Прогноз на выздоровление с сенсорной алалией

Сенсорная алалия – нарушение, при котором возникают существенные сложности с восприятием речи других людей. Появляется она на почве органических патологий мозга, невротических состояний, отсутствия нормального контакта со своими родителями, сверстниками. Это опасное расстройство, грозящее отставанием в развитии, поэтому необходима логопедическая коррекция.

Симптомы алалии

Сенсорная алалия – это неспособность понимать речь других людей. При этом сам малыш, страдающий данным нарушением, может говорить много и быстро, четко, однако чаще всего бессвязно. Признаки сенсорной алалии у детей, нуждающиеся в лечении и коррекционной работе педагога:

  1. Речь представляет собой повторение последних фраз других людей.
  2. Непонимание взрослых, сверстников.
  3. Плохое послушание.
  4. Бессвязная речь – логорея.
  5. Отставание в развитии, трудности в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
  6. Гиперакузия – усиление слуха.

До некоторого возраста у детей речь не сформирована, они издают звуки, называемые гулением. По мере развития малыш учится произносить некоторые слова и составлять из них предложения. По достижении 5-7 лет он должен быть подготовлен к школе и знать простейшие принципы построения фраз.

Полезно узнать о нарушении речи после перенесенного инсульта: причины появления расстройства.

Все о моторной афазия Брока: три типа нарушений.

При сенсорной алалии синтаксис нарушен, слова могут употребляться в неправильной форме, быть расставлены беспорядочно в предложениях. Присутствует замена звуков, подмена значений слов. Возникают трудности с поступлением в школу, общением со сверстниками. Успеваемость при этом страдает.

Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются замкнутостью, застенчивостью, раздражительностью, капризностью, импульсивностью. Слуховое восприятие при этом расстройстве усиливается, что может стать причиной тревожности, нервозности, плохого сна.

Важно! Непослушание детей часто связано с непониманием фраз других людей.

Причины сенсорной алалии

Механизмы сенсорной алалии связаны с поражением центров восприятия речи – области Вернике, находящейся в височной доле головного мозга. Причины повреждения:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Инфекции у матери во время беременности.
  3. Травмы плода при падении женщины в положении.
  4. Преждевременные роды либо их задержка, применение наркоза.
  5. Нейроинфекции у родившегося малыша: менингит, энцефалит, ОРВИ с осложнением на головной мозг, травмы головы.
  6. Рахит.

Недоразвитие центра Вернике возникает при осложненных родах – раннем отхождении околоплодных вод, задержке изгнания. Мозг грудного младенца страдает от гипоксии – кислородного голодания. Другие причины – нейроинфекции, приводящие к воспалению нервной ткани, замещению нейронов глиальными клетками.

Черепно-мозговые травмы в раннем детстве также могут негативно повлиять на формирование центра восприятия речи, так как непосредственно несут урон головному мозгу.

Неблагоприятный психологический климат в семье усугубляет проблемы развития. Недостаточное внимание к детям и отсутствие общения с ними дает почву для речевых нарушений.

Диагностика

Обследование ребенка с сенсорной алалией включает беседу с неврологом, логопедом, педагогом-психологом. Необходима проверка слуха и его органов (аудиометрия, отоскопия), чтобы исключить глухоту.

Для оценки функционального, морфологического состояния головного мозга следует пройти такие исследования, как магнитно-резонансная томография мозга, ЭхоЭГ, электроэнцефалограмма.

Детский логопед собирает анамнез – данные о родовом периоде, темпе психомоторного и умственного развития. Оценивается фонетика речи малыша, артикуляция.

Проводится дифференциальная диагностика с аутизмом, тугоухостью, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Совет! Родителям рекомендуется уделять больше внимания общению с малышом и его развитию во всех сферах жизни. Это способствует лучшему пониманию им фраз, предложений.

Прогноз

Прогноз на выздоровление при сенсорной алалии зависит от качества проведенной логопедами и родителями работы, а также степени поражения головного мозга после травм, инфекций, гипоксии. В дошкольном и школьном возрасте у таких детей возможны проблемы с письменной, устной речью, нарушение социализации, низкая успеваемость, невротические состояния, тики.

Прогноз в целом неопределенный и зависит от степени поражения мозговых центров. Улучшение психологического климата в семье, общение с малышом повышает эффективность лечения.

Методы лечения афазии после инсульта: занятия с логопедом и упражнения для мышц языка и губ.

Важно узнать о дизартрии: классификация, структура дефекта.

Родителям на заметку! Почему возникает заикание у детей и способы лечения дефекта.

Заключение

Течение заболевания и его исход зависит от тяжести органических нарушений головного мозга. Логопедическая работа, лечение в санаториях, учеба в специализированных дошкольных учреждениях повышает шансы на выздоровление и установление нормальных речевых навыков.

Внимание! Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать —
напишите вопрос в форме ниже:

Причины и симптомы сенсорно моторной алалии

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой — когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Причины сенсомоторной алалии

Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.

Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:

  • Резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • Недоношенность;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
  • Плацентарная недостаточность;
  • Угрозы во время беременности.

Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.

В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:

  • Краснуха;
  • Менингит;
  • Энцефалит;

Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.

Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.

Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.

Сенсомоторная алалия — симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

«Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

«Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений» (Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия и методы ее преодоления»).

Алалия – это тяжелое нарушение речи центрального происхождения, выражающееся в глубокой несформированности речевой функции при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. нарушаются все ее компоненты, что проявляется в полном отсутствии речи, в непонимании обращенной к ребенку речи, общение с помощью лепетных слов, а при появлении зачатков речи в более поздние периоды проявляется в бедности словарного запаса, наличии аграмматизмов, нарушении слоговой структуры слов, нарушении звукопроизношения.

Алалия – это одно из самых тяжелых нарушений речи, при котором без специализированной логопедической помощи дети начинают намного позже говорить,чем при других нарушениях речи, или совсем не начинают говорить (поэтому алалия и получила свое название: «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, и «lalio»–»говорю», «речь»).

Классификация алалии.

В современной логопедии Алалию подразделяют на 2 основных формы – Экспрессивная (моторная) алалия и Импрессивная (сенсорная) алалия. Существует так же их сочетание — сенсомоторная алалия.

Экспрессивная (моторная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Импрессивная (сенсорная) алалия– это речевое нарушение центрального генеза, проявляющееся в неспособности ребенка понимать обращенную речь вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора.

Все 3 вида алалии корректируются (часто до речевой нормы). В последнее время получили бурное развитие гуманитарные (изучающие человека) науки – нейрофизиология, нейрохимия, нейропсихология, психолингвистика. Именно психолингвистический подход, на основе которого создаются коррекционные методики, позволяет решать проблемы алалии.

Отличия между сенсорной и моторной алалией.

Многие родители задают логопедам вопрос:»Какая из алалий хуже – сенсорная или моторная?». Без лечения прогноз для развития личности ребенка при СА хуже, чем при МА. В коррекционной работе отличия таковы: при Сенсорной алалии первые этапы логопедической работы по переходу с ОНР 1 на ОНР 2 занимают в 2-3 раза больше времени. Но при этом у детей с Моторной алалией последующая коррекционная работа занимает в 2-3 раза больше времени.

Сенсомоторная алалия.

СМА – самая тяжелая форма алалии, при которой нарушены обе стороны устной речи: понимание и говорение, присутствуют все симптомы и сенсорной и моторной алалии. Именно детей с СМА чаще всего путают с аутистами. Лечение сенсомоторной алалии начинать следует с сенсорного компонента, потому что онтогенетически у ребенка первоначально развивается понимание человеческой речи, только после этого становится возможным «воспроизведение». Потом, уже развив понимание (у меня это занимает до полугода работы), приступаю к параллельной работе с сенсорным и моторным компонентом. Длительность коррекции СМА складывается из длительности лечения сенсорной и моторной алалий и занимает в 2 раза больше времени.

По моим наблюдениям в процессе логопедических занятий:

· у неговорящих детей 2-2,5 лет с сенсорной алалией моторные (экспрессивные) нарушения отсутствуют (из двух десятков занимавшихся у меня детей с СА симптомов моторной алалии не было). Поэтому если ребенку в этом возрасте поставили диагноз СМА, в процессе коррекционной работы диагноз может быть уточнен до простой сенсорной алалии.

· Неговорящие дети 5-6 лет все имели диагноз Сенсомоторная алалия, т.е. присутствовали проявления и той и другой алалии. Чистой сенсорной алалии в этом возрасте я не встречала. Конечно, 3 десятка сенсомоторных алаликов этого возраста – это мало по сравнению с исследованиями в университетах, чтобы утверждать, что нет первичной СМА.

· Занимаясь коррекцией алалии у детей от 2,5 до 5 лет, я обратила внимание, что чем позже начали заниматься, тем больше моторных проблем выявляется, и тем дольше идет логопедическая работа. По результатам наблюдений можно сделать предположение, что многие дети с СМА имеют нарушение экспрессивной (моторной) речи вторично, т.е. раннее начало логопедической работы сократит ее сроки ещё и по этой причине.

Причины возникновения Алалии.

На возникновение алалии оказывают влияние различные экзогенные и эндогенные отрицательные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в период до года. Максимально полные исследования причин алалии были проведены российским логопатологом В.А. Ковшиковым на материале 300 историй болезней детей с алалией. По его данным:

1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет – 66,9%

2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей – 72%

3. Патология во время беременности у 92% матерей:
— сильный токсикоз у 30%;
— соматические заболевания (грипп и ОРЗ) перенесли 36,3% матерей;
— угрожающий выкидыш 12,6%;
— психотравмы 11,3%;
— неправильное положение плода 8%;
— кровотечения 5,6%;
— попытки прерывания беременности 3%;
— резус-несовместимость 2,6%.

4. Во время родов:
— роды раньше или позже срока 36,6%
— патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) 67,3%;
— осложнения родов 44,6% (стимуляция, наложение щипцов);
— травмы головы 24%;
— родились в асфиксии 66%;
— одновременно и травма, и асфиксия 22%, т.е. в общей сложности 88% детей родились в асфиксии, и как следствие асфиксии: двустороннее поражение мозга, т.е. левой и правой гемисферы, а далее нарушение языковой системы.

5. В первые годы жизни (до 1 года)
— 94% детей до года имели частые и разнообразные заболевания

(ОРЗ — 31%, пневмония — 23%, детские инфекции — 15,3%, желудочные заболевания — 12,6%, грипп — 9%).

— небольшой процент детей имели мозговые заболевания (4,7%) и ушибы головы (5,3%).

6. Наследственность отмечалась в 6% случаев.

Следует отметить, что алалию, скорее всего, вызывает не один какой-либо фактор, а их совокупность (3 и более вредоносных фактора), что влияет на формирование нервной системы ребенка в целом и на речевую функцию в частности.

Алалия без коррекционной логопедической работы прогрессирует:

После появления речи (слов и фраз) –речь развивается медленнее, без коррекционной работы отставание от сверстников увеличивается с каждым годом.

Речь при алалии обладает искаженным патологическим сценарием развития. Ошибки в речи самостоятельно не исправляются, не изживаются, а множатся.

Если в 2-3 года ребенок с алалией имеет первично сохранный интеллект (они умненькие, забавные, сообразительные), то к 4-5 годам, из-за отставания в речевом развитии, становится заметно отставание в интеллектуальном развитии (У детей с сенсорной алалией это заметно раньше). А к первому классу школы психиатры им обоснованно пишут «вторичное снижение интеллекта» и могут рекомендовать специализированное учебное заведение вместо обычной школы.

До 2 лет большинство детей с алалией не имеют психологических проблем, позже психиатры им ставят Задержку Психического Развития, которая прогрессирует и приводит к отклонениям в психике (замкнутость или, наоборот, агрессия). Большинство родителей, начавших у меня заниматься после 5 лет, бросают логопедические занятия по причине того, что уже не могут справиться с ребёнком.

Лечение (логопедическая коррекция) алалии.

Использование современных психолингвистических методик при коррекции данных нарушений — залог успеха коррекционной работы. (При работе с моторной алалией они входят в «Языковую концепцию»). Именно Психолингвистический подход преподают сейчас в университетах будущим логопедам вместо устаревшего звукового подхода, который эффективен при коррекции анартрии.

Логопедическая работа требует ежедневной многочасовой работы. Поэтому логопед в одиночку без помощи родителей или специального детского сада для детей с ТНР часто не может справиться, и это является причиной отказа логопедов от индивидуальных занятий с детьми с алалией. Наиболее частое обращение ко мне по коррекции алалии – «Вы у нас 4…. 8 логопед, все остальные от нас отказались».

В лечении алалии важно создание правильной языковой среды – для каждого вида алалии своя специфика.

Создание правильной информационной среды: моторным алаликам требуется много новой информации, впечатлений и эмоций; детям с сенсорной алалией искусственно создают»информационный голод» на первых этапах работы.

При коррекции алалии важно соблюдать Речевой режим – во избежание появления речевого негативизма у ребенка.

Использование различных развивающих игр, повседневныхдел, медицинских препаратов, ускоряющих развитие речи – для каждого нарушения, в зависимости от уровня развития речи, свои приёмы.

А так же много информации из учебников по алалии и собственного опыта работы собрано в этом разделе (ссылки на нужные страницы этого сайта — внизу этой страницы).

Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Работа с сопутствующими алалии диагнозами.

Часто детям с алалией 2-4 лет психиатры (психоневрологи) ставят Задержку Психического Развития (ЗПР) или Задержку Психо-Речевого Развития (ЗПРР), что верно, так как при отсутствии вербальной речи нельзя сказать о полноценно развитой личности. Данные нарушения являются вторичными (являются следствием алалии). И при раннем начале логопедической работы данные диагнозы снимаются (после доведения речи до нормы) без участия других специалистов. Логопед убирает причину и вторичное нарушение пропадает. Включается регулятивная функция речи — у ребенка появляется самоконтроль. Родители это замечают после окончания логопедических занятий как — ребенок стал лучше себя вести.

У детей с алалией (неговорящие — ОНР 1) в 5-7 лет (у сенсориков раньше) тот же диагноз ЗПР, одним логопедом «починившем» речь не снимается и требует дополнительной работы психологов. по коррекции поведения при ЗПР. В этом же возрасте начинают проявляться признаки вторичного снижения интеллекта ЗПР, о чем психиатры тоже могут известить родителей и направить в спец. учреждение 8 типа. Хотя хороший психолог (дефектолог, олигофренопедагог), совместно с логопедом дефектологом, ещё могут справиться с алалией и ЗПР.

Билингвизм и алалия.

Билингвизм может являться причиной задержки речевого развития у детей. Чаще всего ЗРР такого типа преодолевается ребенком самостоятельно за полгода. Т.е. к 2 – 2,5 годам двуязычные дети должны уметь говорить. (Если ребенок не заговорил к этому возрасту – можно предположить речевую патологию, и билингвизм здесь ни при чем). При коррекции речи у билингвов с алалией длительность логопедической работы также увеличивается на полгода.

На основании моей практики с несколькими десятками билингвов я обратила внимание на несколько моментов:

· у ребенка с алалией речь отсутствует на всех языках, для ЗРР (с которой часто путают алалию в 2, 3 года) такое не характерно;

· при начале коррекционной работы со мной на русском языке — речь ребенка на втором языке начинает появляться и развивается (с небольшой задержкой) самостоятельно;

· если есть возможность выбора между двумя логопедами, работающими на разных языках, и точно способными вылечить алалию – выбирать следует логопеда, говорящего на языке, который ребенок чаще слышит, чаще всего это мамин язык;

· если родители подключают к работе логопеда на втором языке (моторная алалия с уровня ОНР-2, сенсорная – с ОНР-3)– скорость развития речи увеличивается на обоих языках, примерно в полтора раза; но на первых этапах коррекционной работы (ОНР-1) два логопеда работают хуже, чем один.

· но при работе двух логопедов на одном языке – процесс замедляется из-за конфликта методик.

Серьезным отклонением в развитии, встречающимся довольно часто, является сенсомоторная алалия у детей, выражающаяся в грубом речевом расстройстве. В наиболее тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. Главной причиной развития дефекта считается поражение корковых центров, отвечающих за развитие речи, расположенных в головном мозге. Патология может возникнуть при внутриутробном развитии, а также после рождения ребенка, в течение первых трех лет.

Признаки моторной алалии у ребенка

По своей сути алалия представляет собой полное или частичное отсутствие у ребенка речевых функций. Все случаи этого заболевания отмечаются в период от момента рождения и на протяжении дошкольного возраста. Для данной патологии характерны собственные яркие и специфические проявления. Алалия проявляется в двух видах, как сенсорная и моторная. Комплексный подход в лечении позволяет успешно корректировать патологию. При условии своевременной диагностики и принятия необходимых мер, такие дети вполне могут учиться в обычной школе.

Наличие сенсорной алалии проявляется нарушенным восприятием речи, в то время как слух у ребенка вполне нормальный. В таком состоянии дети не способны воспринимать речь или реагируют на нее крайне ограниченно. Они проявляют адекватную реакцию на различные виды звуковых сигналов, делают различия между характерными шумами – стуками, шорохами, скрипами и другими. Сенсорная алалия отличается присутствием эхолалии, когда ребенок совершенно неосмысленно повторяет чужие слова. Нередко дети не отвечают на поставленный вопрос, а просто повторяют его дословно.

Основным признаком алалии считается нарушенный фонематический слух, различной степени тяжести. Ребенок может совершенно не различать речевые звуки или воспринимать их очень затрудненно. На практике этот недуг встречается довольно редко, более широкое распространение получила упрощенная форма заболевания – моторная алалия. В этом случае дети очень хорошо понимают обращенную к ним речь, однако собственная речь отличается стойкими нарушениями. Словарный запас довольно скудный, слова используются, преимущественно, в именительном падеже, а грамматические формы образуются с грубыми нарушениями.

Часто слова могут заменяться другими, похожими по звучанию. Сложные и длинные слова больные дети просто не в состоянии произнести. Это становится одной из причин заикания и нарушений интеллектуального развития. При наличии легкой формы для общения используются короткие фразы, последовательность слов может быть нарушена, однако, такая речь в целом будет понятна для восприятия.
Тяжелая форма моторной алалии проявляется у ребенка в возможности лишь копировать какие-либо звуки, в сопровождении жестикуляции и активной мимики.

Кроме основного нарушения, дополнительно выявляется целый ряд отклонений неврологического характера. Прежде всего, это слаборазвитая мелкая моторика, неуклюжесть, повышенная утомляемость, расстройство внимания. В некоторых случаях нарушается память и общее восприятие. Заподозрить моторную алалию можно при отсутствии характерного детского лепета и других признаков, свидетельствующих о первичном становлении речи.

Причины возникновения алалии у детей

Основные причины возникновения алалии связаны с внутриутробными, родовыми травмами, а также различными осложнениями беременности. Отдельные участки головного мозга, отвечающие за речь, могут быть поражены в результате гипоксии плода, острой сердечной и легочной недостаточности беременной. Причиной поражения головного мозга может стать внутриутробное инфицирование плода.

Сложные роды также часто приводят к расстройству речи. Этими факторами могут стать поздние или преждевременные роды, асфиксия, родовые травмы, врачебные ошибки и другие. Следует отметить, что алалия редко возникает под влиянием какого-либо одного травмирующего фактора. Во многих случаях патология возникает под влиянием совокупности причин. Однако ее дальнейшее развитие связано с индивидуальными особенностями женского организма, своевременного и качественного лечения, квалифицированной помощи во время родов.

После рождения маленькие дети оказываются беззащитными перед многими негативными явлениями, в том числе и травмами головы. Именно они чаще всего приводят к расстройствам речи. Однако патология может возникнуть под влиянием менингита и энцефалита, затрагивающих головной мозг, а также простудные заболевания, протекающие в тяжелой форме и сопровождающиеся осложнениями. Среди некоторых специалистов существует мнение о влиянии наследственной предрасположенности к алалии.

Классификация

Алалия у детей дошкольного возраста составляет примерно 1%. В школьном возрасте этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Данная патология в два раза чаще затрагивает мальчиков и представляет собой клинический диагноз в виде общего недоразвития речи (ОНР).

Классификация заболевания осуществляется в соответствии с его проявлениями, механизмами развития и степенью недоразвития речи. В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия.
  • Сенсорная или импрессивная алалия.
  • Смешанная алалия, обладающая признаками двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени.

Моторная форма возникает в результате органического поражения в речедвигательном анализаторе, а именно в его корковом отделе. В данном случае наблюдается остановка развития собственной речи ребенка. Тем не менее, у него сохраняется способность понимать чужую речь. В зависимости от зоны повреждения, моторная алалия разделяется на афферентную и эфферентную форму. В первом случае поражается постцентральная извилина, расположенная в нижнем теменном отделе левого полушария. Это приводит к серьезным нарушениям устной и письменной речи. Во втором случае поражается премоторная кора, расположенная в задней трети нижней лобной извилины. Данная патология также вызывает значительные речевые нарушения.

Возникновение сенсорной алалии связано с поражением коркового отдела, расположенного в речеслуховом анализаторе, в задней трети верхней височной извилины. Данное заболевание сопровождается нарушениями высшего коркового анализа и синтеза речевых звуков. Поэтому, при сохраненном физическом слухе, ребенок совершенно не воспринимает речь других людей.

Лечение сенсорной алалии у детей

Если диагноз заболевания подтвердился, нужно как можно раньше начинать лечение. Все лечебные мероприятия назначаются в зависимости от тяжести и формы выявленной патологии.

Лечение проводится по нескольким направлениям:

  • Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями. Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами. Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора. Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
  • Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
  • Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
  • Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
  • Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Прогноз сенсомоторной алалии у детей зависит от раннего лечения, комплексного подхода и системного воздействия на все речевые компоненты. Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *