Содержание

Второй год подряд я веду бюджет нашего класса. Мы собираем по двести рублей в месяц с ребенка и ни в чем себе не отказываем.

Алина Чугай добавила вас в общий чат

Я расскажу, как мы планируем, учитываем и тратим родительские деньги. Моя статья пригодится, если вы только организуете родительский комитет или не понимаете, зачем вообще сдавать деньги в классе.

Что такое родительский комитет

Родительский комитет — это посредник между администрацией школы, учителями и родителями. Администрация доносит через него нужную, с их точки зрения, информацию — о том, что деньги собирать нельзя, туалетную бумагу и мыло каждый ученик должен носить в портфеле, а дарить подарки учителям — грех. Чтобы не собирать всех родителей, они просят прийти двух-трех активистов от каждого класса и сообщают все новости. Активисты затем рассказывают новости остальным родителям.

Учитель использует родительский комитет в качестве помощника — вывезти детей на экскурсию, провести мероприятие или закупить материалы для уроков. Даже если родители не собирают деньги в фонд класса, родительский комитет все равно нужен. Учителю удобнее и быстрее решить вопрос с тремя родителями, чем опрашивать мнение тридцати пап и мам.

Юридически статус родительских комитетов в российском законодательстве не закреплен. Их упоминают в нескольких документах, но только косвенно.

Раньше действовало Письмо Министерства просвещения РСФСР «О типовом положении о родительском комитете общеобразовательной школы», но в 2016 году его признали утратившим силу.

Если родители выберут не менее трех участников, организуют общее собрание, где примут решение о создании комитета, оформят протокол и утвердят устав, то такой комитет станет общественным объединением без образования юридического лица. Но на практике я таких случаев не встречала.

Избранные статьи для родителей Все, что вы хотели знать о детях и деньгах, — в нашей рассылке дважды в неделю

Как мы создали родительский комитет

На первом собрании нашего класса родители подняли вопрос, нужно ли создавать фонд класса. Решили, что нужно, поэтому, когда понадобились активисты, я подняла руку. Мне хотелось разобраться, на что тратятся родительские деньги и на какую сумму в месяц класс может «ни в чем себе не отказывать». Пару мне составил еще один доброволец — так у нас появился родительский комитет.

Создание фонда класса — дело добровольное, заставить родителей сдавать деньги никто не может. Нам повезло — у нас не было тех, кто против. Если бы нашлись, было бы два пути.

Первый — спросить отказавшихся родителей, как поступим, если сломается принтер, закончится бумага, а дети будут ждать подарки на праздник. Второй — собирать деньги и знать, что не все родители будут сдавать. Но здесь тонкий вопрос с подарками — покупать ли их детям родителей, не сдававших деньги, или вообще убрать эту статью расходов. Здесь все решается обсуждением.

Хотя учительница помогла нам создать родительский комитет, от фонда класса она дистанцировалась. Обычно учителя предпочитают не касаться денежного вопроса, чтобы не спровоцировать лишнюю проверку и не услышать в свой адрес нареканий.

У государства на этот счет однозначная позиция — оно против незаконных денежных сборов и разрешает только добровольные пожертвования образовательной организации на расчетный счет.

Сколько и когда собираем

Существуют разные способы сбора денег: регулярные — каждый месяц или раз в год, и по ситуации — от случая к случаю. Мы выбрали первый — определили фиксированную сумму и сдаем каждый месяц. Мне нравится этот способ, и вот почему.

Можно планировать бюджет на праздники. Основная нагрузка на бюджет класса приходится с сентября и до 8 марта. Мы закупаем подарки на День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта. После этого расходы падают: требуются только мелочи вроде туалетной бумаги, мыла, воды или заправки картриджа. Даже если сломается принтер в конце года — мы уверены, что нам хватит на ремонт.

Можно оптимизировать траты. В прошлом году учителю требовались апельсины и лимоны для опытов на уроке. В классе 26 человек — даже если каждый принесет по штуке, окажется слишком много. Мы уточнили нужное количество, купили 4 апельсина и 4 лимона на всех и потратили 230 Р — по 8,85 Р на человека. Если бы мы собирали от случая к случаю, то каждый сдал бы по 8,85 Р или покупал самостоятельно.

Позволяет каждому выбрать свой темп сдачи денег. По нашей системе одни родители сдают сразу всю сумму до конца года, «чтобы никто больше не дергал». Другим удобно сдавать каждый месяц по чуть-чуть. Нам повезло — у нас большинство родителей сдают сразу всю сумму, поэтому наша система работает без сбоев.

Интуитивно мы остановились на сумме 200 рублей в месяц за ребенка. Если в классе учится двое детей из одной семьи — 300 рублей за обоих. Такая сумма не обременительна для бюджета большинства семей, поэтому ни один родитель не отказался сдавать деньги. Решили, если хватать не будет — пересмотрим и повысим. Но мы не прогадали, и на все хватило.

Как ведем учет

Я стараюсь все упорядочить, поэтому придумала несколько форм учета.

Форма «Приход». Мы договорились с родителями сдавать по двести рублей в месяц, поэтому я создала таблицу и напротив фамилии ребенка ставлю «200» за тот месяц, за который родитель сдал деньги. Если сдают сразу тысячу, разбиваю сумму на пять месяцев. Так я всегда знаю, кто, сколько и за какой месяц сдал.

Я распечатала эту форму и заполняю от руки, поскольку беру ее на собрания, где родители сдают деньги наличными. Получается небрежно, зато не трачу время на перенос данных с листочков и не боюсь ничего потерять.

Форма «Расход». В этой форме я записываю, когда и на что потратила деньги, а также сумму. Если ее вести в экселе — сможете считать общую сумму расходов автоматически.

Конвертик для чеков. Я завела конверт и складываю в него все чеки, чтобы не потерялись. Если кто-то из родителей захочет их изучить — готова предъявить в любой момент.

Форма «Приход». В таблице от руки есть неоспоримый плюс — все исправления будут видны сразу, поэтому нельзя ничего стереть или переписать бесследно

Форму расходов я тоже веду в рукописном варианте, поскольку так быстрее и удобнее

Благодаря конверту все чеки в одном месте и всегда под рукой. Год подписываю, чтобы не перепутать, когда перейдем в следующий класс

На что тратим деньги класса

Все расходы за прошлый год я разделила на несколько категорий — так проще увидеть схожие траты и не потеряться в цифрах.

Оргмоменты. Это расходы на вещи, на которые у школы нет денег, но они нужны: облегчают работу учителя и помогают детям быстрее привыкнуть к школе. Например, мы купили папки-сегрегаторы и скоросшиватели, чтобы оформить личные дела всех детей, обновили старую табличку на двери класса, отремонтировали и заправили принтер, а также купили бумагу. Еще пополнили запас карандашей и ручек: дети часто переживают из-за забытой дома ручки или карандаша. Теперь учительница выдает их по мере необходимости.

Расходы за год на оргмоменты — 10 840 Р

Папки-сегрегаторы 3250 Р
Ремонт и заправка принтера 2100 Р
Методички 1600 Р
Распечатка документов 970 Р
Личные карточки учащихся 700 Р
Заправка картриджа 530 Р
Файлы 400 Р
Папки-скоросшиватели 360 Р
Табличка на дверь 300 Р
Пачка бумаги 250 Р
Простые карандаши 170 Р
Шариковые ручки 130 Р
Журнал 80 Р

Папки-сегрегаторы 3250 Р Ремонт и заправка принтера 2100 Р Методички 1600 Р Распечатка документов 970 Р Личные карточки учащихся 700 Р Заправка картриджа 530 Р Файлы 400 Р Папки-скоросшиватели 360 Р Табличка на дверь 300 Р Пачка бумаги 250 Р Простые карандаши 170 Р Шариковые ручки 130 Р Журнал 80 Р

Хозяйственные нужды. Сюда я включаю вещи, необходимые для жизнедеятельности класса: воду, расходы на принтер и материалы для урока. Хотя руководство школы против любых сборов, остаются неясными следующие моменты:

  1. Кто покупает детям в первом классе наклейки? Поскольку в первом классе учитель оценки не ставит, он клеит в тетрадь ученика наклейки вместо оценок. Школа не выделяет деньги на них, а учитель разорится, если будет покупать их на собственные деньги.
  2. Удобно ли каждому ребенку носить в портфеле собственные туалетную бумагу и мыло или держать их у себя в маленьком шкафчике? Иногда в таком шкафчике дети хранят еще форму для физкультуры, полотенце, сменную обувь, а в некоторых классах — верхнюю одежду. Туалетной бумаги в школьных туалетах нет или выделяется слишком мало.
  3. Кто заправляет принтер, на котором учительница распечатывает тесты и задания для детей?

Расходы за год на хознужды — 4262 Р

Вода в класс 1120 Р
Наклейки в дневник 832 Р
Влажные салфетки 355 Р
Туалетная бумага 340 Р
Жидкое мыло 260 Р
Самоклеящиеся закладки 250 Р
Бумага 245 Р
Фрукты для опытов на урок по окружающему миру 230 Р
Удлинитель 180 Р
Печать фотографий на «доску почета» 140 Р
Мяч 85 Р
Ограничители открывания на окна 80 Р
Тетради 75 Р
Пакеты для мусора 70 Р

Вода в класс 1120 Р Наклейки в дневник 832 Р Влажные салфетки 355 Р Туалетная бумага 340 Р Жидкое мыло 260 Р Самоклеящиеся закладки 250 Р Бумага 245 Р Фрукты для опытов на урок по окружающему миру 230 Р Удлинитель 180 Р Печать фотографий на «доску почета» 140 Р Мяч 85 Р Ограничители открывания на окна 80 Р Тетради 75 Р Пакеты для мусора 70 Р

Праздники и подарки детям. Мы закупаем подарки и организуем праздники, чтобы дети с интересом ходили в школу. Помимо общих праздников — Нового года, 23 Февраля и 8 Марта — мы отмечаем еще День святого Николая 19 декабря. В этот день дарим детям сладкий подарок и выдаем шаблоны, чтобы они написали письмо Деду Морозу. В прошлом году были еще два внеплановых праздника — «Посвящение в первоклассники» и «Прощание с азбукой».

Подарок, который получил победитель викторины на 23 Февраля

Расходы за год на праздники и подарки — 16 269 Р

Новогодние подарки 5980 Р
Подарки детям на 23 Февраля и 8 Марта, игрушки 4645 Р
Украшения из шаров для праздника «Посвящение в первоклассники» 1100 Р
Шоколадные батончики на 23 Февраля 1040 Р
Пончики на 8 Марта 972 Р
Сок в индивидуальных упаковках на 8 марта 650 Р
Дипломы первоклассника 468 Р
Конфеты на День св. Николая 430 Р
Шаблоны писем Деду Морозу 416 Р
Конфеты на праздник «Посвящение в первоклассники» 360 Р
Дипломы для праздника «Прощание с азбукой» 208 Р

Новогодние подарки 5980 Р Подарки детям на 23 Февраля и 8 Марта, игрушки 4645 Р Украшения из шаров для праздника «Посвящение в первоклассники» 1100 Р Шоколадные батончики на 23 Февраля 1040 Р Пончики на 8 Марта 972 Р Сок в индивидуальных упаковках на 8 Марта 650 Р Дипломы первоклассника 468 Р Конфеты на День св. Николая 430 Р Шаблоны писем Деду Морозу 416 Р Конфеты на праздник «Посвящение в первоклассники» 360 Р Дипломы для праздника «Прощание с азбукой» 208 Р

Подарки учителю. Мы создали фонд класса, чтобы тратить его на нужды детей. В начальной школе учитель уделяет много внимания нашим детям, поэтому я тоже стараюсь порадовать его. Еще для нас это способ обратной связи — показать, как мы благодарны и ценим труд учителя. Кроме основного учителя со второго класса мы покупаем подарки к праздникам еще педагогам по английскому языку. Администрации школы, сотрудникам столовой, медсестре и секретарю от класса подарки не покупаем.

Учителю подбираем полезный или вкусный подарок. Мы не спрашиваем совета у посторонних или родителей, а стараемся узнать мнение учителя через подруг или знакомых. Нам повезло, одна из мам нашего класса раньше работала в школе, поэтому по-дружески спрашивает нашу учительницу о предпочтениях. Так мы покупали чай и кофе на День учителя и праздничное украшение для дома на Новый год.

В этом году не стали повторяться и подарили на День учителя комнатный цветок и флешку на 16 Гб — учительница любит комнатные растения, а флешка небольшого объема ей требуется по работе.

На день рождения учителя в этом году мы заказали пирожные и сделали на одном индивидуальную надпись. Фирму нашли через интернет, в магазине такое не продают

Мы стараемся не дарить личные вещи, например сертификаты в магазины косметики, книги или билеты на мероприятия. Угадать вкус учителя в книгах или мероприятиях сложно, а сертификат привязывает человека к конкретному магазину.

Если у нас иссякнут идеи подарков, подарим три тысячи рублей. Так больше шансов, что подарок принесет радость или уйдет на полезное дело.

Расходы за год на подарки учителю — 9350 Р

День рождения: подарок 3000 Р
День учителя: чай, кофе и цветы 2000 Р
Новый год: украшение для дома 1100 Р
8 Марта: подарок 2000 Р
8 Марта: упаковка сладостей 700 Р
8 Марта: цветы 500 Р
8 Марта: открытка 50 Р

День рождения: подарок 3000 Р День учителя: чай, кофе и цветы 2000 Р Новый год: украшение для дома 1100 Р 8 Марта: подарок 2000 Р 8 Марта: упаковка сладостей 700 Р 8 Марта: цветы 500 Р 8 Марта: открытка 50 Р

Прочие расходы. Часть этих расходов связана с организационной деятельностью школы — встречей ветеранов или поздравлением выпускников. Средств на это не выделяют, а оставить ветеранов или выпускников без подарков неудобно, поэтому мы покупаем их за счет фонда.

Еще случаются неожиданные расходы. Например, в прошлом году у нас был выездной мастер-класс по выпечке пиццы. Когда пиццу испекли, оказалось, что напитки не включены в стоимость и продаются за дополнительную плату. Свою воду дети уже выпили, а возможность купить новую была не у всех.

У нас было два варианта. Первый — предложить покупать детям воду самостоятельно, а если у ребенка нет денег — заплатить за него и потом собрать с родителей. Но благодаря фонду класса мы пошли другим путем и заказали на всех четыре пачки сока. Возможно, острая жажда мучила не всех, но у всех была возможность попить — кто-то сделал один глоток, а кто-то выпил за соседа.

Незапланированные расходы за год — 3818 Р

Пилотки для участия в конкурсе 1750 Р
Подарки одиннадцатиклассникам на последний звонок 800 Р
Сок детям в кафе во время экскурсии 768 Р
Билет в развлекательный центр для учителя в качестве сопровождающего (дети ходили по бесплатным билетам) 350 Р
Печенье для общешкольного подарка ветеранам на 9 Мая 150 Р

Пилотки для участия в конкурсе 1750 Р Подарки одиннадцатиклассникам на последний звонок 800 Р Сок детям в кафе во время экскурсии 768 Р Билет в развлекательный центр для учителя в качестве сопровождающего (дети ходили по бесплатным билетам) 350 Р Печенье для общешкольного подарка ветеранам на 9 Мая 150 Р

Всего мы потратили за год 44 539 Р, а собрали в фонд класса 45 900 Р. На оставшуюся разницу — 1361 Р — купили для нового учебного года две пачки бумаги, мыло, тетради для контрольных и наняли уборщицу, чтобы вымыть три окна в классе.

Как получится в этом году — не знаю, поскольку расходы меняются из года в год. В этом году нам уже не нужны ни папки-сегрегаторы, ни табличка на кабинет, ни наклейки, зато понадобились рабочие тетради по-английскому. Думаю, что на подарки детям и учителю потратим примерно ту же сумму, но возможны и новые непредвиденные расходы.

Общий бюджет в 2017 году

Собрали за год 45 900 Р
Праздники и подарки детям 16 269 Р
Орграсходы 10 840 Р
Подарки учителю 9350 Р
Хозрасходы 4262 Р
Прочие расходы 3818 Р
Остаток на май 2017 года 1361 Р

Собрали за год 45 900 Р Праздники и подарки детям 16 269 Р Орграсходы 10 840 Р Подарки учителю 9350 Р Хозрасходы 4262 Р Прочие расходы 3818 Р Остаток на май 2017 года 1361 Р

Где и как покупаем

Мы с коллегой по родительскому комитету специально скидок и низких цен не ищем — покупаем там, где удобнее и ближе, но если узнаем о скидках, то не поленимся и съездим. То, что требуется часто — туалетную бумагу, пакеты для мусора и влажные салфетки для класса — я покупаю вместе с покупками для своей семьи в сетевом супермаркете. Покупки для класса стараюсь пробивать отдельным чеком, чтобы потом не высчитывать сумму для отчета из семейных покупок.

Что нужно для класса, что закончилось и надо докупить — узнаём у учителя. Опытным путем я поняла: если учитель говорит, что еще есть целая пачка бумаги, значит уже пора покупать. У учителей много обязанностей, поэтому они звонят, только когда все закончилось.

Большие запасы не делаем — их негде хранить: шкафы в классе заняты книгами, пособиями, детскими вещами и канцтоварами для уроков труда.

Если все-таки покупала домой и в школу одним чеком, то выделяю покупки для класса, вычеркиваю свои и пишу итог ручкой

О чем советуемся с другими родителями

Я пришла к выводу, что советоваться нужно только по поводу дополнительных расходов. Иначе можно долго обсуждать в чате и ни к чему не прийти. Если родительскому комитету доверяют бюджет класса, то доверяют и выбор подарков.

Мы приглашаем родителей поздравить учителя и стараемся не забывать выкладывать в чат фото подарков. Если предлагают идеи подарков, мы их рассматриваем, но они поступают редко. Вот какие вопросы я рекомендую выносить на голосование или обсуждение в общий чат класса.

Непредвиденные расходы. В середине года наш класс переехал в новый кабинет. Начиналась весна и солнце светило детям прямо в глаза, поэтому решили заказать жалюзи. В чате я написала цену и свой отзыв о фирме. Я заказывала там жалюзи себе домой и осталась довольна: сделали они хорошо, а цену взяли среднюю по рынку. Предложила высказать другие предложения, если есть, и писать сразу по существу, с конкретным телефоном, по которому можно позвонить и пригласить замерщика. Это помогло мне избежать ответов в стиле «вот там знакомым делали, вышло недорого».

Крупные покупки. Мы долго обсуждали, стоит ли заказывать воду в класс. Спор разгорелся нешуточный. Одни утверждали, что пить воду из кулера нельзя, поскольку она вредная. Другие были недовольны тем, что дети, приносящие воду с собой, делятся с остальными и так передают им микробы. В итоге решили, что воду стоит все-таки заказывать.

Подарки. Обычно я покупаю подарки сама, но новогодние подарки детям вынесла на обсуждение из-за размера покупки и существенного бюджета. Я выбирала из двух подарков одной фирмы — большого и среднего. По предварительным подсчетам на средний вполне хватало денег из фонда класса, но я подумала, что родителям такой подарок покажется маленьким. Для большого подарка понадобилось бы собрать еще по сто рублей. В итоге большинство проголосовало за средний.

К выбору подарков к Новому году подходим серьезно, чтобы быть уверенными, что дети будут есть не дешевые конфеты, а хороший шоколад известных брендов

На что собираем отдельно

Улучшения в классе и ремонт. В последние пару лет в нашей школе появились деньги на ремонт в классах — обновили мебель и линолеум, но все работы и закупки идут через конкурс. Мы ждать конкурса не стали и купили жалюзи за 14 700 Р. Сдали на них в марте по 600 Р, а остаток потратили на крючки для одежды.

Экскурсии, походы в театр, цирк и другие внеклассные развлечения. Учитель предлагает поездку, а желающие пишут в чате. Когда известно количество детей, мы определяем сумму на одного ребенка и собираем деньги. Как правило, указываем дату, до которой нужно сдать всю сумму, а дальше покупаем билеты и заказываем транспорт.

В прошлом году мы ездили на две экскурсии в другие города, ходили в цирк и два раза в театр. Если ребенок участвовал во всех мероприятиях, родители потратили на внеклассную деятельность 4100 Р.

Видеосъемка. Мы заказали профессиональную видеосъемку на праздник «Посвящение в первоклассники». Инициатором выступила мама не из родительского комитета, что меня очень обрадовало. Я стараюсь поддерживать любые инициативы родителей.

За прошлый год родители нашего класса потратили на год пребывания ребенка в школе по 2400 Р — 1800 Р в фонд класса и 600 Р на покупку жалюзи. Если кто-то ездил на экскурсии и покупал видеосъемку, вышло дороже.

Если не сдавать деньги

Сдавать или не сдавать деньги — решает каждый сам. Но прежде чем отказаться, подумайте вот о чем. Три тысячи рублей на подарок учителю — это много или мало? Большинство людей примеряет на себя всю сумму. Готов ли я потратить три тысячи на подарок родственнику или что купил бы себе за эти деньги. Это неправильный подход.

Правильно взять и разделить сумму на количество человек, сдавших деньги. В нашем случае это 25 родителей, по 120 Р на каждого. Это и есть та сумма, которую родитель потратил на поздравление педагога. Если бы не было фонда класса и мы не покупали подарок совместно, придумать подарок за 120 Р было бы проблематично.

Приведу другой пример. Ремонт принтера обошелся нам в 2100 Р, по 84 Р на человека. Именно столько каждый родитель заплатил за то, чтобы учитель быстро мог распечатать детям нужные материалы для учебы.

Все эти расходы нужны только для одного — повысить уровень комфорта детей и учителя. Бесспорно, класс проживет и без них: мир не перевернется и учебный процесс не сорвется. Учитель не распечатает дополнительные задания, а будет строго следовать учебнику. Каждый купит подарок ребенку от Деда Мороза сам. Но хочется, чтобы в 21 веке мыло и туалетную бумагу дети все-таки уже не носили в портфеле.

Как вести бюджет класса без стресса

  1. Определите фиксированную сумму в месяц, чтобы она была необременительной для родителей.
  2. Попросите сдавать сразу за полгода или год. Как правило, у большинства родителей есть такая возможность.
  3. Привлекайте других родителей, если требует ситуация. Если не успеваете — попросите помочь и не стесняйтесь просить.
  4. Поощряйте активность других родителей и поддерживайте все идеи. Только ставьте условие, что реализовывать предложенное будет тот, кто предложил.
  5. Не советуйтесь в чате по каждому поводу, а обсуждайте только важные и крупные покупки.

8 советов, как наладить работу родительского комитета

Для участия в родительском комитете требуются крепкие нервы. Распланировать траты на учебный год, собрать с родителей нужную сумму, закупить всё необходимое и не забыть выделить деньги на подарок ко дню рождения классного руководителя: на это может уйти гораздо больше времени и сил, чем кажется. Но можно наладить работу комитета так, чтобы всё успеть и сохранить нервные клетки. Как это сделать, «Мелу» рассказала генеральный директор Яндекс.Денег Мария Грачёва.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Распределите задачи

Чтобы справляться с задачами комитета, достаточно всего четырёх человек. Нужно чётко распределить между ними роли: казначей, закупщик, организатор и хозяйственник. Казначей собирает деньги и следит за тем, чтобы каждый родитель сдал нужную сумму. На эту роль необязательно назначать опытного бухгалтера — подойдёт любой человек. Главное — ответственность. Закупщик покупает всё необходимое и отчитывается о тратах. Обычно это мама, которая любит шопинг и может найти всё, что нужно, по хорошей цене. На роль организатора лучше всего подойдёт человек, способный устроить любую экскурсию, проследить, чтобы на неё записались все желающие и вовремя прибыли на место сбора. Хозяйственником можно назначить деятельного папу, который возглавит ремонт класса на каникулах и подскажет закупщику, какие стройматериалы понадобятся, а ещё лучше — купит их сам. При таком распределении ролей каждый член родительского комитета занимается тем, что ему ближе всего. Например, я не люблю ездить за покупками, зато разбираюсь в онлайн-платежах и использую их в обычной жизни — поэтому я казначей.

2. Спланируйте траты

Список покупок на учебный год, конечно, лучше было составить на родительском собрании до 1 сентября, но если не успели — составьте его как можно скорее. Основную часть денег тоже желательно собрать уже в начале учебного года. Чтобы понять, какую примерно сумму нужно будет сдать каждому родителю, посчитайте, сколько всего нужно на год: канцелярских и хозяйственных товаров, запланированных развлечений (праздники, экскурсии и прочее). На собрании вместе с другими родителями можно обсудить, что действительно нужно, а от каких трат можно отказаться. На хозтовары в среднем мы сдаём от трёх до пяти тысяч рублей — эту цифру мы заранее согласовываем, и потом никому из родителей не приходится объяснять, почему мы собираем именно столько, а не тысячу или две. Кроме запланированных расходов бывают и неожиданные: например, в Третьяковской галерее открывается выставка работ Айвазовского. Конечно, трудно просчитать такие траты заранее, но заложить хотя бы приблизительный бюджет на них будет нелишним.

3. Собирайте через интернет

Иной раз сбор денег превращается в настоящую головную боль. У кого-то из родителей на собрании не оказалось при себе нужной суммы, другой забыл кошелёк дома, а третий вообще не смог прийти. Вряд ли казначей станет бегать всю осень за другими родителями — начнётся передача конвертов с деньгами через детей, а они их могут забыть или даже потерять. В такой ситуации любой человек схватится за голову. Решение простое — собирать деньги через интернет.

4. Создайте общий кошелёк

Когда меня выбрали казначеем, мы сразу завели общий электронный кошелёк — прямо на собрании, за минуту. Первым делом мы его идентифицировали, чтобы увеличить лимиты платежей: по закону для анонимных счётов они не очень большие. Затем каждый родитель получил листок с подсказками, как отправить перевод на общий кошелёк — с банковской карточки, со счёта мобильного номера или, например, через платёжный терминал. Это очень удобно. Во-первых, никому ни за кем не надо бегать — родитель может сдать деньги, находясь на собрании, дома, на работе, в командировке или даже отпуске. Во-вторых, не нужно отправлять ребёнка в школу с крупной купюрой. В-третьих, проверить баланс общего кошелька может любой член родительского комитета. А вот заплатить из кошелька может только закупщик — одноразовые платёжные пароли приходят по смс на его мобильный номер.

5. Напоминайте по почте

В повседневных заботах любой, даже самый ответственный папа может забыть, что нужно сдать деньги на канцтовары. Но можно ненавязчиво напомнить об этом. Из электронного кошелька можно разослать счета-напоминания всем родителям по электронной почте. Им придёт письмо, в котором будет написано, на что и какую сумму нужно сдать, и там же будет кнопка для мгновенной отправки денежного перевода на эту сумму в кошелёк класса — например, с банковской карточки.

6. Заведите общую карту

Большинство товаров лучше покупать онлайн — это удобно и экономит время. Например, мы чаще всего заказываем в интернет-магазинах подарки к праздникам, книжки, канцелярские товары, билеты на экскурсии, электронику и расходники. Я собираю нужную сумму на кошелёк, а закупщик оплачивает из него онлайн-заказы с помощью одноразовых паролей. Но иногда проще купить какие-то товары в ближайшем гипермаркете и сразу завезти в школу. Для таких случаев мы завели общую банковскую карту. Её баланс равен балансу кошелька, а стоит она всего 199 рублей. Закупщик всегда носит её с собой, и другие родители могут в любой момент посмотреть, когда и сколько с неё было потрачено. Если же нужно срочно купить торт в магазинчике у метро, а там принимают только наличные, то с карты можно снять деньги в любом банкомате.

7. Рассказывайте о расходах

В ещё недалёком прошлом на собраниях родители рассказывали, на что они израсходовали деньги комитета. И хоть слушать это никому не нравится, всё же прозрачность трат очень важна. Чтобы держать родителей в курсе того, на что именно уходят общие суммы, можно подключить к кошельку бесплатный аудиторский онлайн-сервис. С его помощью можно будет рассылать родителям по электронной почте ссылку на готовый отчёт обо всех расходах — как по кошельку, так и по банковской карте.

8. Собирайтесь на собрания онлайн

На родительские собрания может уходить много личного времени — и мы стали общаться онлайн. Пробовали и вебинары, и групповые созвоны, но они отнимают почти столько же времени, сколько и обычные встречи. Удобнее пригласить родителей в отдельный чат мессенджера, к примеру — вотсап или телеграм. Так можно вместе с учителем обсуждать важные вопросы и новости класса. Туда же можно бросить ссылку на интересный спектакль или фотографию возможного подарка к выпускному, и если в ответ прозвучало несколько «ура», «давайте!» и «согласны!» — бросить прямо в общий чат ссылку на перевод денег и инструкцию, где и во сколько встречаемся.

Ещё можно завести общую группу в любой соцсети, чтобы общаться там не в реальном времени, а кому когда удобно, загружать фотографии с праздников и добавлять ссылки на интересные места, куда дети могут отправиться все вместе.

Родительский комитет в школе: права и обязанности

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Родительский комитет – выбор состава
Обязанности родительского комитета в школе
Распределение обязанностей внутри родительского комитета
На что же имеет право родительский комитет?

Родительский комитет – выбор состава

Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы.

Члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и, если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета.

Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.

Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.

Обязанности родительского комитета в школе

  • помощь в общении с классным руководителем и остальными родителями класса;
  • вовлекать других родителей класса в деятельность, совместную с детьми;
  • выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
  • придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
  • представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
  • оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.

Распределение обязанностей внутри родительского комитета

  • председатель родительского комитета — представляет интересы от родительского комитета на уровне школы;
  • заместители — несут ответственность за определенные разделы работы;
  • казначей — отвечает за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды класса.

На что же имеет право родительский комитет?

  • оказывать помощь школе и классному руководителю в приобретении пособий и учебников, необходимых для полноценного учебного процесса;
  • посещать внеклассные мероприятия и уроки (с разрешения учителя);
  • проводить совместную работу и оказывать помощь классному руководителю по взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а так же принимать применительно к ним допустимые меры воздействия;
  • с проблемными учащимися совместно с педагогом проводить беседы;
  • в целях защиты прав и интересов детей и семьи поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями;
  • принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса;
  • организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем;
  • высказывать субъективное мнение о мероприятиях, проводимых на уровне класса;
  • в случае возникающей необходимости содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса;
  • решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

При использовании материалов: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ: ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ

Оптимальная команда родительского комитета класса — четыре родителя. Казначей, который отвечает за сбор денег и следит за тем, чтобы в течение года все сдали, никто не забыл и не перепутал сумму. Завхоз-закупщик: обычно это мама, которая любит интернет-шопинг, умеет экономить и может покупать для класса полезные штуки оптом по отличной цене. Массовик-затейник, который может организовать любую экскурсию и проследить, все ли желающие записались и все ли записавшиеся сдали по 835 рублей. Хозяйственный папа, готовый возглавить стремительный ремонт на каникулах и закупить все материалы. При таком распределении ролей каждому достается одна функция, выполнять которую он может с наименьшим внутренним содроганием. К примеру, я не выношу ездить по магазинам, зато привыкла к электронным платежам, и оповещение родителей о том, сколько денег нужно сдать, отнимает не больше часа в месяц.

СПЛАНИРУЙТЕ БЮДЖЕТ

Как правило, список закупок на весь учебный год обсуждается на собрании класса перед 1 сентября. Бюджет на канцелярские и хозяйственные товары легко рассчитать на весь год вперед, но часто во втором полугодии приходится скидываться дополнительно — «неожиданно» наступают праздники, дни рождения. В отличие от экскурсий и походов в театр, участие в праздновании распространяется на всех, и даже если бюджет не слишком ясен, лучше сразу заложить в смету хотя бы примерную сумму на праздники.

МЕНЬШЕ НАЛИЧНЫХ

Самая большая трудность — собрать деньги. У кого-то при себе нет нужной суммы, кто-то пришел вообще без наличных, кто-то и вовсе не пришел. Родитель-казначей не будет весь сентябрь отлавливать других родителей у входа в школу по утрам или лично встречаться с каждым, неминуемо начнется передача конвертиков через детей и учителей, деньги забываются и теряются, конверты не подписываются. Решение — собирать деньги онлайн.

ЗАВЕДИТЕ ОБЩИЙ КОШЕЛЕК

Когда я впервые стала казначеем, мы открыли электронный кошелек (заняло две минуты прямо на собрании), а потом идентифицировали его, чтобы не быть ограниченными небольшими лимитами анонимных счетов. Затем разослали родителям простую памятку о том, как переводить деньги на этот кошелек: с банковской карты, со счета мобильного телефона, через терминалы и банкоматы, салоны связи. Зайти и посмотреть, сколько в кошельке денег, может любой из нас, а одноразовые пароли для совершения платежей приходят по смс только на телефон мамы-закупщицы.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ

Многим родителям для сбора денег нужны дополнительные напоминания. Из электронного кошелька легко рассылаются счета на email: родитель получает по почте письмо с описанием предмета сбора («годовой взнос на нужды класса» или «на поход в музей военной славы»), в котором уже указана сумма и размещены кнопки для перевода, например, с банковской карты. Как только деньги отправлены, в истории операций классного кошелька автоматически появляется отметка об этом.

ВЫПУСТИТЕ КАРТУ

Когда функции казначея и закупщика разведены, первый лишь информирует родителей о том, кому и сколько сдавать на электронный кошелек. Закупщик же получает на телефон одноразовые пароли для совершения платежей с кошелька — это удобно, если канцтовары, книги и билеты заказываются в интернет-магазине. Чаще всего мы заказываем в интернете интересные подарки детям к праздникам, электронику, а также тяжелые расходники. А для покупок в обычных гипермаркетах мы выпустили к кошельку банковскую карту: ее обслуживание обошлось нам в 149 рублей за три года. По карте доступны все деньги, лежащие на нашем кошельке, и она всегда находится у закупщика. А когда нужно экстренно купить цветов в киоске у метро, легко можно снять наличные в банкомате.

ОТЧИТАЙТЕСЬ О ТРАТАХ

В доэлектронные времена на каждом собрании было принято заслушивать отчет о том, на что потрачены общие деньги. Сейчас это практически никому не интересно, ведь мы собираемся не для «сведения дебета с кредитом», а для принятия решений, как сделать школьную жизнь наших детей лучше. Конечно, важна отчетность и прозрачность трат. Можно использовать автоматические бесплатные аудиторские сервисы: такой сервис можно подключить к кошельку, чтобы историю операций. Это фактически готовый отчет о поступлениях и тратах, достаточно просто разослать его заинтересованным по электронной почте.

ПЕРЕНЕСИТЕ СОБРАНИЯ В ОНЛАЙН

Рассмотрите разные форматы удаленных родительских собраний. Вебинары и групповые созвоны оказались не очень удобны — времени они занимают практически столько же, сколько обычные собрания. Тогда учительница собрала всех родителей в общий чат WhatsApp (или Viber), где теперь в реальном времени рассказывает о важных новостях класса и школы. В этом же чате любой родитель может попросить совета или помощи сразу у всех мам и учительницы. Для фонового общения между родителями мы завели группу в Facebook и выкладываем туда фотографии из поездок и с праздников, спорим о ремонте, делимся ссылками на интересные места, куда наши дети могли бы сходить всем классом.

А как вы организуете работу родительского комитета в школе?

Фото: автора.

Отчёт о деятельности родительского комитета

Наталья Зотова
Отчёт о деятельности родительского комитета

Родительский комитет:

Содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказывает помощь в приобретении технических средств бучения, подготовке наглядных методических пособий и т. д. ,

Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей воспитанников об их правах и обязанностях.

Оказывает содействие в проведении массовых воспитательных мероприятий с детьми.

Активная помощь родителей детскому саду является важным резервом повышения эффективности воспитательной работы педагогического коллектива.

Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада.

Родительский комитет группы №7 ведет активную работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа была начата с анкетирования «Моя помощь группе». Получив реальную картину, на основе собранных данных, были проанализированы особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, выработана тактика общения с каждым родителем и разработан план работы родительского комитета.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно — ответственными участниками образовательного процесса.

Для этого в своей работе мы используем следующие формы и методы:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации, беседы;

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— совместное создание предметно – развивающей среды;

— благоустройство участка и территории детского сада;

— круглые столы.

Благодаря слаженной работе родительского комитета родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Совместная подготовка к праздникам «До свидания лето», «Новый год», «Весёлые старты», выставкам «»Новогодняя Ёлочка»», «Мой любимый сказочный герой», «Как мы провели лето», сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе: изготовление и приобретение пособий.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

— родительские уголки,

— семейные альбомы,

— фотовыставки,

— семейный вернисаж,

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление родительского комитета в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет нам: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

— праздники «Если хочешь быть здоров…», «Новый год», «8 Марта».

— развлечения «Праздник Осени», «До свидания, Лето», «День именинника»

— спортивные досуги «Веселые старты», «Аты-баты, мы солдаты»

— вернисаж «Как мы провели лето», «Портрет кошки», «Ёлочка-красавица», «Весеннее настроение», «Пасхальный перезвон»

— совместные экскурсии : в библиотеку, в Детскую Школу Искусств

— совместные проекты «Почитай мне мама», «Огород на подоконнике», «Мягкие лапки, а в лапках цап — царапки», «Занимательные крышки», «Путешествие в прошлое карандаша», «День Победы»

— выставки семейных коллекций «Войдём в мир книги вместе», «Мир кошек»

Праздничные встречи проходят постоянно, всегда яркие, полезные и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Проведенные конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Праздник «День именинника» для детей в группе отмечается в конце учебного года.

С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день.

В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Покормите птиц зимой», «Мы за здоровый образ жизни», «Подари книгу детям», «Вторая жизнь упаковки», «Дети и дорога»

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось поучаствовать в детско-творческих проектах «Мягкие лапки, а в лапках цап — царапки», «Огород на окошке», «Почитай мне мама», конкурсах поделок и рисунков «»Ёлочка-красавица», «Пасхальный перезвон», «Весеннее настроение»

Мы с детьми любим, ходить на экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, украсили стены группы нарисованными красочными персонажами из сказок, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок ПДД, уголок природы, патриотический уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютном домике- палатке и посмотреть групповой или семейный альбомы.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между родителями.

В зависимости от плана работы, сообща составлен график помощи родителей, обговаривается каждое мероприятие, решаются проблемы.

Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

В результате проделанной нами работы, использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что мы, родительский комитет, ставя перед собой цель, организация совместной деятельности воспитателей и родителей, достигли результатов. Поставленные задачи были выполнены:

1. Взаимодействие семьи и детского сада.

• Изготовили игрушки для театра

• Пошив одежды для игр: «больница», «парикмахерская», «магазин».

2.Укрепление детско-родительских отношений.

• Изготовили поделки своими руками.

• Конкурсы рисунков, фото — выставки.

• Оформили стенгазеты.

3.Привитие здорового образа жизни в семье.

• Провели спортивные мероприятия, развлечения

• Выставка рисунков

4. Создание комфортной образовательной среды через организацию мероприятий.

• Украсили стены группы нарисованными красочными персонажами из сказок, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок ПДД, уголок природы, патриотический уголок

• Закупили игры, игрушки, дидактические пособия

• Изготовили красивые полки – домики для изо — уголка и для уголка книг.

• Проведение детских дней рождения.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и дел группы и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 40% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 90% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 60% в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 95% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности, творческих мастерских.

Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Бюджет класса

Как вести бюджет класса: советы и варианты организации: как собирать деньги, как вести отчетность, доходы и расходы.

Итак, в вашем классе выбрали родительский комитет. Теперь необходимо распределить между собой основные обязанности. Что касается финансов, то было бы хорошо, если функции бухгалтера класса выполняет человек с соответствующим образованием или опытом работы. На первом собрании вам надо посоветоваться с учителем и совместно с родителями ответить наследующие вопросы.

1. Как собирать деньги в фонд класса: на карту или наличными?

Подробнее о сборе средств на банковскую карту в статье «Фонд класса на банковской карте: что надо знать?»

2. Как передать наличные деньги в родительский комитет для бюджета класса? Несмотря на всю простоту, это очень важный момент.

Постарайтесь не передавать деньги через детей! Только через взрослых: лично родителям или через учителя. Передавайте деньги в подписанных конвертах, так вы не забудете от кого они, когда придете домой из школы. Более того, полезно хранить эти конверты некоторое время, т.к. в случае вашей или родителей забывчивости, вы всегда сможете посмотреть, кто и когда передавал деньги. Если деньги переданы через учителя, попросите родителей сообщить вам об этом по смс, телефону или иным способом.

3. Как часто собирать деньги в классе?

На этом пункте мы остановимся поподробнее.

Первый вариант — это сбор денег в классный фонд перед каждым мероприятием или покупкой чего-то для класса.

Плюсы
Легче вести бюджет, т.к. каждый раз придется вести доходы/расходы по небольшим суммам.
Легче вернуть деньги в случае, если ребенок заболел и пропустил мероприятие.

Минусы
Вам придется регулярно тратить время на сбор денег и организацию приходно-расходной отчетности.
Если вы собираете наличными, придется по утрам или после уроков ждать родителей у входа в школу, вылавливать учителя с переданными конвертами и т.д.
Ваши постоянные просьбы и напоминания сдать деньги могут, в конце концов, надоесть кому- то из родителей и привести к конфликту.

Второй вариант, когда деньги в фонд класса собирают единоразово или несколько раз в год.

Например, на первом собрании принимают план внеклассной работы на первое полугодие и рассчитывают ориентировочную сумму расходов. Так как из года в год список мероприятий примерно одинаков, то планировать бюджет класса с каждым годом будет легче.

Плюсы
Вы не стоите с протянутой рукой десятки раз за год и не надоедаете родителям постоянными просьбами сдать деньги.
Вы тратите меньше времени на ведения таблиц прихода/расхода, т.к. в этом случае их будет всего две-три за год.

Минусы
Вам придется нести ответственность за бОльшую сумму.
Вести учет расходов бюджета класса также будет гораздо сложнее.
Сложно вести учет детей, которые по какой-то причине не были на классном мероприятии, а деньги были отданы из фонда класса. Систему пересчета по таким вопросам надо обязательно обсудить со всеми родителями.

Возможно, вы выберите комбинированную схему ведению классного бюджета, когда деньги на хозяйственные расходы собираются единоразово, а на мероприятия по факту их проведения. В любом случае, не забывайте вести учет прихода денег и их расхода. Храните чеки, договора, переводы, которые вы осуществляете по карте, записывайте расходы, совершенные без документов с указанием цели и ФИО того, кому они переданы.

Другие материалы об организации фонда класса.

Родительский комитет: как вести бухгалтерию

О том, что такое родительский комитет и какие функции он выполняет, мы уже писали в одной из наших статей. Поговорим теперь о том, как вести бухгалтерию класса и составлять отчёты.

Итак, зачем собирают деньги в классе:

— для хозяйственных нужд класса (вода, пластиковые стаканчики, мыло и т.д.);

— для покупки подарков на праздники детям и учителям;

— для совместных походов в театры, музеи, проведений праздничных мероприятий.

Обычно собирает деньги казначей класса. Помимо сбора денег, он должен хранить и все документы, подтверждающие траты, а также отчитываться перед родителями за то, куда были потрачены деньги.

Вести бюджет класса мы рекомендуем в двух вариантах сразу: электронном и бумажном.

Бумажная ведомость. Для неё можно либо завести разделённую на графы обычную тетрадь.

Электронная ведомость. В электронном виде ведомость удобнее всего вести в программе Excel: во-первых, просто рисовать таблицу, во-вторых, не нужно подсчитывать общие суммы, достаточно применить определённые формулы. Здесь таблицу лучше поделить на три страницы: приход, расход, итог.

Приход. Сюда заносим все поступления денег, делим их на группы по видам расходов.

Расход. Эту часть так же делим на группы по видам расходов. В каждой группе расписываем подробно, на что потрачены деньги.

Итог. В итоговой части отображается, сколько всего денег потрачено и сколько осталось.

Бывают нужны также таблицы, в которых удобно отвечать, кто из родителей каким образом перевёл вам деньги.

Перед новым полугодием или началом учебного года нужно рассчитывать бюджет расходов класса на этот период.

При создании таких таблиц вам будет проще и легче контролировать приход и расход денег. Если расположить эти документы в облачном хранилище, то вся ваша бухгалтерия будет открытой для всех родителей, желающих ознакомиться с тем, на что уходят их деньги (не забудьте только поставить галочку на режим доступа «только чтение»).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *