Кубики Никитина. Делаем САМИ))) и себе на заметку)))

Методика раннего развития, созданная семьей Никитиных известна во всем мире. Их эффективная система опробована на своих собственных семерых детях.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип » от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям». Такой союз вместе с

грамотным применением пописанных ниже игр сам по себе дает толчок в развитии ребенка.

Игры Никитиных развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать. Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей — «можно сделать еще лучше». Все это поддерживает интерес к игре, движению вперед, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно.

Правила Никитиных, которые авторы советуют соблюдать родителям, чтобы игры усваивались наиболее успешно:

Радоваться успехам малыша, но не захваливать.

Не допускать принуждения, как бы вам не хотелось, чтобы ребенок занялся игрой. Отступитесь, отложите на некоторое время, ждите момент, когда игра будет желанной. Создавайте условия для такого желания.

Во время игры не позволяйте себе обидных замечаний в адрес ребенка. Обидные слова вызывают у детей раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать.

Вы не должны выполнять задания за малыша, не должны подсказывать ему ни словом, ни взглядом, ни жестом, нельзя говорить «хорошо», «правильно», «ай — яй яй» и т.п. Ваш довольный или нахмуренных взгляд, одобрительный или отрицательный кивок — все это не должно стать главным критерием в оценке своих действий у малыша, его самоконтроль заменится стремлением угадать, как к этому отнесетесь Вы.

Сколько сразу давать игр, как их вводить?

Подойдите к этому вопросу творчески — ориентируйтесь на рост способностей малыша, его успехи, заинтересованность.

Новые игры вводите постепенно, избыток моментально приведет к обесцениванию. Естественное явление периодическое «остывание» к игре, в этот момент можно вводить новую. В один день можно играть в 23 игры, только с условием, что 2 из них уже хорошо знакомы малышу.

Когда перестать играть?

Есть несколько объективных критериев, по которым можно безошибочно судить, что малыш подрос, и игра ему уже ничего не дает — это количество выполненных заданий, чем больше малыши их выполнил, тем дальше он продвинулся в развитии.

Сокращение времени, которое понадобилось малышу для выполнения заданий.

Ребенок начал сам придумывать и складывать свои модели.

В каком порядке правильно давать игры?

Для обеспеченного успеха начните с посильных задач или более простых частей. — «Сложи квадрат»(2-6), «Сложи узор»(4-8), «Дроби»(3-7),»Кирпичики»(2-6), «Кубики Никитина для всех»(5+), » Уникуб»(6+).

Краткое описание игр.

Сложи квадрат.

Являет собой планшет, в которых вставляется 12 квадратов, каждый по возрастающей степени сложности разрезан на кусочки. Собирая квадрат, ребенок развивает логику, цветоощущение, соотносит целое и его часть, учится разбивке одной тяжелой задачи на несколько простых. В игре 3 варианта сложности:

1уровень — составление квадрата из 2-3 частей.

2уровень- 3-5.

3уровень- 4-7.

Если играть совсем комплектом, задача усложняется подбором цвета, так как все квадраты разных цветов.

Сложи узор.

Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по — разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.

Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры — дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу — приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик.

Дроби.

Эта игра состоит из 12 разноцветных кругов. Первый круг — целый, остальные же разделены на 2, 3. 4, части и так до12. Как играть? Все 78 частей высыпаются на стол, дроби собираются на столе по цветам, потом из каждой кучки нужно сложить круг определенного цвета.

Таким образом, дети приобретают представление о дробях и их соотношениях, знакомятся с названиями, например — одна пята, две трети, усваивают принцип дроби: чем частей больше, тем части меньше. Кроме того, пособие поможет выучить цвета и порядковый счет. Даже совсем маленьким деткам интересно находить сходные по цвету части и составлять из них фигуру.

Кирпичики.

Игра развивает пространственное мышление, знакомит с основами черчения.

Состоит из восьми одинаковых блоков. В игре 3 вида заданий:

1. построить модель по данному чертежу.

2. сделать чертеж по построенной модели.

3. придумать новую модель самостоятельно и составить к ней чертеж.

Игра направлена на развитие творческой жилки, внимания, усидчивости, идеально тренирует мозг.

Кубики Никитина для всех.

27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь — фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.

Уникуб.

Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.

Берегите игры Никитиных, не ставьте их на уровень остальных игрушек.

Как самому сделать кубики Никитина?

Сделать эти кубики очень легко. Вы можете воспользоваться готовыми пластмассовыми кубиками с пазлами, отмочив с них картинки, либо вырезать из картона 18 разверток кубика и наклеить на них цветную бумагу, готовые кубики перемотать скотчем от попадания влаги. Принцип наклеивания:

Передняя грань — белая, на рисунке прозрачная, задняя — желтая, правая грань — синяя, левая грань — красная, верхняя грань — желто — синяя, нижняя — красно- белая. Вот какие кубики получились у меня.

Эти кубики уже достаточно давно в моем списке развивающих игрушек, для приобретения. В воспитании младшего ребенка стараюсь придерживаться девиза Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Благо и ребенок у меня очень деятельный, только успевай с ним заниматься. Но вот такие развивающие игрушки, как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина и Зайцева я для себя отметила. Методика Никитиных, кстати, в целом перекликается с Монтессори тем, что там тоже ребенок должен делать все сам, а родители только наблюдать.

Когда Данилка уже дорос до этих кубиков, то столкнулась с такой проблемой: в большом городе купить их совсем не просто, уже не говоря про небольшие городишки и села. Я объездила несколько больших магазинов «Детский мир» и негде кубиков, да и других игрушек из моего списка не было. В итоге родилась идея смастерить кубики Никитина своими руками. После старшего сына остались несколько комплектов обычных кубиков с картинками. Вот из них я и решила делать кубики Никитина.

На прошлой недели мы с Даником пошли на развивающие занятия в клуб. И когда там педагог достала кубики, чтобы познакомить с ними детей, я просто не смогла удержаться от восклицания «кубики Никитина!!!». Увидев, что я в восторге, педагог разложила передо мной фактически все развивающие игрушки из моего списка. Представляете мой восторг! Расспросив администратора клуба о том, где она приобрела эти пособия ,узнала, что заказала в магазине развивающих игрушек. И кубики Зайцева ждет уже почти месяц.

Но, наверное, я уже готова была морально к тому, чтобы сделать все своими руками, поэтому не стала их заказывать, а к следующему занятию мы имели уже дома свой комплект кубиков Никитина.

Делаются они очень просто. Нужно только 16 кубиков, цветной картон, клей ПВА, ножницы и скотч.

1. Первым делом замачиваем кубики для того, чтобы предыдущие картинки отклеились.

2. Зачищаем кубики от остатков бумаги и старого клея.

3. У меня были кубики размера 4 см на 4 см. Поэтому и заготовки из цветного картона я делала такого же размера.

4. Понадобится 24 квадрата из красного картона, 24 квадрата из белого картона, 24 квадрата из голубого и желтого картона.

5. Обклеила кубики по схеме ( схему взяла на — это просто кладезь полезной информации. Очень рекомендую всем родителям).

Передняя грань — белая ( на рисунке она прозрачная), правая — голубая, левая — красная, задняя — желтая, верхняя — желто-голубая, нижняя — красно — белая.

Для прочности сверху оборачиваем кубики скотчем.

Кубики Никитина своими руками готовы!

Мы с Данилкой пока составляем только дорожки для всякой живности, например, для киски — белую дорогу выстраиваем, а для собачки — красную. Заодно и цвета учим. Думаю, что для описания игр с кубиками я напишу отдельную статью. Подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу и тогда точно ее не пропустите.

С уважением, .

Игра настольная Поделка изделие Аппликация Сложи узор игра Никитина Б П своими руками Бумага

 ← 162 из 279 Тип работы Событие Техника Материал

Поделиться:

— Кубики?
— Да! Кубики! Только это не простые цветные кубики. Они задачки задают, и довольно трудные.
— Сделаем такие своими руками?

Об этой игре узнала уже давно, даже несколько лет назад сделала для сына первый пробный комплект оклеив в нужные цвета готовые деревянные кубики.
Вспомнила про них готовясь к очередному путешествию в «сказку» (об этом немного позже отдельным постиком). Хотелось разнообразить досуг детей в поезде и отвлечь их от игр на планшете и прочих современных гаджетов. Первоначальный вариант был слишком большим и тяжелым для поездок, решили усовершенствовать его.
За основу использовали заготовку для кубика из архивного картона толщиной 1,5 мм:

Всего в комплекте должно быть 16 кубиков:

Склеиваем все стороны (мы клеили на клей «момент КРИСТАЛЛ»). В итоге получился кубик со сторонами 2 см.:

Предварительно, перед разукрашивавшем, мы решили его покрасить в белый цвет:

Но потом отказались от этой затеи за ненадобностью и просто оклеили заготовку самоклеющейся плёнкой и цветной бумагой как показано на рисунке:

передняя грань — белая (на рисунке показана прозрачной),
задняя грань — желтая,
правая грань — синяя,
левая грань — красная,
верхняя грань – желто-синяя,
нижняя грань — красно-белая (линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Вот что у нас получилось:

Вес всех 16 кубиков составляет всего 25 гр.
Карточки-схемы (всего 98 заданий + карта с русским алфавитом) распечатали на простой бумаге.
Коробочку использовали уже готовую. В итоге у нас всё компактно разместилось. Игра занимает мало места и лёгкая, что нам и было нужно:

А вот так выглядел первоначальный вариант, сделанный несколько лет назад:

Кубиков мы сделали не 16, а немного больше, что бы задания выполнялись совместно.
Вот так это было в поезде:

А в завершении об игре расскажет сам автор – многоуважаемый Борис Павлович Никитин (отрывок из его книги “Ступеньки творчества или Развивающие игры”):

Итак, “Сложи узор”.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу — важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

Игра Никитина «Сложи узор». Сказка про море

Валентина Мезенцева

Помимо этой игры были сделаны и другие, о них тоже обязательно расскажу отдельным постиком в ближайшие дни.

Дети растут быстро, успевайте проводить с ними как можно больше времени, развивайтесь вместе играючи!

Всего Вам наилучшего!

Мастер-класс для педагогов «Кубики Никитиных «Сложи узор». Формирование комбинаторных навыков у дошкольников

Елена Севиринова
Мастер-класс для педагогов «Кубики Никитиных «Сложи узор». Формирование комбинаторных навыков у дошкольников

КУБИКИ. ХАМЕЛЕОН — К. Методика Никитина

внутри 12 кубиков с гранями 2х цветов и инструкция с правилами игры и заданиями.

Авторские игры Никитиных обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка!

Эта игра развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведет к созданию образа. Она очень важна для успешного освоения детьми простейших азов черчения, позволяет развить образное мышление и умение осуществлять комбинаторные действия.

Для игры можно использовать как 4 кубика так и все 12, можно использовать 2 комплекта кубиков. Все кубики одинаковы по размеру, у каждого 3 грани, сходящиеся в одной вершине, окрашены одним цветом, а следующие 3 — другим цветом.

Кубики в коробке.

Для выполнения разных заданий требуется разное количество кубиков. Сущность игры заключается в воспроизведении на плоскости построек по образцам.

Образец для игры, в инструкции их 59.

При постройке ребенок должен соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа, правильность окраски спереди, сверху и сбоку.

Предполагается, что эта игра доступна для детей 4-8 лет, при этом задания разделены в инструкции условно на задания для детей 4-5 лет и задания для детей 6-8 лет. Если у вас двое детей, то можно попросить одного ребенка строить конструкцию, а другого — проверять правильность постройки.

Мой вывод: мы купили эти кубики своей четырехлетней дочке, сам ребенок не смог разобраться, что к чему и как играть в эту игру. При помощи папы уже через 10 минут все стало ясно и дочь приступила к выполнению заданий, ей понравилось вертеть кубики в разные стороны. чтобы добиться такой же картинки, как в инструкции. Это меня очень удивило, так как усидчивость она не страдает да и задания. в которых нужно сосредоточится ей тяжело даются — а тут сразу проснулся интерес. сейчас это одно из наших любимых развлечений, собрать строение и рассматривать его со всех сторон.

А еще эта игра поможет закрепить или научить ребенка, где находится правая, а где левая стороны.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров. Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ, развивают творческие способности.

На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

• складывают кубики по схеме;

• глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;

• создают собственный рисунок.

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

примеры:

Что бы ребенку было интересно играть мы решили завести друзей. На помощь к нам пришли звери из шоколадных яиц (для мальчиков можно взять машинки). Именно для них мы строили дорожки. Сравнивали чья длиннее\короче, сколько ушло кубиков на ту или иную дорожку (счет). Ребенок выкладывает все задания рядом с альбомом. Но первые разы мы выкладывали в альбоме, это еще один плюс для начала. Ну и сейчас она подбирает не только верхние грани но и боковые.

Закрепляем понятия: цвет, высота, сравнение.

Начинаем постепенно усложнять. Выкладывать задания из кубиков разного цвета например бусы для мамы. Так же знакомим с двухцветными гранями (задание елочка).

Следующее лесенки знакомят ребенка с понятием «полоска\ряд\этаж» и » столбик».

Так же дорожки можно усложнять выполняя их из двухцветных граней.

После того как ребенок научился выполнять задания в один ряд, я стала усложнять, прибавляя ряды и столбики. И тут нам опять на помощь пришли звери из шоколадных яиц.

Домики по сказке » заюшкина избушка»

и лес. тут один и тот же элемент повторяется несколько раз. Так же елочки могут быть разной высоты.

а теперь вернемся к » правильным» кубикам. Если кубики изготовлены верно:

Передняя грань — белая

Задняя — желтая

Правая — синяя

Левая — красная

Верхняя — желто-синяя

Нижняя — красно-белая

то большинство сложенных узоров повторится на обратной стороне, только в другом цвете. ребенку очень нравится переворачивать картинку и смотреть что же вышло.

Покажу еще задания который мы сегодня пропустили, но они так же вводились постепенно и обычно использовались игрушки-помощники (звери\машинки\куклы)

Ну и узоры сложение которых требует времени и использования всех кубиков. Пока эти картинки мы выкладываем в альбоме.

Ну и пока последний раздел в нашем альбоме » потеряшки». Задание выложить узор с недостающими кубиками. или положить недостающие кубики на картинку.

Ну и прошу выкладывать фигуры так что бы рисунок совпадал не только на верхней грани, но и по бокам.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *