Логопедические распевки

Мой предыдущий пост был посвящён чистоговоркам. Если вы распечатали выложенные мною карточки или же занимались с ними и ранее, Вы, наверняка, убедились, как они нравятся детишкам. А что, если добавить к этим веселеньким стишкам еще и музыку? Получатся логопедические распевки! И вам с малышом будет ещё веселее!)

Я узнала о логопедических распевках, увидев в какой-то группе Вконтакте трек-лист с веселыми песенками, которые так понравились Ульянке, что я стала собирать о них информацию.

Главной моей находкой стала книга Т.Овчинниковой, к которой прилагается CD-диск с 42 треками.

Оказалось, что эти песенки можно, а точнее нужно слушать не просто так, а по определенной методике, соблюдая некоторые правила.

Во-первых, их нужно прослушивать и учить в том порядке, в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными» согласными («с», «з», «л» «р» и др.)

Также пропевание песенок нужно сопровождать определенными упражнениями.

И есть еще ряд правил и весьма интересных моментов.

Так, в идеале ребенок должен пропевать только те звуки, над которыми идет работа в данной распевке, остальное поет взрослый.

Разучивание песенки нужно предварить проговариванием текста, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелками, хлопками и проч. То есть здесь уже начинается логоритмика.

Сидеть ребенок во время пропевания не должен, обязательно должны быть движения.

Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами.

Овчинникова предлагает и очень интересное упражнение — «музыкальный карандаш», то есть во время прослушивания музыки ребенок рисует карандашом линии, «отмечая» все изменения мелодии. Это, конечно, подходит деткам старшего дошкольного возраста.

Мы с 2-летней Ульяной пока ограничиваемся прослушиванием, разучиванием слов и движений, пропеванием и моими попытками демонстрировать жестами гласные звуки.

В целом же главный принцип в том, чтобы слушание музыки обязательно было активным.

Я рассказывать более подробно не буду, так как поделюсь с Вами книгой и песенками. В книге Вы найдете подробные методические указания. К каждой песенке с диска прилагаются ноты и рекомендации по упражнениям. Вот для примера 1 из разворотов

Кроме того, в Интернете есть ролики с логопедичесими распевками. Например, такой

И есть еще вот такая книжечка.

Купить можно

А вот и обещанная ссылочка на скачивание

А можно ознакомиться с планом постов по развитию речи самых маленьких!

Тетрадь для домашних заданий(гласные звуки)

Тетрадь для домашних заданий

по коррекции речи

Составила учитель – логопед Нехаева М.А.

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома)

  • Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

  • Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

  • Время проведения занятий 10-15 минут

  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

  • Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

  • Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.

  • Выполняйте только то, что требуется в задании.

Уважаемые родители!

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Удерживание губ в улыбке, произнося звук И. Передние верхние и нижние зубы обнажены не сжаты.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй —

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Удерживание губ в улыбке, зубы сжаты произнося звук Ы.

3. «Слон». (Трубочка)

Подражаю я слону —
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У.

4.»Улыбка-трубочка». И — У

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка — все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; — трубочка» — кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

5.»Заборчик -улыбка-трубочка».Ы — И — У

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются — -улыбка-трубочка. «Заборчик — правая рука лежит на левой.

6. «Блинчик»

Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их бабушка печёт.
Вот опять их есть зовёт.

Это упражнение выработает умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии, улыбнуться, открыть рот и положить передний край языка на нижнюю губу. Язык не должен вибрировать.

7. «Лопатка».

Язычок наш как лопатка —

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе несколько секунд, после убрать в рот подержав так же несколько секунд и снова положить на губу.

8. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

9. «Качели».

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ копчикам, производит движения вверх, вниз.

10. «Маляр».

Старательно красим: назад и вперед,

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

11. «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

12. «Непослушный язычок»

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя)

13. «Чищу зубы».

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они

Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней

14. «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часом:

Вправо — влево, вправо — влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта

15. «Барабанщик».

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук ДЫ: ды-ды-ды (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.

16. «Дятел»Кто стучит в лесу глухом
Громко, словно молотком
Пёстрый вид его приятен
В красной шапке – это дятел.

Улыбнуться.Открыть рот.

Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.

Дыхательная гимнастика.

Пропевание гласных звуков на мягкой и твёрдой атаке.

 — мягко

. – твёрдо

Дыхательная гимнастика по Ипполитовой.

Н – нос, Р – рот

Вдох Н – Выдох Р

Вдох Р – Выдох Н

Вдох Н – Выдох Н

Вдох Р – Выдох Н

Гласные звуки

ЗВУК (постановка)

ЦЕЛИ

Постановка звука по подражанию, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «Ныряльщики».(Дыхательная гимнастика Ипполитовой)

2. «Нюхаем цветочки». ( произносим ннннаааааааааа)

3. Делать бурю в стакане воды через широкую трубочку.

Постановка звука

Проводится игра «Погреем ладошки».

ЗВУК (автоматизация)

ЦЕЛИ

Автоматизация звука на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке.

Произнесение изолированного звука

1. Проводится игра «Погреем ладошки».

2. Выполняется упражнение «Аня плачет». Спрашиваем: «Как Аня плачет?»)

Ребенок отвечает: «Аня плачет: “Аа-аа-ааа…”», произнося звук тихо — громко.

3. Выполняется упражнение «Аля хочет спать». Говорим: «Покачай Алю».

Ребенок выполняет инструкцию: «Спи Аля:

“Аа-аа-ааа…”».

Произнесение слов со звуком

На столе лежит три куклы. Называем каждую из них: «Это Аня. Это Аля. Это Маша». Ребенок должен повторить имена кукол.

ЗВУК (постановка)

ЦЕЛИ

Постановка звука по подражанию, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Кто кричит?».(домашние животные)

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «Ныряльщики».

2. «Подуть, как ветерок».

3. Делать бурю в стакане воды через широкую трубочку.

Постановка звука

Проводится игра «Бабушка вздыхает». Глубоко вдохнуть носом. Открыть рот, слегка улыбнуться, кончик языка находится у нижних резцов. Произвести выдох, произнося шепотом . Воздух должен быть теплым.

После того как ребенок четко произнесет шепотом звук , можно повторить это упражнение с голосом.

ЗВУК (автоматизация)

ЦЕЛИ

Автоматизация звука на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «Ныряльщики».

2. «Подуть, как ветерок».

3. Делать бурю в стакане воды через широкую трубочку.

Произнесение слов со звуком

1. На столе кукла и собачка. Говорим:

«Эту куклу зовут Эмма. Собачку зовут Эля.

Эмма зовет Элю: “Эля, иди”.

Как Эмма зовет Элю?»

Ребенок отвечает. «Эмма дает собачке кушать:

“Эля, ешь’. Что Эмма говорит собачке?»

Ребенок отвечает.

2. Повторить слова: «эхо», «эх», «эта», «эмаль», «Эмма», «Эля», «Эдик». При произнесении согласных звуков допускается приближенное произношение.

ЦЕЛИ

Постановка звука , развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Угадай, на чем играют».

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «Ныряльщики».

2. «3адуй свечу».

3. Делать бурю в стакане воды уже через более узкую трубочку.

Постановка звука . Воздух должен быть теплым.

ЦЕЛИ

Автоматизация звука на материале слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

Занятие по автоматизации звука идентично занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Произнесение гласных звуков

1. Изолированное произнесение:

а__ э__ о__

а___ а___ э__ э__ о__ о__

2. Произнесение сочетаний звуков:

а__ э__ э__ а__ о__ э__

а__ о__ о__ а__ э__ о__

Произнесение слов со звуком

1. На столе кукла и картинки с изображением ос, обруча. Говорим: «Куклу зовут Оля. У Оли обруч. Оля боится ос». Ребенок повторяет фразы.

2. Повторить слова: «овощи», «ох», «осень», «окунь», «Оля», «обруч», «окна».

ЦЕЛИ

Постановка звука , развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Угадай, на чем играют».

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

Пропевание гласных

Постановка звука

1. По подражанию.

2. Механическим способом.

Шпателем или пальцем кончик языка прижимается книзу. Отодвинуть шпателем или пальцем язык кзади.

ЦЕЛИ

Автоматизация звука на материале слогов и слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхание, фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Произнесение гласных звуков

1. Изолированное произнесение.

а__ э__ о__ ы__

а__ а__ э__ э__ о__ о__ ы__ ы__

2. Произнесение сочетаний звуков.

а__ э__ э__ а__ о__ э __ а__ ы__ ы__ э__

а__ о__ о__ а__ э__ о__ о__ ы__ ы__ о__

Произнесение слов со звуком

Назвать то, что изображено на картинках: «мышка, «мыло», «лыжи», «дым».

ЦЕЛИ

Постановка звука , развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «3адуй свечу».

2. Делать бури в стакане воды через широкую трубочку.

Постановка звука

1. По подражанию.

Спрашиваем: «Как воет волк?» Ребенок отвечает:

«У-у-у..»

«Как мычит корова?» — «Му-у-у…»

2. Механическим способом.

С помощью пальца или шпателя отодвинуть язык кзади, указательным и большим пальцами выдвинуть губы вперед.

ЦЕЛИ

Автоматизация звука на материале слогов и слов, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхание, фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «3адуй свечу».

2. Делать бури в стакане воды через широкую трубочку.

Произнесение гласных звуков

1. Изолированное произнесение.

а__ э__ о__ у__

а__ а__ э__ э__ о__ о__ у__ у__

2. Произнесение сочетаний звуков.

а__ у__ э__ у__ о__ у __

у__ а__ у__ о__ э__ у__а__

Произнесение слов со звуком

Повторить слова: «ух», «Уля», «ухо», «муха», «улица», «утюг», «умный».

ЦЕЛИ

Постановка звука , развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на дыхание

1. «Подуть, как ветерок».

2. Делать бурю в стакане воды через широкую трубочку.

Постановка звука

1. По подражанию. Произносить протяжно звук , постепенно удлиняя выдох.

Спрашиваем: «Как кричит ослик?» Ребенок отвечает «Иа-иа…»

2. Механическим способом.

Шпателем слегка надавить на кончик языка, прижать его к нижним резцам.

Книги этой серии:

  • Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи
  • Логопедические распевки (+MP3)
  • Логопедические распевки
  • Новые загадки, игры и чистоговорки-языковертки в картинках
  • Покажи стихи руками
  • Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет
  • Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет
  • Новые стихотворения и скороговорки на все лексические темы. Мамина книжка для малышки
  • 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 4-5 лет
  • 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6-7 лет
  • Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы
  • 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 2-3 лет
  • Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе резных картинок. 6-7 лет
  • Новые скороговорки на все звуки
  • Логопед – родителям
  • Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр
  • Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных
  • Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков ,
  • Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков , ,
  • Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков ,
  • Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков ,
  • Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков ,
  • Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *