Дети из пробирки: отлучение от церкви за крестины?

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев выступил с очередным громким заявлением, взбудоражившим общественность. Он предложил отлучить от Церкви Филиппа Киркорова. Кураев считает, что певец и священник, который крестил его дочь Аллу-Викторию, нарушили церковные каноны.

Как известно, дочь известного шоумена была рождена суррогатной матерью, а РПЦ, по словам Кураева, квалифицирует суррогатное материнство как поведение, неприемлемое для христианина. Кроме того, протодиакон заявил, что священник должен был предупредить Киркорова о формате таинства крещения и не допускать превращения его в вечеринку.

После этого громкого заявления вновь возникло множество вопросов, связанных не только с этическими аспектами суррогатного материнства, но и с тем, крестить или нет ребенка, рожденного «из пробирки»? И за что в современном мире христианин в принципе может быть подвергнут анафеме?

«Дети загробного мира» или дети без Духа?

В 2010 году создателю технологии искусственного оплодотворения Роберту Эдвардсу, который более 30 лет назад провел удачный эксперимент по осеменению яйцеклетки вне тела матери, была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине. С тех пор с помощью метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на свет появилось более четырех миллионов детей.

Однако споры до сих пор не утихают. Вплоть до вопроса: является ли эмбрион, зачатый в пробирке, человеческим существом или нет? В частности, этот вопрос обсуждали на одной из конференций «Наука. Философия. Религия».

Тогда, например, было отмечено, что «момент одухотворения человека по времени совпадает с моментом оплодотворения». В этой связи один из участников конференции – архимандрит Климент (Вечеря) – задался вопросом: «Будет ли дух у клонированного человека?». И сам ответил: «Это — не Божий дар. Клон не может называться человеческой личностью».

Однако иеромонах Димитрий Першин (председатель православной комиссии по биоэтике) заявил, что «если человек рожден путем ЭКО или даже если человек впоследствии будет клонирован, мы все равно должны будем относиться к нему как к человеку. Для врача так же будет действовать клятва Гиппократа».

Тем не менее, РПЦ не приветствует методы искусственного оплодотворения. В качестве основных аргументов: разрушение традиционной семьи, возможность получить ребенка вне семейных отношений и косвенная поддержка однополого сожительства.

Более подробно причины такого отношения РПЦ к методам искусственного оплодотворения Димитрий Першин изложил в статье «ЭКО: от медицины к биоэтике».

В частности, там можно найти и такой шокирующий аргумент, о котором мало кто задумывается. Речь идет о проблеме так называемых «детей загробного мира» — эмбрионов, которые имплантируются после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики (как это не раз случалось) погибали в результате несчастного случая.

«В результате появляются так называемые «дети загробного мира». Это происходит, когда донор-отец умирает еще до имплантации, или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной стадии болезни», — поясняет Димитрий Першин.

Что же касается вопроса, крестить или нет детей из пробирки, священники, которых опросили Вести.Ru, ответили, что уже рожденных детей, конечно, лучше крестить, чем нет.

Священники: крестить надо, но надо и обличать грех суррогатного материнства

Еще один момент, который вызвал неоднозначную реакцию общества, — поведение самого Филиппа Киркорова и речь, которую певец произнес с амвона. Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, протоиерей Максим Козлов в эфире радио «Вести ФМ» заявил, что общественная дискуссия в данном случае вполне оправдана.

«Потому что возникла ситуация общественного соблазна, говоря церковным языком. То есть произошёл инцидент во время совершения одного из величайших церковных таинств — таинства крещения. Этот инцидент профанирует само совершение таинства. Кроме того, он сопровождался поступками, действиями и словами участников, которые никак (с точки зрения церковного законодательства и христианской морали) приветствоваться не могут», — пояснил он.

Однако при этом протоиерей Максим подчеркнул, что не уверен, можно ли говорить об отлучении Филиппа Киркорова. «Отлучать можно того, кто является в полном смысле членом Церкви. То есть это человек, который участвует в церковных таинствах, исповедуется, причащается, сознает себя православным христианином. Насколько осознает себя таковым известный участник шоу-бизнеспроцесса, я не знаю», — отметил священнослужитель.

Крестить ребенка нужно вне зависимости от грехов родителей, считает протоиерей Максим. Но при этом добавляет: то, что Киркорову было разрешено оказаться на церковным амвоне, — месте священном (выступать и проповедовать с которого имеет право только священнослужитель), а также то, что священником сам «грех суррогатного материнства не был открыто обличён и назван грехом», — «это возмутительный факт нарушения церковной дисциплины».

Глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин также отметил, что человек, который рожден даже через суррогатное материнство, — это человек, достойный крещения. «Это вполне полноценное человеческое существо, поэтому отказывать ему в крещении было бы неправильно. Но, конечно, Церковь осуждает, как совершенно правильно было сказано отцом Андреем (Кураевым), суррогатное материнство», — отметил Чаплин.

В продолжение темы:

Иеромонах Димитрий Першин считает, что Филипп Киркоров сам отлучил себя от Церкви, и священник может наложить на него епитимью.

Крещение детей, рождённых в результате ЭКО

ЭКО — то есть экстракорпоральное оплодотворение – способ искусственного оплодотворения, при котором извлеченную из тела женщины яйцеклетку искусственно оплодотворяют извлеченным из тела мужчины сперматозоидом, и полученный в результате такого оплодотворения эмбрион, после достаточного развития в инкубаторе, помещают в тело матери. Этот метод применяют обычно при бесплодии одного или обоих родителей. При этом зачастую используются донорские клетки, а также при невозможности вынашивания — «суррогатные матери». ЭКО применяется в разных странах с восьмидесятых годов прошлого века. Об успешности метода говорит статистика – более чем у 35% пациенток после ЭКО наступала беременность.

Родителей детей, зачатых в результате экстракорпорального оплодотворения, в последнее время все больше беспокоит вопрос соответствия этого процесса религиозным доктринам и крестят ли детей ЭКО?.

Отношение основных христианских конфессий к этому достижению науки однозначно отрицательное.

Так, Московский патриархат в «Основах социальной концепции» осуждает и называет нравственно недопустимыми все виды такого оплодотворения, использование «суррогатных матерей», донорских клеток и других «манипуляций», считая, что это подрывает основы семейных отношений. Особое негодование у РПЦ вызывает практика оплодотворения нескольких яйцеклеток с последующим разрушением «лишних» эмбрионов, что объясняется признанием церковью за эмбрионом полного человеческого достоинства. Но можно ли крестить ЭКО детей лутше уточнить у своего духовного наставника.

Католическая церковь категорически возражает против любого искусственного оплодотворения, называя его аморальным и неестественным, подрывающим семейные ценности и нравственные устои.

Просто о сложном. Все мифы об ЭКО. Сохраните информацию у себя на почте.

Просто о сложном. Все мифы об ЭКО.Сохраните информацию у себя на почте.

Крещение детей после ЭКО. Ответственность родителей

В свете вышеизложенного вопрос, необходимо ли крещение детей после ЭКО, является вопросом этики родителей. С одной стороны, церковь не одобрит такой поступок. С другой – родители, зная об этом неодобрении, могут пойти на хитрость и не сказать священнику о способе оплодотворения ребенка, Крестит ли церковь детей ЭКО, волнует многих верующих родителей, а однозначного ответа на этот вопрос нет. Но ведь таинству крещения обычно предшествует исповедь, а обманывать священнослужителя или скрывать от него что-то – грех. Тут возникает вопрос религиозности родителей – если они сочли нормальным нарушить обряд исповеди, то настолько ли принципиальным будет для них сам факт крещения детей после ЭКО?

Пусть каждый правильно решит этот вопрос со своей совестью!

Можно ли крестить детей после ЭКО

Многие родители задаются вопросом: «крестит ли Церковь детей ЭКО?». Ведь крещение ребёнка — неотъемлемая часть вхождения в Православие, обретение им ангела-хранителя и преображения образа дальнейшей его жизни.

Можно ли крестить детей ЭКО? Конечно можно. И не только «можно», но и «нужно», так как дети, рожденные вследствие процедуры ЭКО такие же перед Богом, как и зачатые естественным способом.

Крестят ли детей ЭКО по стандартной процедуре? Конечно! У такого ребенка будут такие же крестная мать и крестный отец, как и у всех остальных детей, он будет искупан в чане со святой водой, прочитаны все полагающиеся молитвы и т.д.

Нужно ли указывать в храме, что ребенок рожден вследствие ЭКО? Вовсе не обязательно, так как это, по большому счёту, не будет иметь значения ни для родителей, ни для церковнослужителей, ни для него самого.

Эти и многие другие вопросы всегда тревожат и будут тревожить родителей, так как не всегда знаешь, что можно делать, а что является грехом. Чтобы быть уверенными — вы всегда можете обратиться за советом непосредственно к священникам. Они вам подскажут, как и когда лучше крестить, крестят ли детей ЭКО, прочитав перед этим особые молитвы, как лучше подготовиться в данной процедуре и другие интересующие вас нюансы.

Многие церковные представители утверждают: отлучать от крещения ребенка нельзя, так как это противоречит церковным канонам. И всё же некоторые священнослужители иногда принимают вычурные решения, а именно такие как отказ от крещения ребенка, зачатого путем ЭКО, в данном храме, несмотря на обстоятельства. В подобном случае не нужно впадать в панику или вовсе отказываться от крещения. Просто необходимо родителям обратиться в другой храм, так как по факту священник не имеет никакого права отказать в такой процедуре как крещение ребенка из-за личного недовольства поступком родителей. В текстах Библии многократно повторяется мысль, что каждый должен отвечать за свои деяния. Дети же за проступки родителей, ровно как и родители за детей не наказуемы. Единственное, что можно сказать, так то, что Церковь вполне имеет право востребовать от родителей перед проведением обряда крещения ЭКО-ребенка исповеди. В этом нет ничего страшного или зазорного, ведь исповедь — очищение души перед Богом. Такую процедуру каждому из нас необходимо проходить даже при естественном зачатии.

Получить бесплатную консультацию врача

Помните одно: советы и рекомендации может давать только священник в храме. Всегда общайтесь непосредственно только с ним. Не прибегайте к источникам информации «сказали на улице» или «подруга посоветовала». Если вы боитесь осуждения со стороны священнослужителей, так знайте, что многие священники в данное время довольно прогрессивны и понимают всю ситуацию. Всегда правда выводится в разговоре. Не бойтесь говорить.

Итак, если вы решились на проведение метода ЭКО и единственным вопросом остается «крестят ли детей рожденных от ЭКО?», либо же «можно ли крестить детей после ЭКО?», то смело можете идти на запись для проведения процедуры, так как никаких значимых проблем вы не встретите.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *