Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает, какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии — это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими — если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.

3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм — вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других — это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы — игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения — золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение — ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве, точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность — чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.8333333333333 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.83 (3 Votes) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Особенности воспитания ребенка-астеника.
  • Как найти общий язык с ребенком? Как понять ребенка? Как объяснить ребенку?..
  • Как сделать ребенка счастливым? Притча о родителях и детях.
  • Ритуал засыпания. Колыбельные. «Белый шум». Музыка для сна детям.
  • Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники).
  • Консультация детского психолога.
  • Назад: Детский отдых: чем занять ребенка в каникулы, как с пользой провести свободное время.

Методика Домана: как воспитать вундеркинда с пеленок

О методиках раннего развития читали и слышали все родители, но не все применяли их на практике. Кому-то элементарно не хватало времени, у кого-то не было особого желания. Популярностью пользуются методики Монтессори и Никитина, кубики Зайцева, методика Домана. О последней мы сегодня расскажем более подробно: в чем ее достоинства и недостатки.

История возникновения методики

Методика Домана, созданная американским нейрохирургом Гленом Доманом еще в прошлом веке, до сих пор пользуется огромной популярностью, вызывая интерес как у родителей, так и у педагогов. Все начиналось с лечения малышей с травмами мозга.

Нейрохирург Глен Доман поставил перед своей командой задачу не только лечить таких детей, но и развивать их. Он разработал свою методику, направленную на усиление активности мозга, в результате чего при восстановлении какой-то одной функции автоматически начинала «работать» и другая функция.

Воздействуя на мозг малыша, врач заставлял работать вначале «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью. Происходило это довольно оригинально на тот момент. На карточках большого размера писались слова красными буквами.

Детям показывали их одну за другой, произнося слова вслух. Каждый «сеанс» урока длился не более 10 секунд, но повторялся ежедневно до 15-20 раз. Таким образом, дети учились читать. После освоения навыков чтения на карточки стали добавляться точки, чтобы обучить счету, а затем и изображения простых предметов.

Что происходило по мере того, как мозг ребенка работал в активном режиме? Осваивая чтение и счет, малыши начинали понемногу двигаться, что уже говорило о большом прогрессе.

Сложнее всего было работать со слепыми детьми, но работая по методике, сотрудники клиники научили их видеть хотя бы очертания предмета. Дальнейшие занятия заставили детей понемногу двигаться.

Затем с ними занимались иностранными языками, обучали энциклопедическим знаниям, творческим навыкам.

Результатом таких занятий стало то, что больные дети не только догнали, но во многих областях и перегнали по развитию своих сверстников. Как же методика Домана должна действовать на здоровых детей?

На основе разработок с больными детьми Глен Доман создал простую методику по раннему развитию детей. Сейчас по ней может заниматься любой родитель, и любой ребенок может стать гением.

Методика Домана: когда начинать

Ответ доктора однозначный: начинать обучать ребенка по методике Домана надо с самого рождения, даже если вам кажется, что ребенок вообще ни на что не реагирует. Но вы ведь с ним разговариваете? И он отзывается на ваш голос? Что мешает добавить показ ярких карточек, сопровождая их озвучиванием?

Работая с детьми, педагоги отмечают, что они с интересом рассматривают яркие картинки, где изображены фрукты и овощи, картинки с природой, игрушки и окружающие предметы. Если хотя бы по пять минут в день заниматься с малышом, используя карточки, его мозг начнет активно работать, причем стимулируются различные отделы головного мозга.

В результате таких занятий у ребенка тренируется фотографическая память, он получает энциклопедические знания и развивается гораздо быстрее своих сверстников.

Как заниматься по этой методике

Разобраться, как заниматься по методике Домана, несложно. Не пытайтесь начать занятие, если ребенок плохо себя чувствует, капризничает или голоден. Выберите момент, когда он бодр, весел и сыт. В таком состоянии он с радостью поиграет с мамой в новую игру.

Сообщите ему: «Я покажу тебе красивые цветы!» и показывайте карточки одну за другой, говоря, что на ней изображено. Самим в карточки заглядывать не надо – это будет отвлекать ребенка.

Не задерживайтесь отдельно на карточке, показывайте их достаточно быстро, весело сообщая слово, написанное на обороте. В идеале достаточно одной секунды на одну карточку.

После первого показа перемешайте карточки – ребенок должен запоминать не последовательность, а сами изображения. Через некоторое время снова повторите игру.

Первые несколько дней, показывая карточки, можно проговаривать: «Этот цветок называется тюльпан». Затем малышу достаточно будет сказать «тюльпан». Самое главное – закончите занятие до того, как малыш начнет отвлекаться, оно не должно ему надоесть.

Каждую неделю используйте новые наборы, как только малыш четко усвоит все слова из предыдущего.

Используйте различные языки. Чем раньше вы начнете вводить новый язык, тем больше слов усвоит малыш, а затем сможет смотреть и мультфильмы.

Сейчас можно приобрести множество наборов карточек для обучения по методике Домана. Вы и сами можете их создать, найдя интересные картинки и сделав к ним подписи.

Недостатки методики Домана

Да, при всех прелестях и неоспоримых преимуществах, у методики Домана есть и свои недостатки. А именно:

  • Ребёнок пассивен в процессе обучения: его функция – просто смотреть.
  • Ребенок не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.
  • Не проявляется творчество в процессе обучения.
  • Нельзя пропускать занятия, причем заниматься надо ежедневно по несколько раз в день.
  • Если ребенок старше трех лет и до этого с ним по этой методике не занимались, то он неохотно начинает.

Вообще, любая из методик раннего развития имеет свои достоинства и недостатки. Возможно, стоит взять лучшее из каждой из них и заниматься комплексно. Пусть малыш играет, а вы по ходу игр вводите элементы той или иной методики, так он будет всесторонне развиваться.

Как вырастить вундеркинда

Чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от беготни, его не следует навязчиво контролировать, в доме должен быть доступ к библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру. Необходима также интеллектуальная среда. Но самое главное, рядом должны быть родители-партнеры, а не надзиратели. Ребенку должно нравиться жить дома, играть и обучаться.
Как развить способности ребенка?
Вундеркиндами рождаются все! Ведь каждый ребенок рождается с каким-нибудь талантом, и у каждого есть шанс развить свои способности. На развитие человека влияет среда, люди, которые окружают. В первый год жизни очень важна творческая свобода малыша. А еще внимание и наблюдательность родителей. У нас в семье заведено такое правило: свобода в творчестве и режим в быту.
В каком возрасте можно разглядеть
у детей те или иные склонности?
Думаю, многие знают, что есть люди аудиалы, визуалы и кинестетики. Уже в первый год у ребенка один из способов познания будет выражен более ярко. Это природа подсказывает родителям, как помочь малышу адаптироваться в новом для него мире. Я еще до рождения моих детей знала, что они обязательно будут талантливыми. А вот в чем именно – «определяет» сам ребенок. А дальше остается только наблюдать за его развитием и предлагать нестандартные способы обучения, всевозможные игры и игрушки, кстати, не всегда соответствующие возрасту. Главное, чтобы процесс для ребенка был увлекательным: лепка, рисование, музыка, чтение, танец – уже с третьего-четвертого месяца! Многие родители усиленно занимаются с детьми, но чаще всего они ориентируются на стандарты в психологии и педагогике. Если принято читать «Курочку Рябу» и «Колобка», то с этими сказками знакомят детей в первую очередь. У нас же в детской комнате все стены завешаны плакатами и картами: карта мира, таблица умножения, алфавит, строение человека и многое другое. Сначала любопытный ребенок просто созерцает, а потом начинает изучать внимательно, задает вопросы. Например, Марк выучил в полтора года цифры, потому что с ним играли в лото. Его это очень веселило. Сначала он полюбил цифры, а потом, когда старший брат Матвей учил таблицу умножения, Марик моментально заучивал ее за братом. Сейчас Марку шесть лет, осенью он пойдет в первый класс и больше всего хочет найти в школе друзей. Но у него есть увлечение. Это компьютер. Сейчас сын серьезно интересуется планетами и устройством Вселенной, мечтает полететь в космос. Еще его интересуют химия и биология, и Марк продумывает варианты создания эликсира бессмертия. По природе своей Марк – экспериментатор и изобретатель. Голый ряд цифр больше не входит в круг интересов Марка, а вот просчитать полет кометы, это для него имеет смысл.
Когда стоит учить ребенка читать?
Мои дети с года знают все буквы, а в два-три года уже читают. И специально я не учу их этому. Просто с рождения у нас в ходу кубики с буквами, книжки, картинки, таблички, где есть и буквы, и слова, и цифры, и ноты, и знаки. Я, играя с детьми, все время произношу и комментирую написанное. Таким образом, читать они учатся словами, а не слогами. Обучение происходит не по определенным часам, а в процессе ежедневного общения, которое взаимно приятно и маме, и ребенку. Вообще, с детьми нужно все время разговаривать обо всем, высказывать свое мнение и выслушивать их. А чтобы ребенок был общительным и активным, приглашать друзей, устраивать праздники, ходить на разные мероприятия. В раннем возрасте это очень расширяет кругозор. Нельзя заставлять ребенка что-либо делать без его желания. Особенно недопустимо это в учебе. Процесс обучения должен быть радостным. Нужно научиться договариваться с ребенком, заинтересовывать его.
Раскрыть же способности у детей мешают, прежде всего, сами родители, которые думают, что ребенок – их собственность. Они пытаются реализовываться через своих детей, навязывают им свои взгляды и в конце концов просто манипулируют детьми. И при этом считают, что делают все во благо ребенка.
В школе не очень любят необычных детей.
Как договориться с педагогами?
Да, школа – это отдельный мир! Как писал Роберт Кийосаки: «Школа пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но совершенно не годится для обучения всех детей». Мой принцип таков: не можешь поменять систему, значит, нужно научиться приспосабливаться. И объяснить ребенку, что школа – не единственное важное место в их жизни. Важнее, чтобы у детей после окончания школы была истинная цель в жизни. К сожалению, в школе готовят только к экзаменам. Таланты и способности для этого совсем не нужны. А вот если ты не владеешь набором никому не нужных фактов и цифр, то в школе тебе будут всячески внушать, что ты неудачник. Старший сын Матвей учится сейчас в восьмом классе в престижной гимназии. Но каждый год нас с мужем вызывают в школу, чтобы мы «принимали меры». Думаю, уже нужно принимать меры в отношении школ… А так приходится знакомить учителей с их же учеником.
Мы с мужем всегда поддерживаем интересы и увлечения наших детей. И не устаем повторять им, что они талантливы и у них все получится, потому что все зависит от величины их желания. Это придает им силы и уверенности в себе. Знаете, сколько людей в течение их жизни еще не раз усомнятся в талантах и способностях, покритикуют или негативно отнесутся к результатам? Любовью ребенка никогда не испортить, а вера в него поможет осуществить самые необычные мечты. Я думаю, что моя задача – быть на стороне моих детей. Любые рейтинги, тесты и замеры интеллекта не могут повлиять на ребенка, если родители поддерживают семейные ценности.
Стоит ли заниматься тем, к чему есть способности,
в ущерб остальным предметам?
Я думаю, при разностороннем развитии ребенок будет успешен во многом. Но, как правило, выбор того, чем заниматься более серьезно, дети делают сами. Я часто слышу от родителей на семинарах, что дочь или сын увлекаются всем и сразу. И им трудно определиться. Вот в подобной ситуации необходимо помочь ребенку с выбором. Тогда он будет сосредоточен и сконцентрирован на чем-то одном, и результаты окажутся в итоге более высокими. Ребенок будет только благодарен, потому что почувствует, что не распыляется и идет к одной, самой важной цели.
Чего нельзя делать родителям,
если они хотят вырастить одаренного ребенка?
Жертвовать собой! Родители – это самый главный пример для ребенка. У активных, талантливых и оптимистичных людей такие же дети. И еще добавлю: дети не любят, когда их воспитывают. Они любят, когда с ними дружат, сотрудничают и уважают их мнение.
НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Я с рождения использую пальчиковое рисование, а месяцев в шесть даю мелки, кисти, фломастеры.
Естественно, под контролем. Но при полной свободе творчества. Иногда рисуем за столом, иногда на ватмане на полу, а чаще на стене в детской комнате. Зато стены и мебель в других местах в квартире не тронуты. А еще мои маленькие творцы обожают пластилин, глину и тесто. И эти занятия-игры очень занимают их и сейчас.
НАШИ ИГРУШКИ
Чтобы понять, на что способен ребенок и что вызывает у него интерес, предлагайте ему разные игры.
Даже обычные бытовые вещи могут быть самой любимой забавой малыша. Марк, например, любил играть пылесосом, таскал его за собой по всей квартире и ездил на нем, как на машине. А любимое компьютерное пианино – это прямо-таки тренажер всех моих детей. Да, не детская игрушка! Да, дорогое! Но Алина, включая функцию записи, «сочиняет» музыку, хотя пока и не умеет играть, и не знает нот, а извлекает только звуки. Но зато потом с гордым видом демонстрирует свои шедевры: «Мишка в лесу», «Принцесса танцует», «Пони спит»… Кому-то эти произведения покажутся какофонией, маленький же человек так слышит мир и выплескивает эмоции. А главное, любовь к инструменту будет привита естественно, а не по желанию мамы. А дальше дочь сама сделает выбор.
КОМПЬЮТЕРЫ
У нас нет ни одной компьютерной игры- стрелялки, но есть много развивающих дисков и программ: и по истории, и по математике, и даже по детской анатомии. Важно научить использовать компьютер по назначению: для поиска информации, создания презентаций и работы в разных программах. Сейчас младшие дети с папой увлеклись
созданием мультиков.
Наталья Вишня – телеведущая, режиссер, педагог, профессиональный бизнес-консультант и мама троих детей.

Маленький гений: как вырастить вундеркинда

Появление на свет малыша – это большое событие в жизни каждых родителей. И готовиться к нему нужно серьезно. Покупается кроватка, коляска, вещи и игрушки. Но заботливые мамы и папы переживают не только за это. Не менее важно знать, как правильно воспитать малыша, чтобы он вырос гением.

На сегодняшний день составлено множество методик и придумано большое количество игрушек, которые помогают родителям развивать умственные способности ребенка. Если вы думаете, что это дорогое удовольствие, то сильно ошибаетесь. Методики находятся в открытом доступе в интернете, а развивающие игрушки легко сделать самостоятельно, если приложить фантазию.

Стадии интеллектуального развития ребенка

Не стоит бросаться в омут с головой и пробовать все подряд методики на ребенке. Упражнения, описанные в них, рассчитаны на разные возрастные категории. Используя учебный материал неправильно, вы не добьетесь ничего и исказите нормальное мышление ребенка, что приведет к трудностям в обучении в дальнейшем.
Как понять, что подойдет ребенку в его возрасте? Для этого обратитесь к классификации стадий интеллектуального развития с рождения до достижения 18 лет. Подробно описал психолог Жан Пиаже.

Стадии интеллектуального развития ребенка:

Сенсорно-моторная стадия (0-2 года). В этот период ребенок изучает мир при помощи ощущений и движений. Ему не терпится пощупать, погрызть, побросать предметы, находящиеся в окружении. Рационально со стороны родителей будет позволить ему это делать. В такой период полезны подвижные игры с потешками, игрушки с наполнениями, музыкальные инструменты.
Дооперациональная стадия (2-7 лет). Этот период ознаменовывается приданию предметам символического смысла. Ребенок играет с одним, представляя, что это другое: представляет картонную коробку домиком или машинкой, бумажные листы тарелками и прочее. Не стоит исправлять малыша и указывать ему, как правильно. В момент игры у него развивается воображение. Родителям стоит поддержать эту затею и похвалить юного выдумщика. Самое время для сюжетно-ролевых игр, начала изучения цветов, цифр, букв и других символов.
Стадия конкретных операций (7-11 лет). В этот период у ребенка преобладает логическое мышление. У него формируется логическая цепочка действия-последствия. Пришло время для ознакомления малыша с понятиями измерений (вес, длина, объем, ширина). В этот период ребенок начинает четко осознавать, что он частица мира, а него центр. Поддержите малыша в этот нелегкий период.
Стадия формальных операций (11-18 лет). Отличительная особенность в том, что ребенок учится прогнозировать, представлять ситуацию и искать варианты продолжения. В этот период уже можно объяснить подростку о пользе или вреде действий, представить, что за ними последует. У ребенка появляются первые кумиры (супергерои, персонажи из фильмов), которым он подражает.

Советы родителям по воспитанию гения

Чтобы развить в ребенке гениальные способности, создайте комфортную атмосферу для умственного развития. Только тогда раскроется потенциал, заложенный в каждом ребенке. Психологи рекомендуют придерживаться ряда правил, которые помогут родителям вырастить ребенка вундеркиндом.

Советы родителям по воспитанию гения:

Не держите дитя в тепличных условиях. Он должен попадать в трудности и уметь находить из них выход.
Учитывайте особенности характера малыша.
Подавайте пример. Читайте книги, ходите в музеи и театры, развивайтесь вместе с ним.
Уделяйте свободное время ребенку. Малыш должен чувствовать, что он значим для родителей и проще это показать, проводя с ним свободное время. Вы можете играть, смотреть телевизор или вместе заниматься домашними делами. Главное, чтобы обстановка была позитивной и вы излучали любовь.

Не зацикливайтесь на методиках. Процесс должен проходить естественно, а не подгоняться всевозможными упражнениями и занятиями.
Уделяйте время физическому развитию малыша. В здоровом теле здоровый дух.
Не корите ребенка за непослушание взрослым, концентрируйте внимание на достоинствах.

Ничего сложного в советах психологов нет. Каждый здравомыслящий родитель понимает правдивость этих тезисов.

Карточки Домана

Сегодня существует много методик обучения маленьких гениев, которые рассчитаны на детей с рождения. Какую из них выберете вы, зависит от ваших предпочтений.

Первой мы рассмотрим методику карточки Домана, благодаря которой можно легко и непринужденно обучить малыша навыкам чтения, иностранного языка, счета и письма. Подходит для занятия с детьми с рождения.

Нейрофизиолог Глен Доман, изучая мозговую деятельность растущего ребенка, пришел к выводу, что с рождения он готов к восприятию огромного количества информации, и эта способность проходит с годами. К шести годам ребенок уже утрачивает способность фиксировать все, что он видит и слышит. С этого возраста память работает выборочно.

Дидактические материалы состоят из карточек, на которых изображены предметы, животные, действия и написаны названия. Вы должны показывать их малышу и озвучивать. Позже, когда ребенок усвоит связь между словами мамы и изображениями на картинках, он начнет самостоятельно их узнавать.

Требования к занятиям – систематичность, следование расписанию, но не давление на ребенка. Не стоит начинать урок, если вы видите, что малыш в плохом расположении духа. Приветствуются похвала и поощрения.

Методика Сесиль Лупан

Этот способ обучения является усовершенствованной методикой Домана. Сессиль Лупан была приверженцем его исследований, и занималась с детьми по карточкам. Но каждый раз она убеждалась в том, что маленькие дети – это не хранилище информации, и незачем обучать всему подряд.

Методика Сесиль Лупан призывает обратить внимание на развитие ребенка первых 12 месяцев жизни. За это время нужно соблюдать 4 требования по воспитанию малыша:

Проявлять любовь, обнимать и целовать ребенка, радоваться успехам и поощрять.
Стимулировать чувства малыша (слух, зрение, тактильное восприятие, вкус и обоняние).
Развивать двигательную активность.
Заложить основы речи.

Это позволит малышу с легкостью обучаться в дальнейшем и усваивать любые навыки и умения.

Кубики Зайцева

Эта методика с успехом существует уже 20 с лишним лет. Создал ее ленинградский психолог Зайцев Николай Александрович. Особенности заключаются в том, что занятия проводятся в формате игры, что облегчает привлечение внимания малыша и его удержания. Ребенку не придется сидеть на одном месте, наоборот, кубики Зайцева предполагают подвижность. С ними занимаются даже на открытом воздухе.

Методика подходит для детей, которым исполнилось два года. С помощью обучающих кубиков детки учатся читать и считать. Уроки проходят легко и непринужденно. Согласно утверждению автора, достаточно уделить занятиям 20 часов, и ребенок освоит навыки чтения и счета.

Вальдорфская школа

Самое спорное из направлений в педагогике. Многие родители с восторгом слушают об основных принципах школы, другие в корне с ними не согласны. Дело в том, что Вальдорфское обучение отрицает целесообразность раннего умственного развития. Педагоги считают, что учить чтению и письму следует в школьном возрасте, а до этого уделять внимание творческому развитию.

Игрушки и учебные материалы выбираются самые разнообразные. Главное, чтобы они были безопасные. Вальдорфская школа не приемлет принуждения, ребенок сам выбирает себе занятие. Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению уроков. Аккомпанемент должен звучать при чтении сказок, игр и других занятий

Система Никитиных

Педагогическая система, разработанная в середине ХХ века простыми родителями, сегодня пользуется популярностью во всем мире. И это не удивительно. Она проста и доступна, многие мамы и папы полностью согласны с тезисами, изложенными в ней.

Первое, на чем настаивают Никитины, это уделение достаточного внимания физическому развитию ребенка. В комнате каждого малыша должна быть спортивная стенка. Где он в любое время имеет возможность позаниматься. Также они рекомендуют дать полную свободу действий, чтобы малыш учился на своих ошибках.

Не менее важным система Никитиных считает контакт с мамой, ее любовь и забота: кормления по требованию, совместный сон, общие занятия и увлечения. Этого разработчики методики считают достаточным для полноценного развития и воспитания гения.

Педагогика Монтессори

Задачей этой системы обучения является создание условий, в которых ребенок раскроет потенциал. Достигается это полной свободой выбора занятий и их продолжительности. Он самостоятельно организовывает рабочее место, выбирает материалы и обучается.

Педагогика Монтессори имеет главное правило, которое должны соблюдать родители – не мешать ребенку. Вы должны так организовать комнату, чтобы все игрушки, дидактические материалы, книги были доступны для малыша. Отдельное внимание уделите мебели, ведь ребенок захочет передвинуть свой столик или заниматься на полу.

Какую бы методику вы не предпочли, главное в обучении ребенка – не навредить ему. Никогда не давите на малыша, не требуйте от него многого. Обучение должно проходить ненавязчиво и нравиться малышу. Тогда он быстро усвоит любые знания и вырастет гением.

Как вырастить из ребенка гения

Юные гении, дети индиго, вундеркинды — вопросом о том, как именно назвать каждого, они не задаются вовсе. Зато не боятся вопроса «что ты сделал в свои годы?», хотя многим из них даже паспорт еще не выдали. Бельгийский мальчик Лоран Симонс год назад рассказывал НТВ о трудностях обучения в школе.

Лоран Симонс: «Я выполнял все вместе с другими учениками, но они очень медленно изучали материал, это было скучно».

Тогда еще 8-летний Лоран удивил мир тем, что, за полтора года освоив всю школьную программу, собрался поступать в институт и поступил. «На данный момент я изучаю электротехнику», — говорит он. Здесь ключевое выражение «на данный момент», поскольку Технический университет Эйндховена он практически окончил. В декабре, когда он сдаст проект, получит диплом. У мальчика есть все шансы стать не только самым юным, но и, благодаря СМИ, самым известным бакалавром в мире.

Александр Симонс, отец Лорана: «Я не думаю, что популярность как-то вредит сыну. И мы его поддерживаем. Мы создали странички для него в соцсетях, где Лорен делится впечатлениями. Нет, мы не переживаем, что слава может ему навредить».

Из детей по количеству статей и сюжетов о них Лоран сейчас конкурирует разве что с Гретой Тунберг. И пусть они не пока не оппоненты, Лорану, как человеку науки, уже есть что возразить Гретте.

Лоран Симонс: «Она только говорит, а я за то, чтобы принимались реальные решения. Нужно работать и искать их, а не говорить попусту и поверхностно об изменении климата».

Школьник Денис Бабушкин помнит 13202 знаков числа Пи после запятой. Это рекорд России. Мальчик уверяет, что врожденной фотографической памяти у него нет, все это исключительно тренировка. На вопрос, зачем он так развивает память, отвечает просто: чтобы учиться лучше, а рекорды — это факультатив.

Но выдающиеся способности порой могут быть опасны для самого ребенка, уверяет психолог Сергей Артемьев, причины можно перечислять долго. Статистику короче.

Сергей Артемьев, психолог: «Люди с особыми способностями в среднем живут, по результатам исследований, на 14 лет меньше остальных и в семь-восемь раз чаще становятся клиентами психиатрических клиник. Это не значит, что всех талантливых детей ждет такая судьба — это зависит от среды, в которой они оказались».

Заслуженный учитель России Евгений Ямбург опасения психолога во многом разделяет. Он уверен, что к талантливому ребенку особый свой подход нужен не меньше, чем отстающему от сверстников, к тому же родителям даже способного чада не стоит переоценивать его способности.

Евгений Ямбург, академик РАО, доктор педагогических наук: «Это как хрустальная ваза, „разбить“ их очень легко. И мы часто за одаренных принимаем немножко не тех: скорость мышления и глубина — это все разные вещи».

А еще по-настоящему одаренных в мире не более 2%, напоминает доктор педагогических наук. Философ Александр Мельников все эти проблему признает, но просит не драматизировать. Он знает вопрос, о котором говорит. Первая его книга вышла, когда автору было 9 лет. И писал он не для сверстников, а для взрослых. Сейчас ему 21, он уверяет, что с ним все хорошо. Вот же Институт философии Российской академии наук вручают первую премию.

Миша Попов прославился три года назад не по-детски умными политическими высказываниями. Уровень его эрудиции таков, что Миша может экскурсии в музеях проводить. Теперь он читает лекции по истории взрослым и уже планирует изменить российское образование.

Михаил Попов: «К сожалению, школьная программа пятого класса не может дать обширных познаний по этой теме. Мое свободное время посвящено именно этому».

В воспитании детей умными не надо искать сложностей, уверяет интеллектуал уже взрослый, а когда-то ребенок-интеллектуал Анатолий Вассерман. На вопрос о том, как воспитать гения, он отвечает: все банально.

Анатолий Вассерман: «Родители могут очень много сделать для воспитания гения, если они сами постоянно занимаются умственным трудом».

Нужно ли учить ребенка читать и считать в три года

Как воспитать вундеркинда и нужно ли. Советы челябинского психолога

Все мамы и папы уверены, что именно их дети самые умные и талантливые, но некоторые родители слишком усердно стараются раскрыть способности своих малышей. Детей отправляют в развивающие клубы чуть ли не со дня, когда было произнесено первое слово, а расписанию некоторых дошкольников и школьников посочувствуют многие взрослые.

Вместе с руководителем городского методического объединения педагогов-психологов образовательных организаций Челябинска, педагогом-психологом МАУ «СОШ №56» Оксаной Ледковой сайт «Медиазавод» разобрался, воспитают ли дополнительные занятия из ребенка вундеркинда, почему перед записью в кружки лучше проконсультироваться с психологом и как создается комфортная среда для развития.

Ранее сайт «Медиазавод» узнал у Оксаны Ледковой, как настроить ребенка на учебу в школе.

Оксана Юрьевна, как Вы относитесь к тому, что гениев пытаются вырастить с пеленок?

Лично мое мнение — главное, чтобы ребенок был счастлив, здоров, социально благополучен и, конечно, образован. Гениальность и какая либо одаренность — это не всегда норма. Это накладывает определенные обязательства и ответственность на ребенка и родителей. И если они готовы жертвовать временем, ресурсами и финансами, то это их выбор. Но я считаю, что намного важнее — гармонично развитый ребенок.

Как ребенок дошкольного возраста воспринимает информацию, которая обязательна для запоминания, например, в виде домашнего задания?

У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, свой процесс развития памяти, мышления, внимания. Родители изначально должны это понимать. Дети не роботы, они не могут одинаково хорошо запоминать и одинаково хорошо учиться. У ребенка в дошкольном возрасте вся ведущая деятельность — игровая. Именно через игру дети учатся, развиваются и воспринимают мир. И уже с поступлением в школу ведущей деятельностью становится учебная, игра плавно в нее перетекает.

Есть ли рекомендованный возраст, с которого ребенка точно можно отправлять в кружки и секции?

Рекомендаций очень много по этому поводу, но конкретной, шаблонной рекомендации, например, отправлять в 3-4 года, нет. Всегда надо смотреть на личностный потенциал и ресурс ребенка: насколько рано он начал говорить, проявлять интерес к какой-либо сфере. Все очень индивидуально. Если внимательный родитель видит, что ребенок легко берет определенную информацию, запоминает ее и перерабатывает, значит, его можно попробовать привести в кружок или в секцию и в четыре года. Но некоторые дети и к семи годам не дозревают, ни личностно, ни интеллектуально, ни эмоционально. Процессы развития и образования у всех детей протекают по-разному. Поэтому точного рецепта здесь нет, а дополнительно родители могут консультироваться с разными дошкольными специалистами — психологами, воспитателями, логопедами.

Что делать, если ребенок тяжело воспринимает информацию и не может высидеть время занятия, но родители настаивают на посещении кружка или секции?

Действительно, все детки очень разные, поэтому самым важным аспектом являются не амбиции родителей, а готовность ребенка к какой-либо деятельности. Мы здесь говорим не только об интеллектуальном развитии, но и наличии волевых ресурсов. Если ребенок не может с собой совладать и стабильно и устойчиво заниматься, значит, еще не пришло время, нет психоэмоциональной готовности. В таком случае специалисты рекомендуют «не ломать» ребенка. Не случайно существует актуальное высказывание: «Выше себя не прыгнешь». Поэтому ребенка нужно развивать с точки зрения его готовности, а некоторым родителям — корректировать свои амбиции.

Может ли ребенок в дошкольном возрасте понимать, к чему лежит душа? Или желание рисовать — обычно просто отражение его самой частой домашней активности?

Родители должны внимательно смотреть, к чему склоняется их чадо, к чему проявляет ярко выраженный интерес. Если ребенок любит лепить, рисовать, проявляет художественные и творческие способности, то можно попробовать соответствующий кружок. Эту домашнюю ситуацию успеха и интереса нужно закрепить в группе, так сказать «социализировать». Если ребенку комфортно на занятиях , его хвалят в групповой и индивидуальной работе, то ребенок с такой мотивацией будет очень успешен. Если ребенок увлекается книгами, то нужно подобрать ему развивающий центр для подготовки к школе. Если интересуется музыкальными инструментами, музыкой — вперед в музыкальную школу. Стремления и увлечения своего ребенка внимательный родитель увидит всегда. Главное найти подходящую секцию, кружок и внимательного педагога.

Если ребенок отказывается ходить в секцию, это действительно значит, что ему не нравится сфера деятельности? Или чаще виной плохие отношения с педагогом или другими детьми?

Причины нежелания ходить в какой-либо кружок или секцию могут быть разными. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют с другими, но большую роль играет педагог. Взрослый ведет и развивает детей, но бывает, что он не подходит ребеночку по стилю взаимодействия и характеру. Так что, если ребенку не нравится занятие, нужно в первую очередь изучить все возможные причины и постараться их разрешить.

Если ребенок не ходит в детский сад, сколько часов в его дне может быть отдано разным занятиям?

Расписание полностью зависит от ребенка, его готовности в течение дня посещать разные кружки. В детском саду ведь не целый день развивающие занятия, предусмотрены и обеды, полдники, и сончас, и прогулки, где познается мир. Кроме того, в детском саду идет активное социальное развитие. Если ребенок не посещает детский сад, родителям нужно грамотно распределить время на интеллектуальное, творческое, физическое и социальное развитие, понять, какие занятия интересны ребенку и поощрять его увлечения.

А если ребенок ходит в детсад полный день, потом — дополнительная нагрузка и в выходной еще несколько занятий. Это плохо для малыша, потому что меньше времени на отдых и общение с родителями, или негативного влияния от такой загруженности на ребенка нет?

Родители должны понимать, насколько ребенок готов к такому интенсивному развитию, воспитанию, важно внимательно отслеживать его личностные ресурсы. Кому-то такой режим не покажется сложным, а другой ребенок начнет подавать сигналы: «Родители, мне достаточно детсада и одной секции, дальше мне тяжело». Он может даже не вербализовать это, не проговорить, но его мысли проявятся в психосоматической болезни. Например, перед занятием, которое не нравится, начнет болеть голова или животик. Это психосоматические явления, которые сигнализируют о неверном направлении развития. Такие симптомы нужно отслеживать и быстро вносить коррективы в ситуацию развития ребенка.

Когда ребенок переходит в школу, уровень его загруженности увеличивается. Нужно ли в таком случае расставаться с кружками?

Современная ситуация образования такова, что помимо основных уроков есть обязательный стандарт внеурочных занятий. В первом классе, например, занятия по окружающему миру, изо, хореографии и другие. Этот компонент обязателен, поэтому родителям нужно задуматься, стоит ли еще куда-то ежедневно водить ребенка. Безусловно, если ребенок уже серьезно и достаточно долго занимается спортом или посещает художественную школу, то бросать эти занятия не нужно.

А если ребенку тяжело учиться, успевать по предметам, нужно ли уделять время дополнительным занятиям? Или лучше сосредоточиться на учебе?

В таком случае родители должны поговорить с ребенком и решить, что для них будет приоритетным. Бывает, что ребенок юный хоккеист, с дошкольного детства посещает секцию, у него замечательно все получается, но тренировки каждый день, и учеба запустилась. К сожалению, это нередко бывает. И тут нужно делать выбор: либо семья растит спортсмена, но тогда в школе будут не такие хорошие оценки, как хотелось бы, либо ребенок заканчивает со спортом и стремится учиться на «четверки» и «пятерки». Либо третий вариант — пытаться все успевать! Здесь играют роль и амбиции родителей, и потенциальные возможности самого ребенка.

Получается, решение нужно принимать вместе с ребенком?

Безусловно! В данном случае ребенок оказывается неким «заложником» сложившейся ситуации, поэтому только решения родителей здесь быть не может. Конечно, они несут ответственность за свое чадо, но ребенка нужно спрашивать, разговаривать с ним в этой ситуации. Ведь взрослые могут своим волевым решением запретить заниматься в угоду чему-то другому, например, только учебе и хорошим оценкам.

Бывает, родители наказывают и пугают ребенка за плохие оценки, не разрешая ходить в секцию. Как это влияет на ребенка?

Отношения в семье в такой ситуации становятся напряженными. Это ведь манипуляция мира взрослых: родители, понимая, что в кружке и секции комфортно, забирают у ребенка этот комфорт. Эта манипуляция — тупиковый ход, он не приведет ни к гармоничным отношениям внутри семьи, ни к улучшению ситуации. У ребенка совсем снизится мотивация к обучению. Кроме того, если «ситуации успеха» в школе нет, а в кружке или секции все замечательно и там ребенок реализуется, то почему туда нельзя ходить? Это как раз развитие гармоничной личности, основополагающий фундамент развития ребенка.

С минусами большой загруженности все понятно: ребенок устает, у него может появиться негативное отношение к какой-то сфере. А есть ли у посещения разнонаправленных дополнительных занятий плюсы?

Безусловно, когда ребенок всесторонне развивается, плюсы есть. Но не каждый ребенок «потянет» кружки и школы, это эмоционально и психологически тяжело. Кроме того, такая загруженность накладывает влияние на психику ребенка. Амбиции родителей понятны: они хотят, чтобы ребенок с пеленок развивался способным, талантливым уникумом. Но нельзя забывать, что это иногда оборачивается другой стороной. В определенный момент от такой большой нагрузки уже нервный ребенок с расторможенной психикой продолжает посещать разные кружки и занятия, но будет ли он при этом счастлив? Все хорошо в меру. Если родители видят, что ребенку сложно, то не нужно его «ломать», пусть он развивается в школе, доме, в семье и растет здоровой и крепкой личностью.

И все же, большое количество кружков и секций могут сделать из ребенка гения или дело совсем не в этом?

Во-первых, почему у нас такое большое количество развивающих кружков? Потому что спрос большой, и он рождает предложение. Многие хотят, чтобы их ребенок был умным, способным, талантливым и как можно раньше ребенка отдают развиваться, но здесь надо делать все с оглядкой на возможности и ресурсы своего чада. Во-вторых, мы не должны забывать о таком факторе, как гены. Природа очень мудра, мудрее нас с вами, поэтому потолок развития не преодолеть ни бесконечными тренировками, ни зубрежкой, если нет способностей и таланта. Так что важна и социальная ситуация развития, и гены, наследственность. Именно она играет огромную роль в развитии ребенка, его мышления, памяти, в освоении им информации. Ребенка нужно без «слепого фанатизма» водить в кружки, он все равно будет развиваться, проявит к чему-то интерес. В любом случае родители должны понимать, что самое главное, чтобы ребенок был здоровым и защищенным, и не только физически, но и психологически. Давайте вместе постараемся создавать для наших детей комфортную, безопасную и гармоничную среду для развития, обучения и воспитания.

>Как воспитать вундеркинда?

Итак рассмотрим периоды развития ребенка.

Латентный этап

Это время, когда ребенок ходит в детский сад. Способности не выражены ярко. Но некоторые из них уже дают о себе знать. Родителям важно на данном этапе поддержать ребенка. Потому что в этот период он эмоционально возбужден, гиперактивен. Лучше постараться успокоить малыша, создать благоприятную семейную обстановку.

Демонстрационный этап

Ребенок начинает демонстрировать свои способности. Педагоги в детском саду обязательно обратят на это внимание. Для каждого ребенка это разный возраст. У Моцарта, например, родители-музыканты увидели талант, почувствовали особенности, когда ему было три года.

Этап выравнивания

Это самый непростой этап в жизни детей. Приходится он на возраст 15-25 лет. Сложный, потому что ребенок теряет мотивацию. Он поступает в ВУЗ, интерес к успеху пропадает, становится как все, ничем не выделяется из толпы. Только внимательным родителям видны успехи ребенка.

Этапы творчества и депрессии

В идеальном варианте, если у малыша было равномерное развитие способностей на протяжении всей его жизни, как в подростковом, так и в более старшем периоде, этапы творчества и депрессии должны чередоваться. Ребенок занимается тем делом, которое ему по душе. Но если эти способности не применятся, наступает депрессия.

Советы родителям

Большую роль в становлении вундеркинда играет наследственность, но если родители хотят увидеть в своем ребенке будущего нобелевского лауреата, то при правильной расстановке приоритетов, можно получить хорошие результаты.

1. Основное условие – общение.

Оно для всех детей стоит на первом месте, но для ребенка со способностями, это главное. Нужно постоянно иметь с малышом словесный контакт, внимательно слушать, делиться своими знаниями. Можно сходить с ребенком на выставку, музей, театр, чтобы понять, что ему действительно нравится.

2. Психологи советуют играть с ребёнком в игру учитель-ученик.

Только в роли учителя будет ребенок. Ведь знания гораздо лучше усваиваются, если учишь сам.

3. Поддерживать любой вид деятельности.

Если ребенок тщательно разрисовывает обои, можно повесить на стену огромный ватман и пусть творит. Главное не ругать. Трудно воспитать личность в условии страха и угроз.

4. Родителям не следует загонять своих детей в рамки и навязанные обществом стандарты.

Талантливый ребенок должен быть не таким как все.

5. Необходимо развивать в ребенке любовь к труду, учить быть настойчивым.

6. Не стоит ругать и, тем более, оскорблять ребенка, если что-то не получается. Эйнштейн когда-то был двоечником.

7. Мамам и папам необходимо поддерживать в своем ребенке всплески фантазии. Фантазируя, ребенок развивает в себе лучшие способности, заложенные в нем с самого рождения.

8. И главное – не перестараться. У детей должно быть детство и счастливые глаза.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *