Прочитано: 60 752

Тест дерево с человечками выглядит достаточно легкомысленно. Схематичное изображение бесполых созданий не соответствует серьезности исследования. А зря! Тест Уилсона «дерево с человечками» создавался для важной цели – исследования эмоционального состояния детей в период его учебы. Как оказалось позже, результаты тестирования актуальны и для взрослых людей.

Психологический тест человечки на дереве

Суть теста бесконечно проста.

Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно. Далее следует интерпретация теста дерево с человечками.

Смотрим картинку. Думаем и выбираем. Где Вы на этом дереве?

Для контроля можно посмотреть и художественный аналог тест дерева с человечками. Здесь уже присутствует некоторая расшифровка характеров, эмоций, возраста и настроения. Если результат неизменен, читаем дальше.

Тест человечки на дереве: интерпретация

Чтобы расшифровать тест, достаточно прочитать описание к выбранному персонажу.

Трактовки следующие:

1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

14 – на лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

20 – завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

16 – устал от жизни и необходимости поддерживать других, поэтому получает сам поддержку от человечка № 17.

Тест человечки на дереве для детей

Наиболее высокого результата и понимания ощущений ребенка в мире можно достичь, если до прохождения теста обсудить со школьником какою-то конкретную жизненную ситуацию. Тогда ответ на нее невольно отразится в результатах исследования.

Также стоит помнить, что изначально рисунок создавался для младшешкольников, чтобы понять, как дети освоились в школе и насколько их мнение о себе соответствует действительности.

Тест 20 человечков на дереве удивительно точен в текущем анализе ситуации. Поэтому к нему стоит возвращаться для контроля и лучшего понимания себя. Как вариант можно сохранить ссылку на тест в социальных сетях – кнопки для лайков сбоку.

Методика «Дерево с человечками» и её интерпретация

Разработчиком теста «Дерево с человечками» является психолог Д.Лампен. Методика была адаптирована для русскоязычного пространства благодаря усилиям Л.Пономаренко.

С помощью этого теста специалистам по психологии достаточно просто выявить уровень адаптации ребёнка к школьным условиям в начальных классах и дать такому процессу адекватную оценку, а также спрогнозировать, насколько успешно будет осуществлён переход из 3-4 классов в 5 класс.

Область применения методики «Дерево с человечками»

Широкие возможности применения теста «Дерево с человечками» объясняются тем, что:

  1. Это графический тест и, выполняя его, дети рисуют и погружаются в образное мышление, которое в период 6-9 лет у них развито намного лучше, чем абстрактное, связанное со словами. Детям легче отождествить себя с каким-либо человечком, чем пытаться вникнуть в замысловатые вопросы психологического теста.
  2. Методика обладает высокой точностью и легко интерпретируется, что позволяет определить существующие и потенциальные проблемы ребёнка.

Психолог, проводящий тест, раздаёт ученикам листы, на которых изображено дерево с человечками, расположенными на нём и под ним, отдельно или в группе. Фигурки человечков обязательно должны быть не пронумерованы, это критически важное условие достоверности полученных результатов.

Опытные психологи рекомендуют своим коллегам не предлагать детям перед началом теста подписывать листы именами и фамилиями, потому что выбор, который может сделать ученик, с большой долей вероятности будет продиктован стремлением либо угодить взрослым, либо скрыть действительное положение дел. Отсюда несложно сделать вывод: требование подписывать тест перед началом его выполнения, скорее всего, повлияет на результаты в худшую сторону.

Инструктаж перед началом выполнения теста

Специалист по методике говорит учащимся, чтобы они внимательно рассмотрели дерево, изображённое на листе, и человечков, которые расположены на нём и под ним. Затем каждый ученик разукрашивает фломастером красного цвета того человечка, который больше всего похож на него и который отражает его настроение и положение. После выполнения этого задания психолог предлагает взять фломастер зелёного цвета и раскрасить одного человечка на дереве. Это должен быть человечек, на месте которого желает находиться ребёнок, на кого он хотел бы быть похожим.

Что же делать в ситуации, когда учащийся желает разукрасить не одного человечка, а двух или нескольких? Специалисты в подобном случае настоятельно рекомендуют не ограничивать волю ребёнка и, в то же время, попросить его отметить, на кого из человечков он похож в первую очередь, на кого во вторую очередь и т.д. Эта информация о порядке выбора человечков при интерпретации методики может оказаться очень полезной и информативной.

Интерпретация результатов методики

Толкование результатов теста «Дерево с человечками» необходимо делать исходя из следующих факторов:

  1. Каких человечков выбирает ребёнок, какое положение фигурок показывает его реальное и желаемое положение в будущем.
  2. Существуют ли различия между реальным и желаемым положением, насколько выбранные человечки далеки друг от друга.

Разумеется, интерпретация методики разработана не только в результате её практического применения, но и при сопоставлении данных, полученных во время проведения теста, и данных, полученных при наблюдении за поведением детей. Кроме того, важная информация, помогающая верно истолковать результаты методики, была предоставлена в разговорах с педагогами и родителями, а также во время бесед с учащимися.

Для того чтобы специалистам было удобнее и проще делать свою работу, каждому человечку присваивается определённый номер.

Отдельно следует сказать, что дети, выполняющие задание из методики, зачастую ошибочно трактуют положение фигурки с номером 16, считая, что он не несёт на себе человечка с номером 17, а находится в его объятиях и получает от него поддержку.

Теперь рассмотрим интерпретацию теста, которая поддерживается большинством психологов, по каждому человечку:

  • позиции один, три, шесть, семь показывают чёткую и характерную установку, направленную на преодоление трудностей;
  • позиции два, одиннадцать, двенадцать, восемнадцать, девятнадцать интерпретируются как коммуникабельность и способность давать и получать поддержку;
  • позиция четыре характеризует ребёнка, которого устраивает существующее положение и которому нужна стабильность и устойчивость, при этом ему хотелось бы добиться больших успехов, но не прикладывая к их достижению значительных усилий;
  • позиция пять раскрывает перед специалистом мир быстро утомляющегося ученика, страдающего от застенчивости и общей слабости;
  • позиция девять рассказывает о ребёнке с ярко выраженной мотивацией на развлечения и отдых;
  • позиции тринадцать и двадцать один демонстрируют нам выбор тревожного, отстранённого и замкнутого учащегося;
  • позиция восемь выбирается ребёнком, не интересующимся процессом учёбы и отстранённым от него, а также погружённым в себя;
  • позиции десять и пятнадцать показывают, что ученик чувствует себя комфортно и проблем с адаптацией к школьным условиям у него нет;
  • позиция четырнадцать, разукрашенная фломастером красного цвета, с помощью которого ребёнок выделяет своё реальное положение, должна насторожить психологов, занимающихся интерпретацией результатов теста, так как маленький член общества явно находится в кризисном состоянии и оценивает свою ситуацию, как падение в пропасть;
  • позиция двадцать чаще всего выбирается учениками, стремящимися к лидерству или с чрезмерно завышенной самооценкой.

Другие варианты применения методики «Дерево с человечками»

С помощью этого теста можно диагностировать не только проблемы адаптации к школьной жизни, но и трудности, возникающие у ребёнка при взаимодействии с социумом. Психолог предлагает маленькому члену общества найти на предложенном дереве себя, а также близких ему людей, например, мать, отца, брата или сестру, затем исходя из результатов теста, можно определить трудности, существующие в семье тестируемого ребёнка. Методика иногда используется для выявления учителей и воспитателей, жестоко обращающихся с детьми и унижающими их. Для этого нужно попросить ребёнка обозначить на дереве себя и его педагога, а затем верно интерпретировать полученные результаты.

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко тест (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Посетите мой «Блог практикующего психолога» — stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (ЭТО ВАЖНО! ФИУГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗ НУМЕРАЦИИ).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»). По этой же причине (может повлиять на выбор ребенка) не рекомендуется давать стимульный материал (лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков) с подписанными номерами фигур.

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков или самостоятельно обозначают одним цветом две позиции.

В этом случае не следует ограничивать их выбор.

Если вы заметили такое во время проведения методики (или когда ребёнок сдавал вам свой лист с деревом), попросите ответить кого первого, а кого второго из двух/трех (и такое бывает!) человечков ребенок закрасил.

Соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

кризисное состояние, «падение в пропасть»

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

(http://www.stotestov.ru/product/дерево-тест-лампен)
Или (http://www.stotestov.ru/product/komp-test-derevo/)

Источник методики в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Посетите мой «Блог практикующего психолога» — stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

555b Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики:
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
см. полностью по источнику http://www.stotestov.ru/проективный-тест/привет-мир/
Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Методика «Дерево» (К. Кох)

Проективный графический тест «Дерево» встречается в практике психологической диагностики довольно давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт. Он увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от четырех до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков: «замерзшее» дерево обычно рисовалось самым маленьким, «мертвое» — в горизонтальном положении, «счастливое» — самым крупным, с поднимающейся вверх кроной.

В первом рисунке («просто дерево»), по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как застывший жест, в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего (нажим, штриховка и т.п.), но и эмоциональные реакции человека, рисующего «испуганное», или «замерзшее», или «счастливое» дерево. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще, по данным Ж. Шлибе, проявляется так называемая чистая экспрессия, выражающаяся в заботе о форме изображения.

Как показывает анализ литературы, посвященной тесту «Дерево», инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследовании П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось четыре задания:

  • 1) нарисовать дерево;
  • 2) повторить первое задание;
  • 3) нарисовать лес;
  • 4) идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагалось представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит).

Первый рисунок, по мнению П. Бура, отражает позицию испытуемого по отношению к психологу; второй — позицию по отношению к себе; третий — связь с другими людьми; четвертый — личностную идентификацию.

Позднее, в 1948 г. Дж. Бук разработал комплексный тест «Дом — Дерево — Человек». Важным элементом в нем был субтест «Дерево». Для его выполнения предлагалась следующая инструкция: «Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево». После рисования психолог предлагал испытуемым ответить на вопросы: «Что это за вид дерева? Сколько ему лет?

Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?» Считалось, что это вопросы, «возвращающие в реальность».

Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: «На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в вашем рисунке заставляет думать так?» Кроме того, задавались вопросы с целью выяснения пережитых потрясений: «Это дерево живое? Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?» и т.д.

После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь — ответить на вопросы.

В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В его тесте испытуемому предлагалось нарисовать три любых дерева за исключением хвойных (три дерева нужны для того, чтобы выявить устойчивость признаков). В опубликованной К. Кохом работе дан тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Интерпретация результатов теста осуществлялась Кохом с позиций психоанализа, при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева в целом и отдельных его деталей. Например, яблоко, нарисованное на фруктовом дереве, — свидетельство неразделенной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой.

Для анализа данных теста «Дерево» К. Кохом использовалась следующая схема: крона — область реального поведения; левая часть кроны (ее размер); правая часть кроны (ее размер); ствол — область бессознательного поведения.

Имеются данные о применении рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные К. Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.

Тест «Дерево» валиден при использовании для диагностики психического развития детей. Выделен ряд особенностей рисунка (размеры и пропорция, размещение на листе бумаги и т.д.), свидетельствующих о нарушениях в развитии (были получены статистически достоверные различия между детьми здоровыми и страдающими органическими поражениями нервной системы).

Как показали наблюдения, вообще тест «Дерево» лучше работает на маленьких детях (дошкольного, младшего школьного возраста), хуже — на подростках и взрослых, так как им уже мешают социальные стереотипы (стереотипные картинки).

Цель применения этого теста: выявление индивидуально-психологических особенностей человека, возможных личностных проблем; диагностика психического развития (для детей).

С помощью теста «Дерево» можно осуществлять как индивидуальное, так и групповое обследование.

Материал, необходимый для проведения обследования:

  • • стандартный лист писчей (белой или кремовой) бумаги, но не глянцевой;
  • • простой карандаш средней твердости, не остро отточенный (допускается использование стандартного набора цветных карандашей).

Процедура проведения: психолог предлагает ребенку выполнить на листе бумаге рисунок дерева.

Интерпретация: существуют разные уровни анализа результатов теста «Дерево». Для исследователя всегда остается некоторая свобода выбора — какой тип интерпретации использовать в работе. Но в любом случае необходим критический подход и обеспечение проверки результатов интерпретации на надежность и валидность.

Возможны разные типы интерпретации.

Интерпретация I («типология рисунков»). Авторы Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина.

Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Тип 2 — «синтетическое дерево». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — обычно это ствол и крона. Наиболее часто встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их больше интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к «философствованию».

Тип 3 — «педантичное дерево». Этот тип рисунка противоположен типу 2. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т.д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большому количеству деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто так рисуют дерево лица, работающие бухгалтерами, экономистами, а также склонные к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как аналитический когнитивный стиль.

Тип 4 — «зимнее дерево». Характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют те, у кого довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 — «пикническое дерево». Характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Часто присуще лицам, имеющим пикническое телосложение, но также встречается улиц интуитивного типа.

Тип 6 — «эстетическое дерево». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, которым свойственна развитость эстетической формы, умение передать настроение, эстетическое переживание. Этот тип дерева иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный.

Тип 7 — «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается в рисунках молодежи, лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, обладающих оригинальностью суждений, самобытной индивидуальностью.

Тип 9 — «сюжетный». Характерно рисование пейзажа, на котором изображены одно или несколько деревьев, а также небо и на нем солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья; летят птицы и т.п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т.д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны либо детализированное дерево с ветками, листочками, окантованное линией кроны.

Интерпретация II (психоаналитическая).

Изображение дерева представляет собой символический автопортрет. Оно трактуется как неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Может выявлять отношение субъекта к определенному лицу. Раскрывает ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от среды.

Параметры интерпретации.

1. Местоположение дерева на листе — отражает ощущение «Я» в жизненном пространстве.

Внизу листа — генерализованное чувство неуверенности, небезопасности, незащищенности, депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен). Субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Часто пространственное расположение рисунка на листе сопряжено с определенным временным значением: правая сторона — будущее, левая — прошлое, либо с указанием на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Рисунок не помещается внизу — устанавливается только по опросу испытуемого или его спонтанным комментариям. Требуется спросить, что именно не поместилось. Может свидетельствовать о вытеснении образа (чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем выраженнее вытеснение).

Вверху листа — склонность к фиксации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены или не получены).

Выход за верхний край листа — ощущение ограничения пространства с вытекающей отсюда повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые или нескрываемые).

В правой стороне листа — интратенсивность (обращенность во внутренний мир); склонность искать наслаждения в интеллектуальной сфере. Контролируемое поведение, акцентирование будущего. Возможен излишек мужских черт или мужская идентификация.

Выход за правый край листа — желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

В левой стороне листа — акцентирование прошлого. Импульсивность, экстратенсивность (обращенность во внешний мир). Возможен излишек женских черт или женская идентификация.

Выход за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к импульсивному поведению.

В левом верхнем углу листа — интратенсивность, субъект явно тревожен, использует «пристройку снизу», склонен избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии (если только нет врожденной умственной отсталости).

Строго над центром листа — чем выше рисунок над центром листа, тем вероятнее, что субъект чувствует тяжесть борьбы с внешними обстоятельствами и относительную недостижимость цели; склонен искать удовлетворения в фантазиях (внутренняя напряженность); склонен держаться в стороне.

Точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Ниже центра листа — чем ниже центр рисунка, тем больше вероятность того, что субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; он чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

2. Размер дерева — отражает понимание субъектом своего положения или представление желаемого положения (фактическое поведение положение может отличаться от них).

Большое дерево, не помещается на листе — ощущение себя очень большим в жизненном пространстве (или желание быть таким), субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен больше искать наслаждение в деятельности, чем в воображении.

Маленькое дерево — чувство собственной неполноценности, неадекватности. Ощущение, что жизнь давит. Желание уйти в себя, отрешиться.

  • 3. Крона — символизирует сферу сознания субъекта. Чем выше расположена, тем вероятнее отрыв субъекта от действительности, уход в фантазию. Преобладание над другими частями дерева может свидетельствовать о значимости интеллектуальной сферы для субъекта. Смещение кроны влево или вправо отражает временной аспект (прошлое — будущее).
  • 4. Ветви и листья — характер социальных контактов субъекта со средой; взгляды субъекта на приспособление к среде, способность получать удовлетворение от нее.

Абсолютная симметрия веток — отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия.

Ветви, обращенные (или более четкие) влево, — отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение.

Ветви, обращенные (или более четкие) вправо, — отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избежать чувственных наслаждений, стремясь найти его вместо этого в умственных усилиях (если субъект обладает низким уровнем интеллекта, достаточно вероятен дальнейший конфликт на этой почве).

Ветви, обращенные вверх, — контакты, связанные с учебой, получением знаний; контакты с вышестоящими лицами с целью повысить удовлетворенность своим положением в социуме.

Ветви, обращенные вниз, — контакты с младшими; неспособность получать удовлетворение от среды.

Ветви изображены штрихованием или закрашиванием — если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но скорее поверхностное взаимоотношение со средой.

Ветви не закрашены, ствол не закрашен — оппозиционные тенденции.

Ветви одномерные или двумерные, обращенные внутрь, — сильные интратенсивные тенденции.

Ветви с попыткой их двумерного изображения, но с «незакрытыми» кончиками — недостаточная способность управлять своими влечениями.

Ветви двумерные, слабоорганизованные, похожие на пальцы или на палки, — сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листьев — способность достаточно хорошо справиться с делами, касающимися межперсональных отношений (например, с общественной работой).

Ветви узкие и длинные — боязнь в поисках удовлетворения от среды.

Молодой росток из скудного ствола — отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил (если до того имела место импотенция).

Ветви, похожие на шипы (колючки), — мазохистские либо защитные тенденции.

Листья двумерные, чрезмерно большие для веток — глубинное ощущение неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность посредством сознательных, рациональных действий.

  • 4а. Плоды — могут трактоваться как:
    • • плоды своих действий (листья символизируют сами действия);
    • • повышенный энергопотенциал.

Анализируется, на какой стороне кроны изображены плоды — на левой или на правой, а также какие они по качеству — яркие красные, зеленые кислые, с червоточиной, большие или маленькие. Все это свидетельствует о качестве результатов действий индивида. Если дерево перегружено плодами, то это может расцениваться как самооправдание.

5. Ствол — понимание субъектом своих возможностей, сознательное отражение им своего «Я». Чем лучше человек к себе относится, тем четче прорисован ствол; все дефекты ствола отражают негативное отношение испытуемого к себе.

Ствол широкий у основания, быстро сужающийся, — недостаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие этого задержка созревания личности.

Ствол узкий у основания — сильное стремление (борьба), не соответствующее силам субъекта и отражение возможного нарушения контроля «Эго».

Ствол неяркий, контур тонкий — чувство неадекватности, неустойчивости, нерешительности «Эго».

Ствол большой с маленькой листвой — неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности.

Ствол склонен сначала влево, потом — вправо — тенденция к регрессии, к импульсивному поведению при сильном контроле и ориентировке на будущее.

6. Корни — символизируют бессознательную сферу.

Корни, уходящие в землю, ярко выраженные, — стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность.

Корни тонкие, слабый контакт с землей — слабый контакт с реальностью.

Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю, — слабый контакт с реальностью. Параноидно-агрессивные черты.

7. Тип изображения.

Дерево одно или группа — если изображена группа деревьев, то это указывает на группоцентрические тенденции личности. К тому же изображение группы деревьев может иметь дополнительное значение при интерпретации переживания доминирования других.

Дерево, изображенное как два одномерных дерева, — расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево, наклоненное вправо, — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой роли интеллекта.

Дерево, наклоненное влево, — отсутствие равновесия из-за стремления к острому, откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому или страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более сильная выраженность этих тенденций.

Дерево «замочная скважина» — возможно, сильная враждебность, частично интериоризованная. Недостаток рационального и коллективного бессознательного, но много энергетически заряженных комплексов, которые не проходят в сознание и не реализуются в действиях. Отсюда частичная ригидность (если ствол дерева у основания закрыт) со склонностью к взрывным реакциям.

Дерево изображено в виде замочной скважины:

  • — ствол в виде двух вертикальных линий (могут быть как соединены, так и не соединены в основании);
  • — крона в виде овала или круга (место ее соединения со стволом может быть как не замкнутым, так и замкнутым);
  • — пространство внутри дерева большей частью не заполнено.

Дерево, изображенное как карандаш или кусочек мела — ригидность,

конкретность мышления.

Дерево в перспективе «под субъектом» (взгляд снизу вверх) — позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности. Отвержение человека, которого для субъекта символизирует дерево.

Несоответствие комментариев о твердости дерева рисунку — рассогласование между глубинным ощущением себя и представлением о себе.

8. Аномалии. Повреждения дерева — технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Дерево мертвое — редко встречается в рисунках хорошо адаптированных испытуемых. Служит показателем переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т.д.

Дерево, после гибели которого, по комментариям, прошло некоторое время — относительная длительность плохого приспособления к среде или беспомощности.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезни или бури, — чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости.

Корни мертвые — вытеснение раннего опыта, навязчивое чувство бессилия, ощущение того, что не хватает сил для собственного роста.

Ствол мертвый — чувство травмирующей потери контроля «Эго».

Ствол сломанный, верхушка касается земли — выражает чувство субъекта, что он полностью охвачен внутренними или внешними неконтролируемыми силами.

Ветви обломанные, наклоненные или неживые — значимая для субъекта физическая или психическая травма.

Ветви неживые — субъект не чувствует удовлетворения от сознательных усилий. Возможны астенически-депрессивные симптомы. Требуется спросить в этом случае у испытуемого, с листьями эти ветви или нет (ведь листья могут и вырасти).

Пень — чувство утраты себя, чаще всего при астенической депрессии.

9. Окружение и дополнения.

Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней — ощущение, что нет того, что питает усилия субъекта. Чем это выраженнее, чем мощнее корни, тем больше рассогласованность.

Линия основы {земли) — придает рисунку стремление к стабильности как следствие ощущения незащищенности.

Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли в форме горы, спускающейся от центра рисунка в стороны — так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево маленькое — выражена зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если большое — сильная потребность в доминировании и демонстративности.

Контур земли, спускающийся направо — ожидание неясного, опасного будущего, тревожность (интенсивность тревоги показывает крутизна наклона).

Солнце — символ авторитарной фигуры, часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Солнце, его положение — отношение между деревом и солнцем (источником тепла и средой) часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующей в его окружении средой.

Солнце, туча между ним и деревом — отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.

Солнце за деревом — иногда субъект может интерпретировать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то, охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его лучи падают на дерево — потребность доминировать или чувство доминирования другого.

Солнце большое — отражает острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом либо потребность в авторитарности.

Заходящее солнце — чувство депрессии.

Солнце, дерево уклоняется от него — склонность избегать доминирования кого-либо, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Тень — фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем. Следует обратить внимание, куда направлена тень — вправо или влево.

Движение — чувство внутренней нестабильности. Причина этого может быть разная в зависимости от типа движения:

  • • крона опущена вниз — означает значительное давление среды;
  • • дерево летит вверх;
  • • дерево падает с подгнившими корнями.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, следует выяснить отношение испытуемого к изображаемой погоде.

10. Цвет.

Конвенциональное употребление — зеленый цвет для веток, листьев, коричневый — для ствола. Пока цвет используется реалистично и конвенционально, он не имеет особенного значения для интерпретации. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большой осторожностью.

Выбор цвета — чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятно наличие личностных проблем.

Смешивание, слияние цветов, оттенки — более совершенное использование цвета.

Синий — определенный депрессивный фон настроения; указывает на потребность в самоконтроле и его тренировке.

Зеленый — потребность иметь чувство безопасности, отгородиться от опасности. Это положение маловажно при использовании зеленого цвета для ветвей и листьев.

Красный — наибольшая чувствительность, потребность получать теплоту из окружения. Иногда этот цвет трактуется как эротический.

Оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности (если цвет употребляется неконвенционально).

Пурпурный — сильная потребность власти. Никогда не используется по отношению к дереву конвенционально.

Желтый — неконвенциональное использование во всем рисунке может говорить о восприятии враждебности со стороны всех социальных связей и отношений и выражать потребность в смягчении окружающей среды.

Коричневый — если штриховка не применяется конвенционально (ствол дерева), то это указывает на осторожность и недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.

Черный — депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью, направленной или ненаправленной.

11. Качество контура.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур кривой, изогнутый — может означать либо отвращение к ограничениям и нормам (при сильной выраженности), либо депрессию.

Контуры обрывистые и несоединяющиеся — предчувствие надвигающейся катастрофы. Причиной может быть дезорганизация психической деятельности, разорванность мышления (ситуативная причина) или аутизм (постоянная причина).

Жирный контур в целом — защита как следствие генерализованного чувства неадекватности вместе с нерешительностью, колебаниями, страхом проигрыша.

Контур жирный только по бокам — защита от ситуации, субъект стремится сохранить личностное равновесие, стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

Контур жирный сверху — защита от опасности, давления сверху.

Контур неясно очерченный в отдельных деталях — фиксация на данном объекте, детали. Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или к тому, что он символизирует в сопровождении тревоги.

12. Нажим карандашом — репрезентирует сдерживаемую эмоциональную энергию.

Линия с сильным нажимом — энергичность, настойчивость, большая напряженность, могут сочетаться с агрессивностью, неустойчивостью.

Легкий нажим — недостаточные энергетические ресурсы, регрессия, скованность.

Нажим варьирующий — адаптивность, пластичность поведения.

13. Штриховка.

Сильная штриховка — агрессивные тенденции, часто встречается у асоциальных личностей.

Штриховка, выходящая за пределы контура, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Легкая или минимальная штриховка — относительное спокойствие.

Длина штрихов — если испытуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если тормозимый — удлиняются.

Длинные штрихи — контролируемое поведение (у детей).

Короткие штрихи — импульсивное поведение (у детей).

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство (у детей).

Короткие, эскизные с малым нажимом штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.

Штрихи округлые — женственность, эмоциональность, стремление сглаживать конфликты.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, слабость, женственность.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, стремление к изоляции.

Штриховка слева направо — экстраверсия, стремление к поддержке.

Обильная, беспорядочная («размазанная») штриховка — недостаток контроля поведения.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — недостаток упорства, настойчивости. Незащищенность.

Тест «дерево с человечками» расскажет о вашем эмоциональном состоянии

Невероятные факты

Этот тест с человечками поможет раскрыть вашу личность и то, кем вы хотите стать.

Автором этого психоэмоционального теста является британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson), который изучал экспериментальное обучение и развитие эмоционального интеллекта. Уилсон впервые разработал этот тест, который стал известным, чтобы определить благополучие детей в школе.

Читайте также: Тест: Какая ваша самая сильная эмоция?

Однако после того, как психолог проверил тест на взрослых, он обнаружил большое соответствие и у них.

Тест дерево с человечками (интерпретация)

Перед вами дерево с человечками, изображенными с разным настроением, и находящихся в разных местах на дереве. Вам нужно внимательно рассмотреть дерево и выбрать человечка, который, как вам кажется, больше всего напоминает вас. Затем выберите другого человечка, который изображает на кого вы бы хотели быть похожим.

После того, как вы выбрали человечка, посмотрите, что это может означать.

Расшифровка теста дерево с человечками

Если вы выбрали человечков 1,3, 6 или 7

Это означает, что вы целеустремленный и сильный человек, который не боится препятствий в жизни. Вы готовы принять вызов.

Если вы выбрали человечков 2,11, 12,18 или 19

Вы умеете общаться и готовы поддержать и помочь друзьям и семье.

Если вы выбрали человечков 4 или 5

Если ваш выбор пал на человечка 4 вы устойчивый человек со стабильной жизнью. Вы относитесь к людям, которые хотят добиться успеха, но без трудностей и препятствий, связанных с ним.

Выбор человечка 5 говорит о том, что вы чувствуете себя уставшим, слабым и лишенным мотивации. Вам не хватает энергии и жизненных сил, для того чтобы достичь желаемого.

Если вы выбрали человечков 9, 13 или 21

Выбор 13 или 21: вас одолевают внутренние тревоги, вы замкнуты и избегаете общаться с людьми.

Выбор 9: вы счастливый человек, которому нравится развлечения.

Если вы выбрали человечков 8, 10 или 15

Выбор 10 или 15: вы стабильны , легко приспосабливаетесь к окружению и счастливы в жизни.

Выбор 8: вы эгоцентричный человек, погруженный в свой собственный мир.

Если вы выбрали человечков 14 или 20

Выбор 14: вы страдаете от депрессии, и вам кажется, будто вы падаете в пропасть, или у вас случится эмоциональный кризис из-за внутренних проблем или конфликтов.

Выбор 20: символизирует уверенных людей. Вы по натуре лидер, который хочет, чтобы люди прислушивались только к вашему мнению.

Если вы выбрали человечков 16 или 17

Выбор 16: вы чувствуете усталость от необходимости нести бремя другого человека

Выбор 17: вы считаете, что окружены вниманием.

Методику «Дерево» (автор Д.Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики (её ещё называют «Дерево с человечками»):

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями

Или скачать компьютерную версию теста «Дерево с человечками».

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

8

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

14

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

По результатам проведения методики «Дерево» в классе, можно составить диаграмму, где наглядно отобразится ситуация адаптированности детей к обучению в классе.

Купить и скачать диагностический бланк с человечками без подписей.

Купить и скачать компьютерную версию теста «Дерево с человечками» для массового компьютерного тестирования.

Психодиагностика. Тесты для детей и взрослых

Оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена

Оцениваем уровень самооценки.

Детские психологи часто применяют экспресс-тест, который называют «Тест десяти ступенек» или просто – «Лесенка». Он позволяет проверить детскую самооценку, а использовать его можно для проверки детей уже с трех лет. Однако, стоит отметить, что только с шестилетнего возраста самооценка ребенка становится более или менее реалистичной, поэтому и данный тест будет более достоверен для проверки школьников.

Суть теста состоит в следующем: нарисуйте лесенку из десяти ступенек и покажите ваш рисунок ребенку. Скажите, что на этой лесенке стоят мальчики и девочки: на самой нижней – плохие, злые, невоспитанные, трусливые; а на самых высоких ступеньках – лучшие детки (добрые, смелые, воспитанные, честные). Чем выше ступеньки, тем лучшие ребята стоят на них.

Спросите ваше чадо, куда бы он встал сам на этой лесенке или попросите поставить на одну из ступенек любимую игрушку (в психологии считается, что на игрушку ребенок проецирует свое собственное «я»). Если ребенок поставил себя на нижние три ступеньки – согласно тесту, он имеет заниженную самооценку и считает себя неудачником. Если малыш ставит себя на четвертую, пятую, шестую или седьмую ступеньки, то у него – вполне адекватная самооценка. А вот восьмая, девятая, десятая ступеньки говорят о том, что у ребенка самооценка завышена. Хотя это, к тому же, может говорить и о том, что ребенок понимает, что он любим в семье, что ему многое удается и что вместе с родителями возможно решить любые возникающие проблемы.

Еще одна интересная методика определения самооценки ребенка – оценочный проективный метод «Дерево» Д. Лампена, адаптированный Л. Пономаренко. Согласно инструкциям методики, ребенку предлагается посмотреть на картинку с деревом и человечками и начать ее раскрашивать.

Причем, сначала ребенок должен раскрасить ствол и ветви дерева коричневым цветом (по мере раскрашивания он рассматривает и подробно изучает картинку, замечая, чем занимается каждый из человечков и какое у него настроение). Затем предлагается раскрасить красным цветом того человечка, какой, по мнению ребенка, больше всего на него похож (настроением, положением); а зеленым цветом – человечка, которым он хотел бы быть в будущем.

Так, человечков № 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми. № 2, 11, 12, 18 и 19 олицетворяют общительность и умение дружить. С №20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе. №4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей. №5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность; №8 — отстраненность и уход в свои мысли; № 9 – легкость и тягу к развлечениям. Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети; а №10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх. №16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы. №17 характеризует не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами ребенка.

Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19. А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательным к своим чадам.

Признаки заниженной самооценки
Нередко дети, особенно попадая впервые в детский коллектив, начинают оценивать себя ниже, чем это есть на самом деле: чувствуют себя хуже других, начинают сравнивать себя с другими детьми и находить в себе недостатки. Родители замечают, как из веселого и доброго малыша такой ребенок превращается в плаксивого, хмурого, неуверенного капризулю. Так, заниженная самооценка проявляется в следующем поведении ребенка:

  • боится людей и старается больше играть в одиночестве или только с близкими людьми;
  • постоянно ждет оскорблений и насмешек со стороны сверстников;
  • демонстрирует поведение жертвы: боится возразить или отстоять собственную точку зрения;
  • уверен, что у него ничего не получается и никогда не получится,
  • не умеет принимать решения и выходить из трудной ситуации со сверстниками;
  • постоянно демонстрирует неуверенность, перепады в настроении, капризы, страхи.

Многие мамы и папы осознают, что их ребенок имеет заниженную самооценку, но теряются и не понимают, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Так какие же меры предпринять, чтобы придать уверенности в себе ребенку?

13 советов, как повысить детскую самооценку

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом — регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе — занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» — вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальш, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

11. Подбирайте литературу, которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, — то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.
отсюда

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *