). Когда их освоит, начинает использовать как подставки. Может добраться до третьего уровня, но не может спуститься. Сразу снимать, как только просит.
“ Маленькое бедствие” – все делает очень быстро, огорчается, когда нельзя восстановить разбитое и разломанное.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие.
“Прячет спину “при опасности ( поворачивается спиной к стене, пятится назад, прижимается спиной к маме).

Познавательное поведение. Все ощупывают, пробуют и бросают на пол. Бросают и смотрят, что будет. Предметы должны быть разные. Интересуется содержимым всех шкафов и ящиков. То, что нельзя трогать и доставать должно быть физически не достижимо.

Освоение пространства, как мира. Важно находиться в одном и том же месте (дом, дача, квартира бабушки у которой бывает часто, не более трех мест). Формирование представления о реальности пространства задерживается, если ребенок часто ездит в гости, переезжает. Каждый раз при пробуждении у ребенка происходит идентификация себя и окружающего пространства. Если просыпается в другом месте, рядом должна быть мама обязательно. При необходимости переезда нельзя выносить из дома спящего ребенка, он должен уснуть в дороге. Длинную дорогу переносят тяжело, необходимо множество занятий.

Речевое развитие. +1 – 2 слова, есть активный и пассивный словарь. Активный – говорит и называет, м.б. условные звуки, жестовая речь. Пассивный – понятия которыми пользуется, не называя их. Как понимает речь? Ребенок понимает все бытовые понятия, все, о чем говорят. Просьбы понимает и выполняет. “Покажи коровку” – покажет зайчика, но не потому, что не знает, что такое коровка, а по тому, что зайчик ему больше нравиться. Такая логика ответов примерно до 1,5 лет. “Нет “ и “да “ не означают согласие или не согласие.

Интеллектуальное развитие. Знает понятия – горячо, холодно, мягкое, твердое, колючее, сухое, мокрое. Знает число, которое состоит из числа членов его семьи и умеет считать в пределах этого числа ( обычно от 10 до 100-120 ). В семью входят родственники и домашние животные. Делит семью на множества, знает общее число, число множеств, множества складываются и вычитаются, сложение и вычитание в пределах множества. Знает иерархию между множествами и в пределах множества. Функции между родственниками должны быть четко распределены. Каждый должен делать какое-нибудь только свое дело.

Психоэмоциональное развитие. Стериотипы поведения взрослых перенимают, как штампы, как форму поведения. Не понимает боль другого человека и другого существа. Нет сочувствия, оно формируется постепенно, как форма поведения, при наблюдении за поведением окружающих. (Полностью формируется к 12 годам). То, что направлено на ребенка, не воспринимается им, как форма поведения. Ребенок должен быть свидетелем, когда жалеют кого-то. Чувства вины у ребенка нет. Если он кого-то укусил, надо жалеть укушенного, не говорить ребенку, что он плохой.

Полноценность и самодостаточность. Ребенок должен быть уверен, что он очень хороший, очень красивый, все его действия замечательны и достойны восхищения.

Роли мамы и папы.
Мама- функция защиты, держит мир, к маме бежит спасаться ( и к бабушке тоже), функция судьи в домашних разборках, только мама принимает решения. Папа дома должен подчиняться решению мамы. Наказывать может только мама (представление ребенка о роли мама-папа).
Папа – решения за пределами дома. Приносит в дом. Регулирует отношения свой-чужой. (Справедливость между своими восстанавливает только мама!). Мама в любые конфликты вне дома вступать не должна.
Бабушка – функция защиты, как у мамы.
Дедушка – функция защиты, как у папы, вне дома, задача – поделки, вместе строить – функция создателя.
Запреты – от мамы исходить не должны. Если запрет необходим, то это должно быть физически невозможно сделать (достать Луну). Папа должен спасать, не должен запрещать и “качать права”.
Наказания — ругать и наказывать нельзя, т.к. нет состава преступления. Если мама наказывает или ругает ребенка, то в его представлении рушится мир, поведение мамы почему-то изменилось. Причины этого изменения для понимания ребенка не доступны.
Основные меры воспитания — уговоры и переключение внимания. Если поведение ребенка легализовано, то это хорошо получается. Необходима изобретательность. Нравится прислушиваться, тишина, негромкие звуки, на это лучше откликается, чем на что-то громкое. (Искать мышку под диваном).
Игры и игрушки. Посуда, кухонная утварь, книжки, компьютеры, телефон и другие предметы взрослых. Играют в догонялки и прятки. Любят играть со старшими детьми. Любят, когда подкидывают в воздух, ладушки, поехали-поехали, бодаться, купаться (может заниматься самозакаливанием – открывает кран с холодной водой).
Сон. Уже делятся на жаворонков и совят (засыпают на ночь с 20 до 22 часов или с 22 до 1 часа соответственно). Ночной сон 9-11 часов. Ночные высаживания 2 раза : 1 раз через 1-2 часа после засыпания, 2 раз в 3-4 утра (редко в 5 утра).
Утром встают жаворонки в 6-9 часов утра, совы в 10-12.
Сон связан с фазами Луны, впечатлениями дня, переживаемыми сновидениями, состоянием здоровья, обилием питья и качеством пищи, присутствием мамы рядом. 1 раз в месяц может спать очень долго, 13-14 часов.
Дневной сон 1-2 раза, должен просыпаться в хорошем настроении, если капризничает, приложить еще на чуть-чуть. Продолжительность дневного сна 1,5-2 часа, если спит 1 раз, а если два раза, то первый раз 1,5-2 часа, а второй не более 50 минут.
Суммарный сон за сутки 12 часов.
Если очень продолжительный дневной сон – собрался заболеть.
Существует ритуал пробуждения – любят поваляться, потом делают обход и т.д. Очень консервативен, не надо торопить. Ритуал отхода ко сну. Будить не нужно!
Питание. После года грудные кормления в основном ночью с 4 до 8 утра (может быть почти непрерывное сосание или с перерывами на глубокий сон). Днем может прикладываться мало, чисто символически, для чувства уверенности или комфорта, для кормления 1 –2 раза. Для ребенка сосание груди и еда со стола разные вещи. Еда со стола – копирует взрослых, пытается наедаться.
Организация еды: Стремится сидеть за столом, как взрослые, на таком же стуле, с теми же приборами. Во время еды всё разбрасывают, пытаются есть ложкой, вилкой, берут рукой, кладут в ложку, насаживают на вилку, едят руками.
Может наедаться сам. Если не наедается, устает бороться с едой, тогда можно докормить. Важна самостоятельность малыша, нельзя замещать его действия своими. Для малыша должен быть интересен процесс поглощения еды. Не отвлекать его игрушками, книжками, телевизором и прочим!
Во время еды должны двигаться. Малыш подбегает к маме, съедает кусочек или ложку чего-нибудь, отбегает и возвращается за следующей.
Естественные отправления.
Все, что связано с естественными отправлениями, связано с развитием сексуального поведения. Учится контролировать. Для ребенка важно выяснить, как это происходит. Хочет все делать сам и там, где считает нужным. Важно не мешать, не ругать.
Ночные мочеиспускания контролируемые. Мочеиспускание может быть случайное в зависимости от фазы Луны (один раз в месяц), и других атмосферных явлений. . В чужих местах не писает, терпит до дома, до подхода к дому (места уже свои), может терпеть 6 –10 часов. Какать может стоя (1г.1м.).

1 год 2 месяца

Моторное развитие. Все тоже маленькое бедствие. Хорошо подтягивается на руках, взбирается на все. Возрастает темп ходьбы. Осваивает спуск со стула. Иногда зависает на краю стула – надо показать ножке, где пол.
Освоение пространства. Знает название и расположение всех комнат и мебели в квартире, доме (во дворе – всех построек) и все предметы, которые могут лежать там. Очень хорошо знает, где расположены области неисследованного пространства, и старается обязательно выяснить, что там. ( Если эти области должны остаться неисследованными, то малыша необходимо переключать, сделать области физически недоступными.) Необходимо оберегать в тех местах, где проявление познавательского интереса может плохо закончиться. Изучает свойства предметов, подвижность предметов. Изучает свойства воды – жидкость, течет, можно бултыхаться, булькать, купаться.
Психоэмоциональное развитие и интеллект. Перестает сосать руки, тащить в рот предметы, лизать. Проявляет настойчивость, ругается, если что-то делают по его мнению неправильно. Перестает ощупывать лица взрослых. Целуется, проявляет нежность.
Речевое развитие. Порывается что-то сказать, сообщить впечатления, большое желание что-то сказать. В этом возрасте может прибавить 10 слов к активному запасу или может сказать первое слово. Если ребенок молчит, но у него нормальный пассивный словарь, он может заговорить в три года и это тоже норма. Не понимает смысла распространенных предложений. Простую речь понимает очень хорошо. Просьбы выражает криком, т.к. не способен регулировать громкость речи. Очень выразительны жесты, их трудно не понять.
Книги и чтение. Некоторых не интересуют вообще. Интересно уже не рвать, а рассматривать. С удовольствием слушают 4х строчные стишки.
Подражательное поведение. Учится вытирать после себя лужицы. С пристрастием следит, если что-то сделали за него, надо все вернуть и сделать правильно ему самому. Участвует в уборке, вытирает пыль, стирает в ручную и в стиральной машине. Сознательно подражает действиям взрослых. Жестовые стереотипы. Набирает форму поведения из поведения взрослых. Очень консервативны. Если сохраняет нежелательную форму поведения – с ней придется бороться много лет. Поэтому, если ребенок впервые демонстрирует нежелательную форму поведения, на нее не надо отвечать, должно быть ясно, что такие действия к результату не приводят.
Самодостаточность и место в иерархии. Самодостаточное и целостное существо. Отстаивает себя как личность.
Питание. Дробные приемы пищи по чуть-чуть! Способен жевать почти постоянно! Режима питания быть не должно! На 4 разовое питание выходят к 3 годам. В 1год 1 месяц можно выделить 4 основных приема пищи, когда ест немножко большие порции, чем обычно: завтрак через 30минут – 1 час после пробуждения, перед дневным сном полдник, после сна — обед, ужин – перед сном. Голодным спать не должен и не будет.

МАМА – ПАПА РЕБЕНОК (отдельно)
РЕБЕНОК(вместе с мамой)
Бабушка – грандмама (подчиненная, менее динамичная, функция защиты)
Дети (до 12 лет) – подчиненные: в этой группе малыш может вести себя как мама, распоряжаться, наводить справедливость, с его точки зрения. В этом случае старшие дети должны звать маму или отнести малыша к маме. Последнее слово только за мамой.
Подростки – отдельная группа, с точки зрения малыша, находиться в доме не должны, относится к ним с опаской, при необходимости от них спасает папа (т.к. его функция – защита вне дома).
Когда делает что-то впервые – оценивает реакцию взрослых. Делает что-то, чтобы вызвать реакцию. Необходимо для выработки ориентиров. Если реакция понравилась действие будет повторено. Реакция должна быть нейтральной! Без оценки личности! Если поколебать самоуверенность, будет что-то предпринимать, чтобы его похвалили, вернули уверенность. К этому возрасту знает все запреты. Добытый предмет прячет за спину и пятится. Чтобы не приходилось отбирать, не должно быть запретов и должна быть физическая недостижимость.
Способен выполнять просьбы и поручения. Кладут вещи на место. Приносят – уносят. Необходимый предмет приносит с третьей попытки не потому, что бестолковый, а потому, что первые два предмета больше нравятся. Выполняет просьбы не обращенные лично к нему. Демонстрируют нужность. Хохочут, когда что-то получилось. Ковыряют пальцем в носу, перестанут, когда наковыряются. Не должно быть неадекватной реакции!
Физиологические явления и уход. Может отказаться от молочных продуктов. Вообще избирательно относится к продуктам, может быть категорический отказ от некоторых. Если настаивать, то не будут есть никогда. Пристрастие к сладостям, в этом возрасте необходимо для развития ЦНС (повышенная потребность в глюкозе). После сладкого спокойно едят другую пищу. Любят мясные продукты, копчености (лучше домашнего копчения). Любят острое (чеснок, лук, пряности), могут есть соль, лимон.
Мочеиспускание и дефекация. Показывает, где сделал лужицу или кучку. Если спросить, пойдет и покажет.

1 год 3 месяца.

Моторное развитие – бегают по кругу, кружатся (развитие вестибулярного анализатора), необходимо прикрывать углы.
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Начинает рисовать, проверяет, что как пишет. Удобнее всего — большой лист на полу, чтобы мог сесть на лист. Краски – пищевые красители, т.к. пробуют на вкус. Можно давать кисточку, в начале рисует кисточкой, потом откладывает, рисует руками и ногами. Давать один цвет, краски менять, постепенно выберет любимые цвета.
Появляется оправдательное поведение (если застают за тем, что делать нельзя, делает вид, что он тут не при чем).
Быстрая ориентация после пробуждения.
Продолжают совершать запрещенные действия для проверки поведения окружающих, такие проверки носят более упорядоченный характер.
Познавательное поведение. Вода булькает, набирают и выпускают, выливают. Пьют воду из ванны, сосут губку, щетку. Малыш делиться своими открытиями, его радость необходимо поддерживать.
Речевое развитие. Активно исследует рот, щупает руками (подготовка к произнесению слов). Общение – зовет с собой, ведет, взявшись за юбку, брючину. Перестают намеренно рвать книжки.
Поведение исследования: следует за мамой, осознанно и деловито, играет рядом с мамой. Бегает с мамой в туалет.
Мочеиспускание и дефекация. Если хочет покакать, то позволяет себя высадить на горшок. Писает самостоятельно, предпочитает на мягкое, писает и смотрит, как.

1 год 4 месяца.

Моторное развитие. Продолжает кружиться вокруг своей оси, ходит на пальчиках.
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Вытирают руки, если испачкаются, моют руки. Любовь к порядку, возмущаются, если что-то не на месте. Требуют, чтобы подняли высоко для обзора. Формы поведения перенимают те, которые не видели раньше. Выполняют 70% просьб взрослых. Очень правильные.
Уход и питание
Перестает есть все подряд вместе с мамой. Отказывается пробовать новое. Если видит, как это ест мама, то может попробовать, дня через три. Может захотеть попробовать, если что-то новое ест ребенок чуть старший и пытается спрятаться.
Начинает пить много воды. Запивает еду водой. Едят что-то одно, пока не наедаются.
Мочеиспускание – случаются единичные непроизвольные мочеиспускания во время сна (зависят от фазы Луны, изменения атмосферного давления, а также, когда заболевает, много выпьет перед сном.). Начинают бить рукой наотмашь. Не допускать неадекватной реакции! Надо уворачиваться, снимать с рук, говорить – “мне больно”.

1 год 5 месяцев.

Моторное развитие. Осваивает ступеньки, носит за собой подставку для доставания выключателей, полочек и т.п. Двигает стулья. Кружится, вертит головой, ходит на цыпочках.
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. В этом возрасте может быть взрыв речевого развития. Прибавляет по 5-10 слов в неделю. Смешно и картинно обижается. Выбирает способ демонстрации обиды (обычно, как мама) и обижается и ждет ответную реакцию. Бьют по лицу и щипаются. Спустить с рук. Опасается страшилок, появляется страх.
Уход. Может самостоятельно сесть на горшок, чтобы пописать или покакать (бывает редко).

1 год 6 месяцев.

Моторное развитие. Развивается мелкая моторика, открывает краны, дверки, бутылки – свинчивает крышечки. Уверенно действует ложкой, вилкой. Больше не разливает содержимое, когда пьет из чашки.
Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Опять пристрастие к дырочкам, особенно к розеткам, любят вставлять заглушки.
Любят рассыпать крупы, соль, муку. Необходимо предоставить для него баночки с крупами, отсыпать в личное пользование.
Начинают опасаться темноты и понимать смысл страшилок. Считают, что громкие шумы и стуки производит какое-то существо. Нуждается в страхах и опасениях.
Знает все части тела и показывает. Знает по именам всех членов семьи. С удовольствием показывает предметы и картинки. Теперь показывает не то, что ему нравится, а то, что просят. Охотно выполняют поручения. Показывают, где предметы, которые потеряли. Пытаются подключиться к беседе, жестикулируют.
Уход и питание Стремится есть самостоятельно, полностью без взрослых, можно помочь доесть, но не начинать кормить! Горшок – в основном продолжает играть (надевает на голову и т.п.). Горшок должен быть обязательной частью интерьера!

1 год 6-8 месяцев.

Моторное развитие. Начинают плеваться со звуком тр-р-р. Издают шумные звуки, выдувая воздух через губы (подготовка к произнесению слов).
Психоэмоциональное развитие. Хорошо знают границу между запрещенным и дозволенным. Если очень хочется, найдут момент и влезут. Перед папой и мамой – демонстрация послушания. Может попросить маму отвернуться, чтобы пошалить, а она этого не видела.
Строгий голос – подвергается сомнению замечательность ребенка, залезает на руки и требует доказательств любви.
Мама может пообижаться. Затягивать игру в обиду нельзя.
Уход. Писает в теплом мягком месте, ”ставит метки” по квартире. Не настаивать на горшке!!!! (насилие в приучении к горшку девочек – затруднение с раскрытием шейки матки в родах).
Могут прыгать со стола ( 5-10 раз и только с безопасной для себя высоты.)

1 год 9-10 месяцев.

Моторное развитие. Начинает меняться внешне, вытягивается, становится стройнее. Становится не “кругленьким”, а “длинненьким”. Тренируются в беге, должна быть возможность побегать.
Речевое развитие. Тренируют дрожание языка – “пыф-ф”, ”тыр-р”, и т.п., пускают пузыри, может быть скачок речевого развития. Активизация желания поделиться мыслями. Может говорить простые предложения из 2-х слов или из 3-4. Полностью понимает речь взрослых, кроме деепричастных оборотов (после 4х лет – до этого теряет ход мысли).
Чтение. Любит книжки, самые любимые рвет и затирает. Поэтому, если стало ясно, что данная книжка – любимая, надо купить еще три штуки.
Психоэмоциональное развитие. Возрастают волевые качества, способен выслушивать объяснения, если плачет, и даже может прекратить плач, после нуждается в тихом утешении. Ревностное слежение за порядком в доме.
Желания выходят за пределы возможного (примерно 1 месяц) – обилие каприз, обид, требований, хулиганства – договорится не получается, но нужно стараться.
Безсознательные страхи. Ребенок боится пушистых шариков, меха, пушистых вещей. Страхи не связаны с внешними событиями, а связаны с воспроизведением воспоминаний внутриутробного периода и родов. Страх можно победить, устранив его физически (выбросить, надежно спрятать и т.п.). Любимая вещь может стать страшной, т.к. в воображении ребенок ее оживляет и когда она оживает, становится страшной. Страх от вида акул, дельфинов на картинках, раскрытой рыбьей пасти.
Рисование. Активно развивает художественные способности – наскальная живопись и татуировка. Необходимо выделить кусок стены, заклеить белой бумагой, обоями наоборот, можно ограничить орнаментом. Для рисования на себе дать что-нибудь легко смывающееся, не ядовитое.
Уход. Жевание пальцев (чешутся задние зубы). Садится на горшок и сидит долго, с удовольствием, приносит с собой игрушки, книжки. Не надо сгонять!

1год 10-11 месяцев.

Физиологическое развитие. Засовывает руку в рот до рвотного рефлекса (примерно 1 месяц). Не заострять внимание!
Психоэмоциональное развитие. Начинает скучать по маме и папа, понимает, что уходят, переживает, что не взяли с собой. Уходить и приходить необходимо потихоньку (даже раздеться при возвращении лучше потихоньку т.к. ребенок увидев маму наконец, сразу хочет приложиться к груди).
Игры, игрушки. Нравится баловство, возня. Начинают играть с мячом, подражая взрослым. Играют вещами взрослых, могут начать играть игрушками (нужна безликая кукла).
Уход и питание. Ест 4-5 раз (основные приемы пищи), со всеми за компанию, 5 раз дополнительно что-нибудь по чуть-чуть. Любит сладкое. Естественные отправления. Самостоятельно садится на горшок какать, перестает писать в укромных уголках и мягких местах. Можно сдать в чистку ковры и заказать чистку мягкой мебели.
Сон совместный, надо присыпать, может послушать сказку.
Бытовые навыки. Вечерний туалет каждый день, любит мыться, с мылом можно 1-2 раза в неделю. Начинает одеваться самостоятельно. Любят ходить на прогулку, во время прогулки переходят от одного объекта к другому, у каждого возятся, исследуют.

2 года.

Моторное развитие. Начинают прыгать на двух ногах, спрыгивать со стола, стульев. Бегают вприпрыжку. Спрыгивает сам или привлекает взрослых, делает многочисленные попытки.
Психоэмоциональное развитие. Если уже говорит – повторяет все, что слышит, слова, фразы. Повторяет жестикуляцию. Стремится к самостоятельности, все сам. Пересчитывает всех членов семьи. Если на прогулку пошли несколько человек, то малыш следит, чтобы никто не отстал, не ушел вперед, все должны идти кучно. Нельзя провожать с ребенком, все кто вышел из дома, должны вернуться (может быть сильное беспокойство, плач). В понимании малыша стая не должна разбиваться.
Уход. Чистит зубы, ест зубную пасту, чистит долго, с удовольствием (один тюбик на три чистки). Кладет все на место.

2 года 1-2 месяца.

Психоэмоциональное развитие и поведение. Кусаки – защищается кусанием, если кто-то что–то делает неправильно – кусает.
Сохраняются моменты неустойчивости в поведении, но в основном выравнивается. Расцвет художественного творчества – татуировка и наскальная живопись. Пишут на предложенном пространстве, потом переходят и на соседние места.
(Ребенок вообще проходит все стадии развития первобытного общества – собирательство (все подбирает на прогулке и домой тащит), охотится (на насекомых преимущественно), потом скотоводство (пасут жучков) и земледелие (пытаются сажать).
Речевое развитие. Если заговорил – способен повторять любые слова очень четко. Совершенствует языковые способности, начинает склонять существительные. До этого говорил в основном глаголами в повелительном наклонении совершенного и несовершенного вида. Может заговорить, как взрослый.

2года 2-3 месяца.

Моторное развитие – все прыгуны, 2мя ногами отталкиваются от пола.
Психоэмоциональное развитие и поведение. Самостоятельность, самодостаточность, сообразительность. Используют, как эпитет, названия цветов для выражения эмоционального отношения к предмету – хорошее — желтое, красное (какая желтенькая машинка –про зеленую), плохое – синее.
Речевое развитие. Употребляет все части речи, множественное и единственное число. Трудности с причастиями и деепричастиями. Составляет предложения из 3х-5 слов, сложные предложения из 2-3 простых предложений. Компонует до 6 предложений для изложения своей мысли. Не надо пытаться разговорить ребенка! Не надо настойчиво поправлять! Может замкнуться и перестать говорить.
Нравственные основы поведения. Большие демократы. Не понимают необоснованные запреты и действия, не логичные с их точки зрения. Требуют объяснений. Борцы за справедливость. Не любят невежливость, грубость. Защищают младших и более слабых, пытаются восстановить справедливость. Показывают человеку, в чем он не прав и демонстрируют своим поведением, как надо себя вести. Пытается выполнять вместе с мамой функцию судьи. Малыша не смущает ограниченность собственных возможностей. Ведет себя, как существо с очень большими возможностями.
Точно знает, как устроен мир. Уже сложилось впечатление.
Потребность в субординации. Требуют, чтобы с ними не обращались фамильярно. Требуют, чтобы на него не кричали, общались, как со взрослым.
Осознанно говорят “спасибо” и “пожалуйста”. Но потом перестают. Не надо поправлять и требовать, чтобы говорил. Если в семье это общепринятая форма поведения, то, став старше, он к ней вернется.
Бытовые навыки. Активно участвует в делах по дому. Без каприз выполняет поручения и просьбы по первому требованию. Требует, чтобы с ним обращались, как с большим. Не любят форму требования и приказов.
Уход. Питание — 4 раза ест в определенном режиме, но между основными кормежками еще нуждается в кусочках.
Сон. Дневной сон может сместиться к вечеру, хочет присоединить к ночному сну. Еще не готовы отказаться от дневного сна. Кажется, что ребенок стал спать меньше, суммарно за сутки получается примерно 12 часов.
Естественные отправления – ночью спят сухие, 1 раз встают в туалет и иногда спят до утра сухие (иногда могут быть неудачи – новолуние, полнолуние).

2 года 3 – 6 месяцев

Моторное развитие. Продолжают тренировки по спрыгиванию , осваивают лесенки – вверх-вниз( учится перебирать ногами), ходит, как большой.

Психоэмоциональное развитие. 2 года 4 месяца – вселяется дух противоречия, но на самом деле противоречие только на словах ( будешь пить? – нет! И тут же пьет). На прямое заявление ответ всегда с предлогом “не”. Если очень далеко зашел в отрицании – переключать. Делают это не злобно( все отрицают), отказываясь на словах, все равно делает.( так примерно 2 месяца). Хорошо действуют мягкие уговоры, переключение, веселое дурака-валя

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *