Подборка опытов по физике

Опыты со свечами

Демонстрационный эксперимент проводимый учащимися на уроке или во внеклассной деятельности должен быть интересным и не сложным. А лучше, если известные приборы или предметы из повседневной жизни станут приборами с новыми свойствами. Так проведение опытов со стеариновой или парафиновой свечами позволит учащимся увидеть , что физика их окружает на каждом шагу и каждый предмет интересен своими физическими свойствами.

Цель работы: пообобрать опыты, для проведения которых необходимы свечи.

Задачи: 1. Пообобрать описание опытов со свечами из литературы и Интернета

2. Провести их и объяснить наблюдаемое явление или процесс

Опыт № 1Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.

  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.

  3. Зажечь фитиль.

Объяснение опыта: свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 2 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.

  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Объяснение опыта

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 3 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.

  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Объяснение опыта

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 4 Парафиновые качели

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось качелей.

  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.

  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Объяснение опыта

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и качели начнут работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Опыт №5 Взять монетку на намочив рук

Приборы: тарелка с водой ( можно чуть подкрасить воду для большего эффекта), свечка ( закрепите её на дно тарелки пластилином или воспользуйтесь плавающей свечой ), банка, монета

Инструкция

Положите монету на дно тарелки.
Подожгите свечу. Накройте свечу банкой сначала не касаясь воды ( так чтобы воздух внутри банки прогрелся), а затем опустите банку в воду, так чтобы монета оказалась рядом.

Объяснение.

Свеча потухнет. Это происходит потому, что для поддержания процесса горения необходим кислород, а в перевернутой банке он быстро заканчивается. Нагретый воздух оказывает большее давление, поэтому при остывании давление внутри банки будет уменьшаться и для его выравнивания с наружным атмосферным давлением вода будет втягиваться в банку. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Опыт №6 Погаси свечу звуком

Приборы: картонная трубка, полиэтиленовая пленка, свеча, спички

Заклейте концы трубки плёнкой и закрепите скотчем

Ножницами сделайте отверстие в центре плёнки

Зажгите свечу и поставьте на стол.

Поднесите к пламени торец торец трубки с отверстием на расстояние2-3см.

Резко стукнув как по барабану, постучать по противоположному концу трубки. Пламя погаснет

Объяснение

При ударе пальцами возник звук. Звук заставил колебаться воздух внутри трубки. Воздух, выходя через маленькое отверстие задул свечу.

Библиография:

  1. Большая книга экспериментов для школьников/ под ред. А. Мейяни- М.: Росмен Пресс. 2012

Опыты и эксперименты

Лидия Климова
Опыты и эксперименты

Занимательные опыты и эксперименты.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Если ваш малыш любит все таинственное, загадочное и необычное, тогда обязательно проведите вместе с ним нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство этих опытов удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Для того, чтобы провести опыты в домашних условиях не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

1. Цветы лотоса

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

2. Опыт. «Подводная лодка»

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть.

Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

3. Опыт со свечёй

Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

4. Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один — с водой, другой — пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

Снимем палец с соломинки — вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

5. Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.

• Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.

• Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.

• А теперь развернем газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.

В чем же фокус? Ве предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной.

6. Как достать монету из воды, не замочив рук?

Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

7. Может ли «кипеть» холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальем полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3см погрузился в воду.

5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

8. Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

9. Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

10. Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

11. Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

12. Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

13. Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой). Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит. Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные «краски», натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов! Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Желаем удачи!

>Опыты со свечкой

Внимание! Эти опыты можно проводить только вместе со взрослыми!

Пламя всегда имеет сильно накаленную область и область, которая нагрета слабо. Понаблюдайте за пламенем горящей свечи.

В районе фитиля находится коричневая точка 1, где свет почти не воспринимаем для глаза.

Несколько выше расположена синеватая часть 2. Это зона испарения парафина. Кислород сюда не проникает, и поэтому газы в этой области не горят.

Это резервуар, питающий часть 3, в которой газы подвергаются полному сгоранию. Цвет этой полосы — оранжевый или ярко-красный.

Часть n окружает полоса 4. Она плохо видима, но зато самая горячая из всех: именно здесь происходит процесс полного сжигания углерода.

В пламени свечи различить отдельные полосы очень легко. А обнаружить разницу температур в этих полосах можно, проделав ряд опытов.

Опыт Фарадея

Возьмите маленький кусок белого тонкого картона или плотной бумаги. Обеими руками держите этот лист распростертым над зажженной свечей, наполовину придавив пламя, но так, чтобы бумага не дотрагивалась до фитиля.

Вы обнаружите, что на картоне образуются черный круг и белый центр. Прежде чем бумага загорится, пройдет довольно много времени. Но если она все же загорится, то задуйте огонь сверху. Вы увидите тогда, что центр останется по-прежнему нетронутым, а контуры окажутся сожженными.

Таким образом Майкл Фарадей наглядно доказал разницу отдельных частей пламени. Можно взять также палочку из белого дерева размером с карандаш. Вы увидите, что полоса 2 не достаточно горячая, чтобы обжечь палочку. А часть, окруженная полосами 3 и 4, будет черной и обугленной и ясно отделенной от центральной части, совершенно белой.

Отпечаток пламени на бумаге

С помощью жестяной банки на бумаге можно отпечатать пламя свечи.

Для этого банку надо плотно обмотать куском бумаги и поместить в пламя. Оставьте банку на несколько секунд и не бойтесь, что бумага сгорит: так как она прижата к металлическому цилиндру, то лишена доступа кислорода. А без него не может происходить процесс горени.

Если затем вынуть бумагу, то пламя окажется на ней четко отпечатанным.

Иногда остаются черные линии. Это вовсе не продукты сгорания бумаги. Линии получаются, если вы дотронулись бумагой до фитиля. В местах соприкосновения отпечатывается копоть в виде линий.

Фокус со спичками

Если взять спичку и быстро провести ее сквозь пламя, направляя головку спички через центр пламени, то спичка не загорится.

Зато если спичку провести через верхнюю часть пламени, она загорится немедленно.

Это еще одна наглядная иллюстрация того, что температура пламени различна в разных его областях.

На основе информации из:
Задушевное слово. Еженедельный журнал для старшего возраста. С-Пб. – М.:
Издание товарищества М.О. Вольф, №6, 7, 9, 1907 г.

Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

Опыт 1. Физические явления при горении свечи.

Возьмите небольшую парафиновую свечу (можно использовать огарок свечи), зажгите спичку и, нагревая с её помощью нижний конец свечи, прикрепите ее к кафельной плитке или кусочку стекла. Зажгите свечу (рис. 70). Обратите внимание на то, что парафин вокруг фитиля начинает плавиться, образуя небольшую лужицу. Какое явление происходит? Через некоторое время лужица переполняется, жидкий парафин стекает по краям свечи, образуя при застывании причудливые потёки. Какое явление происходит?

Опыт 2. Строение пламени свечи.

Проткните язычок пламени свечи спичкой, держа её за головку. Через две секунды выньте спичку из пламени и обратите внимание на то, какие её части обуглились. Сделайте вывод о строении пламени свечи и соответственно о правилах нагревания при выполнении химического эксперимента. Зарисуйте в тетради строение пламени и подпишите его части.

Опыт 3. Обнаружение продуктов горения парафина и влияние воздуха на горение свечи.

Возьмите пинцетом кусочек стекла или осколок фарфоровой посуды, внесите его в светящуюся зону пламени свечи и подержите его там несколько секунд. Посмотрите на поверхность стекла или фарфора. Объясните, что там появилось.

Сухой, желательно охлаждённый (но не запотевший) стеклянный стакан подержите над пламенем свечи до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Накройте горящую свечу стеклянным стаканом. Что наблюдаете? Почему погасла свеча?

Переверните подставку со свечой и стаканом. Выньте подставку со свечой из стакана и быстро вылейте в него полученную у учителя известковую воду из небольшого флакончика. Что наблюдаете? Какое явление происходит при этом? Образование какого вещества подтверждает опыт?

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *