Виды и техники рисования карандашом

Техника рисования карандашом, виды карандашей, основы рисования, все это вы найдете в нашей статье.

Карандаш — доступный каждому инструмент, знакомый еще со школьных уроков черчения. Грифель легко прощает огрехи и неточности линий, достаточно подходящего ластика. Однако чем выше становится требовательность к работе, тем тщательнее нужно выбирать карандаш и сопутствующие ему материалы.

Виды карандашей

Многие предпочитают механические карандаши со вставным грифелем за удобство. Их линии всегда однородны по толщине и интенсивности, и в этом одновременно кроется преимущество и недостаток.

До того, как карандаши стали механическими, их классифицировали по мягкости грифеля буквами H и B, который в зависимости от силы нажима оставлял более или менее темную линию.

Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает степень данного показателя.

Чем выше твердость H карандаша, тем плотнее грифель и светлее линия, тем больше он «царапает бумагу», оставляя в ней борозду-вмятину, которую не убрать ластиком.

Мягкий B грифель, наоборот, чертит боле темные линии, легко крошится и меньше травмирует бумагу.

Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости.

Заточка карандаша — важнейший параметр. Угол заточки позволяет обнажить грифель, который в зависимости от наклона к бумаге рисует то тонкие, то широкие линии. Этот прием помогает создавать выразительные рисунки.

Угол заточки создают резаком: чем шире его лезвие, тем проще увеличить угол.

Точилки-коробочки помогут заострить грифель, но их угол заточки всегда одинаков.

Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки.

Основы техники рисования

Рисунок бывает линейным, объемным и смешанным, и подразделяется по назначению.

  • Чертеж — технический рисунок,
  • эскиз — быстрый набросок идеи из головы или объекта с натуры,
  • этюд — анализ модели и её правдоподобное изображение.

Выбор техники зависит от цели.

В чертеже необходимо умение регулировать твердость и угол нажима по линейке, аккуратность работы с бумагой при исправлении.

В эскизе важна экспрессивность, передача сути, и выбор выразительных средств ничем не ограничен. Чем больше в арсенале рисовальщика техник, тем точнее он подберет ту, что подходит для данного эскиза.

Этюд — классический рисунок, в котором всегда присутствует модель; в переводе этюд — изучение, его цель — анализ модели и её правдоподобное изображение на бумаге. Продолжительные, до нескольких часов, сеансы этюда развивают чувство пропорций, глазомер и связь рука-глаз, которая позволяет рисовать точно, лишь изредка отрывая взгляд от модели.

Техники рисования

Контурный рисунок

требует работы с линией, её толщиной, интенсивностью и формой. Провести линию нужного качества — показатель мастерства рисовальщика, которое достигается через практику.

Существует множество несложных и быстрых упражнений для тренировки руки, в их основе: изображение формы за раз, без отрыва карандаша от бумаги. Начинайте с неподвижных объектов — это дает возможность сравнить изображение с оригиналом и учесть ошибки.

Важно варьировать карандаши — механические и простые, мягкие и твердые, с большим углом заточки и без, а так же плотность бумаги — от вощеного листа до рыхлого картона. Разнообразие результата поможет понять, как именно достигнуть определенного свойства линии.

Объемный рисунок

строится на передаче светотени — градации тона между поверхностями на свету и в тени. В карандашном рисунке передача тона достигается штриховкой и её последующей стадией — растушёвкой. Прием строится на постепенном наборе тона поверхности.

Штриховка

создание параллельных линий с отрывом карандаша от бумаги. Выбор длины штриха зависит от характера поверхности — чем однороднее поверхность, тем длиннее штрих. Плотность штриха — это расстояние между линиями. Чем больше плотность, тем темнее тон поверхности. Штриховки могут накладываться друг на друга. Этот прием классического рисунка одновременно увеличивает затемнение и придает поверхности рельеф.

Штриховка кажется простым приемом, но для её качественного выполнения необходима практика. Штрихи должны быть прямыми, петли в начале или конце линии выдают нетвердую руку. Тренировать нужно так же угол наклона — начинающие рисовальщики штрихуют под одним, удобным руке углом, тогда как рельефность формы добивается именно вариации угла.

Растушёвка

буквально «размазывание» графитной крошки штриха по поверхности бумаги, при котором линии смешиваются и исчезают. Этот прием позволяет добиться » фотографичности » изображения. Для удачной растушёвки следует делать предварительную штриховку наиболее мягким грифелем — это значительно упростит работу и сбережет поверхность бумаги.

Ошибки новичков

Пренебрежение рисунком с натуры.

Часто начинающие рисовальщики хотят быстрого эффектного результата «для рамки», поэтому выбирают для основы понравившуюся картинку. Это копирование поможет наработать руку, но для приобретения чувства пространства необходима трехмерная модель.

Важность освещения.

Мы воспринимаем форму в зависимости от того, как она освещена. Близкий, яркий источник света создаст контраст между поверхностями, а слабый — размоет контуры. Попытайтесь осветить один и тот же предмет по-разному — характер его формы изменится. Грамотное освещение модели позволит осознанно работать со светотенью и развивать пространственное мышление.

От простого к сложному

Невозможно создать шедевр с нуля, но не отчаивайтесь. Беритесь за посильные упражнения, постройте свое обучение от простого к сложному. С каждым новым рисунком глаз будет тренированнее, рука — увереннее, а опыт позволит интуитивно выбирать подходящие техники, а затем и смешивать их.

Варьируйте тип упражнений: после долгого, но необходимого для глазомера этюда не начинайте следующий. Развейтесь, сделайте дружеский шарж на только что законченный гипсовый бюст. Техники рисунка — инструменты для передачи замысла, и чем больше их будет в вашем арсенале, тем красноречивее будут ваши работы.

Секреты карандашных техник

Для рисунка карандашом лучше подходит бумага плотная, без фактуры, шероховатая. Фактурная бумага тоже может использоваться, но такой подход имеет свои достоинства и недостатки, поскольку в процессе штриховки карандаш в движении пролетает над ямками на бумаге, закрашивая только вершинки фактуры бумаги, таким образом практически самопроизвольно и без усилий получается интересная штриховка (воспроизводящая рисунок фактуры бумаги). Однако обратной стороной медали является неуправляемость подобного изображения, заштриховать полностью фактурную бумагу до тёмного будет трудно.

Иногда встречаются технические хитрости, которые применяют художники: несмотря на то, что работа выполняется на ровной бумаге, существуют инструменты, которые позволяют создавать на бумаге фактуру в нужных местах. Такой инструмент представляет собой что-то типа штампов с разным рисунком, с силой прижимаемых к листу. Или же под бумагу подкладываются поверхности с рельефом и бумага с усилием прокатывается по рельефу и образовывается фактура. При тушёвке в обоих случаях локально в нужном месте возникает оригинальная фактура, на которой легко появляется характерный рисунок.

ВЫБИРАЕМ КАРАНДАШ

Для рисования есть широкий спектр выбора простых карандашей. Делятся простые карандаши на: твёрдые и мягкие

Если разложить твёрдые и мягкие карандаши на координатной оси, то карандаш НВ (английская маркировка) или ТМ(русская маркировка) будет ноль. Карандаш В будет мягче, В1 ещё мягче, В2 ещё ит.д. В другую сторону от НВ пойдут твёрдые карандаши. Н твёрже, Н1 ещё твёрже, Н2 ещё и т.д.

Начинающим лучше пользоваться «нулевым» карандашом НВ или ТМ (Твёрдый-Мягкий). Беря карандаши разной твёрдости-мягкости, они не чувствуют нажима на карандаш. Привыкнув к среднему ТМ или НВ, они начинают лучше чувствовать нажим. Когда приходит понимание, рисовальщики сами добавляют в свой арсенал карандаши других мягкостей.

Твёрдые карандаши больше подходят для черчения. Так как они оставляют слабый серый цвет и царапают бумагу. А в рисунке всё-таки необходимо в тенях добавить темноты. Конечно, ТМ может справиться с этой задачей, но на это придётся потратить больше времени. Проще взять, например, В и добавить столько темноты сразу, столько нужно. И будет штриховка в один слой, а карандашом ТМ, придётся проложить несколько слоёв штриховки.

ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

С цветными карандашами безумно приятно работать, отчасти из-за того, что ими легко манипулировать и управлять. От того, как вы наточили карандаш, как вы его держите и насколько сильно нажимаете на него, зависит какого эффекта вы добьетесь при рисовании. С помощью цветных карандашей вы сможете создать как мягкие сочетания, так и ослепительно яркие реалистичные текстуры. Однажды уловив основы, описанные ниже, вы сможете решить какая техника придаст объекту уникальные свойства. Техник в рисовании цветными карандашами очень много, столько же сколько и эффектов можно достичь с их помощью. Поэтому чем больше вы тренируетесь и экспериментируете, тем больше потенциала заметите на изображениях, которые вдохновляют вас.

Нажим

Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.

И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ

  • Чем меньше вы будете прибегать к резинке, тем свежее и приятнее будет рисунок. Не следует также злоупотреблять так называемой „тушевкой”, когда графит растирают на бумаге пальцем. Это сообщает рисунку безжизненный, скучный и однообразный вид. Наиболее типичной техникой рисунка простым графитным карандашом является штрих.
  • В процессе работы над рисунком отдельные вспомогательные линии, проведенные для первоначальной разметки и построения формы, постепенно уступают место штрихам. Штрихи, нанесенные то густо, то еле заметно, являются средством передачи тональных отношений, изображаемых форм.
  • Передавая в рисунке бесконечное разнообразие окружающих нас форм, мы можем извлечь из простого карандаша неисчерпаемые возможности, то варьируя нажим карандаша различной мягкости, то свободно меняя направление и длину штрихов.
  • Штрихи могут идти по вертикали, горизонтали, диагонали или же переплетаться между собой, они могут быть густыми или разреженными, четкими или мягкими, прямыми, изогнутыми, волнистыми и т. д. Но всегда, во всех случаях штрихи прокладываются не „сами по себе”, а для выявления изображаемой формы. Они как бы „лепят” данную форму в пространстве, и поэтому характер штрихов всегда зависит от характера формы, а также от материала изображаемого предмета. Рисуя предметы прямоугольные или округлые, вы по-разному будете наносить штрихи. Массивные и тяжелые предметы будете рисовать иначе, чем легкие и мягкие. По-иному вы положите штрихи, когда будете рисовать пейзаж или голову человека. Разные задачи требуют своей техники нанесения штриха.

Давно известно, что лучшим способом знакомства с основными техниками рисования являются рисунки простым карандашом. Картины, написанные в данной технике, получаются простыми, естественными, однако это и делает их необыкновенно красивыми. Сам по себе графитный карандаш очень прост в использовании, бытует мнение, что его потому и называют: простой карандаш. Качество итоговой работы зависит в основном не только от твердости карандаша, значительную роль играет также заостренность грифеля.

Необходимо также брать во внимание силу нажима, а также качество бумаги, на которую будет наноситься рисунок. С одной стороны, может показаться, что техника рисования карандашом слишком проста, и полученные рисунки будут выглядеть невыразительно, однотипно, и, в конце концов, серый цвет не дает волю фантазии. Однако на самом деле, возможности графитного карандаша безграничны. Можно рисовать мягкими линиями, еле заметными, или же напротив жесткими, сочными. Картина может быть с плавным переходом оттенков, растушевкой, нежной и спокойной, или же с четкими, размашистыми штрихами, экспрессивной и насыщенной.

Да и мало кто из начинающих художников знает о том, что существует около сорока видов графитных карандашей. Самые мягкие обозначаются 8B, а самые твердые – ЮН. Карандаши средней твердости обозначаются F. Тут следует немного разобраться: твердые карандаши необходимы для рисования тонких и очень тонких линий. В отличии от мягкого карандаша, твердый сохраняет остроту после заточки намного дольше.

Таким образом, линии, которые будут нарисованы с его помощью, получаются одновременно четкими и изящными. Мягкие карандаши весьма разнообразны в использовании. К примеру, заточенный мягкий карандаш можно использовать для передачи тонких переходов. Что касается формы — необходимо, конечно же, отталкиваться от собственных предпочтений, но практика показывает, что наиболее удобным в карандашной технике является шестигранный карандаш, им можно рисовать под разными наклонами, при этом он не будет выскальзывать из рук. Правильно выбрав карандаш можно смело приступать к работе.

Как уже говорилось выше, возможности графитного карандаша весьма и весьма внушительны.

Существует две основных техники рисования карандашом – штриховка и растушевка.

При помощи штриховки довольно легко передать необходимый тон. Частотой нанесения штрихов регулируется степень насыщенности тона (чем меньше концентрация штрихов – тем светлее участок, и наоборот). Отлично помогает штриховка и в передаче фактуры поверхности. Выполняется штриховка с помощью коротких штрихов с одинаковым расстоянием. Если необходимо сделать тон более глубоким применяется прием перекрестной штриховки, это значит что на косую штриховку накладывается горизонтальная, чередуя и наслаивая их можно легко достичь нужного эффекта. Существует также рельефный вид штриховки. Он используется в том случае, когда необходимо передать рельеф поверхности предметов. При подобной технике используют не прямые штрихи, а ломанные или криволинейные.

Растушевка помогает сделать рисунок более реалистичным, нежным, естественным. С помощью нее можно также сделать фигуры более объемными. Выполняется техника путем первоначального нанесения штрихов (простых или зигзагообразных), и затем применения специального инструмента: растушки, с помощью которого штрихи растушевываются до необходимого тона. Также для растушевки можно смело использовать ватные палочки, или, к примеру, кусочек мягкой бумаги, но ни в коем случае нельзя делать это пальцами. В заключение, хотелось бы отметить, что растушевка в отличие от штриховки, считается более простой в выполнении для начинающих, хотя на первый взгляд может показаться совсем наоборот.

Приходите на Курсы рисования с Нуля Карандашом, на курсы рисования портретов, рисования фигуры человека, курсы живописи или акварельного рисунка в нашу Школу живописи и рисования

Понравилась статья? Мы добавляем новые каждую неделю. Подписывайтесь и получайте новый материал каждую неделю. Отписаться от рассылки можно в любой момент.

Рисунок

Микеланджело. Подготовительные рисунки для «Сикстинской капеллы» (1511)

Рису́нок (через польск. rysowac из ср.-в.-нем. rizen — резать, чертить) — изображение на плоскости, созданное средствами графики.

Рисунок — структурная основа зрительно воспринимаемой формы. В этом значении близко понятию абрис, контур, очерк. Художник раннего итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» (ок. 1482 г.) писал: «Под рисунком разумеем мы профили и очертания, кои заключаются в вещи».Однако рисунок есть не только «очертание», но также представление конструкции предмета в его трехмерных качествах. Рисунок как структурный образ наблюдаемого объекта складывается в сознании рисующего ещё до начала изобразительного процесса, и поэтому он несет в себе рациональное, интеллектуальное начало. Рисование в изобразительном искусстве является структурной основой графической, живописной, скульптурной и архитектурной формы. Рисование также представляет собой отдельный вид изобразительного искусства, разновидность графики.Его история восходит к глубокой древности.

Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение

Шарль Лебрен
французский художник XVII века

Виды рисунков

  • Академи́ческий рисунок — рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием методически-обоснованных способов и технических приемов изображения объемных форм на плоскости, на основе сознательного отношения к структуре изобразительного процесса, понимания конструктивных особенностей объекта, выполняемый с целью решения определённых линейно-конструктивных, свето-теневых, тональных, композиционных и других учебных задач. Академический рисунок ведется поэтапно, с четким соблюдением требований знания формы, умения изображать объём, тональным соотношением, и самое главное передает общую целостность восприятия работы.
  • Рисунок в разрезе — иллюстрация, чертёж или трёхмерная графика, на которой у трёхмерного объекта частично удалена поверхность с целью ознакомить просматривающего с внутренним устройством этого объекта. Важным нюансом является то, что удаление части поверхности не должно искажать восприятия объекта как целого предмета. Данный рисунок может сделать только художник, хорошо знакомый с внутренним устройством объекта, имеющий архитектурные планы, чертежи, другую необходимую для работы документацию. Хотя соблюдение масштаба в подобных рисунках не является необходимым условием, чаще всего он более или менее соблюдён. Первые рисунки в разрезе известны с начала эпохи Возрождения. В частности их использовал в своих записных книжках итальянский художник-инженер Таккола (1382 — ок. 1453). В XVI веке рисунки в разрезе активно использовал учёный-минералог Георгий Агрикола (1494—1555), особенно в своём труде De re metallica. Ныне изображения в разрезе активно используются в индустрии компьютерных игр. Например, в игре The Sims у пользователя есть возможность рассматривать дома без стен, в разрезе и со стенами.
  • Станковый рисунок — один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной живописи) и неутилитарной (в отличие от декоративной живописи) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке) и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие. Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).

Плакат

  • Плакат — разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Лист плаката содержит броское изображение и броский заголовок или призыв. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведённое в чёткую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определённый уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

Художник Дмитрий Митрохин, силуэт

  • Силуэт — пло­ско­ст­ное од­но­тон­ное изо­бра­же­ние профилей фи­гур и пред­ме­тов. Разновидность графической техники (контур и заливка), исполняется как правило ту­шью на свет­лом фо­не или бе­ли­ла­ми на тём­ном, ли­бо вы­ре­за­ет­ся из бу­ма­ги.

История

История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесённые углём и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных — быков и лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 000 лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе — во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже, в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшается узорами.

Рисунок стал предшественником письменности и выступал в качестве посланий для передачи информации. Так рисунок использовался в качестве специализированной формы общения до изобретения письменного языка. Яркими примерами выступают наскальные росписи в пещерах времён палеолита. Подобные рисунки называются пиктограммами и изображают схематичное представление предмета или явления. Эскизы и картины, созданные в эпоху неолита, были в конечном итоге стилизованы и упрощены для систем символов (Протописьменность)и, в конечном итоге, для ранней письменности.

История обучения рисованию в России

В России появление рисования как отдельной дисциплины появился достаточно рано. В XI веке на Руси основными направлениями стали миниатюра и книжная графика (иллюстрирование). В большинстве книг можно найти рисунки и художественное оформление заглавных букв — искусство буквицы. Вместе с изучением грамоты и письма, ученики при монастырских школы изучали и искусство рисования. По сравнению с Зарубежной школой обучения, где главным было рисование с натуры, в России основная задача состояла в правильном копирование образцов. Это было необходимо для приобретения опыта в письме и рисунке. Наряду с развитием книжного рисунка, в России параллельно развивается искусство росписи, фресок и икон. При появлении первых церквей и храмов появляются и первые религиозные изображения святых и различные религиозные сцены. Мастера работали по первообразу и преподавали копировальный метод. С помощью «исходников» ученики осваивали законы построения, света, композиции и отделкой, знакомились с техникой.

Со второй половины XVII вeка на Руси постепенно начал зарождаться более реалистичный рисунок. Мастера стали обращаться к реализму в религиозных изображениях, но пока не перешли на реализм полностью. В это время особенное выдающиеся художники могли работать при княжеском дворе, при церкви или храме. Таким образом, со временем школа рисования с натуры набирала свои обороты наряду с копировальным, традиционным методом. Одним из ярких представителей стал Симон Фёдорович Ушаков, который один из первых стал продвигать реализм в иконе и гравюре, а также основал собственную школу иконописцев.

Глобальные изменения в обучении изобразительному искусству в России произошли при правление Перта I. Вернувшись из путешествия по загранице Пётр привозит с собой новый уклад для всего Российского общества. Резкие изменения в стране касаются и изобразительного искусства. Появляются новые школы искусств, основным направлением которых как раз стало обучение рисованию с натуры. Поскольку отечественных специалистов было очень мало, для быстрого изучения приглашались мастера из Европы. В 1735 году для школ издается первое иллюстрированное учебное пособие по рисунку «Основные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству», которое было первым серьёзным учебником в России. И. Д. Прейслера. Эта книга в ценилась современниками как в России, так и за рубежом. Таким образом Русская Академия Художеств была лучшей из школ рисунка. Она стала центром педагогической и методической работы художественного образования. Выдающимися педагогами своего времени стали Антон Павлович Лосенко и Василий Козьмич Шебуев.

Таким образом, с начала XIX века в России устанавливается новая система обучения. Новые практики постепенно вытесняют старый традиционный шаблонный рисунок. Становление и развитие академической системы художественного образования в России происходит на научно-технической основе. Уделяется большое внимание методики преподавания, как со стороны практики, так и со стороны теории.

Большую роль в обучении сыграли появляющиеся учебные пособия. Большим событием в художественном образовании стал выпуск «Курса рисования» А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ. Так же среди важных учебных пособий своего времени можно выделить работы авторов: П. Басина, Г. Кинигера, В. Лангера, Рейсинга, Н. Соколова, Н. Станкевича.

Обучение рисунку в советской школе

После Великой Октябрьской революции резко поменялись устои общества, что так же сильно отразилось и на обучение, в том числе на обучение искусству рисунка. В художественной сфере стала развиваться новая идейная борьба между сторонниками реалистичного искусства и эпигонами буржуазных формалистический направлений, отвергающий классическую школу. К изобразительной деятельности детей тоже стали относиться более тщательно. В советской школе больше внимания начали уделять вопросам развития творческих способностей у детей, научная школа дополнялась и обогатилась новыми научными исследованиями по детскому художественному творчеству. Одновременно начинает развиваться теория «свободного воспитания» на основе биогенетической теории крупнейшего искусствоведа А. В. Бакушинского. Рисование в общеобразовательных школах стало одним из показательных предметов, показывающих развитие и формирование ребёнка.

Не смотря на положительные моменты в истории развития советской изобразительной школы, были и серьёзные недостатки. Так сторонники формалистического направления, пропагандировавшие теорию «свободного воспитания» издавали низкокачественные учебные пособия, для общеобразовательных школ, в который иллюстративный материал стал ограничиваться детскими рисунками. Подобные пособия игнорировали реалистичный рисунок вообще. Объяснения классической реалистичной школы рисования не было представлено, авторов мало интересовал научный подход. Связи с недавней революцией, любые сторонники овладения наследием прошлого порицались, что повлияло на уровень образования. Большое внимание стало уделяться развитию творческих способностей, в урез знаниям изобразительной грамоты. Постепенно сторонниками реалистического направления стала основательно проводиться последовательная работа по разработке вопросов методики преподавания рисунка для общеобразовательной школы. Начали разрабатываться новые школьные программы. Серьёзное противостояние в образовании стало около 1923—1925 годов, учителя стали использовать «комплексную программу», вместо проверки знаний по отдельным предметам. В 1931 году была выпущена новая программа, в основе которой было положено рисование с натуры. В этой программе предусматривались задания по рисунку на тему, декорированному рисунку, рисованию по представлению для младший классов и уроки по истории изобразительного искусства. Среди значимых людей для развития методики обучения в общеобразовательных учебных заведения в советское время можно выделить: ученика П. П. Чистякова — Д. Н. Кардовский и ученики К. А. Савицкого: А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина. К. Ф. Юон.

К 40-м годам в России окончательно берет верх реалистическое направление. В учебных заведениях постепенно утверждаются новые принципы и методы преподавания изобразительного искусства, разрешаются споры о проблемах учебного рисунка, открываются научные школы по исследованию детского художественного творчества.

Техника

В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т. п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, студии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Элементы рисунка, создающие иллюзию трехмерности: свет, тень (собственная (самый неосвещенный участок рисунка) и отбрасываемая (падает на поверхность, на которой находится предмет), полутени (между светом и тенью), рефлекс (отсвет), блик (самый освещенный участок).

С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет, — посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету.

Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребляемы графитный карандаш и уголь.

> См. также

  • Рисунок в разрезе
  • Ритмический рисунок

Примечания

  1. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство. 1965—1970. Т.2. C.74.
  2. В. Г. Власов. Рисование, рисунок // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2004—2010. Т. 8, 2008 °C.190-195
  3. Эллекция плакатов Музея дизайна в Цюрихе Архивировано 22 июля 2010 года. // Журнал «Как». 2001, № 2 (16).
  4. Силуэт // Большая российская энциклопедия.
  5. 1 2 Tversky, B. Visualizing thought (англ.) // Topics in Cognitive Science (англ.)русск. : journal. — 2011. — Vol. 3, no. 3. — P. 499—535. — DOI:10.1111/j.1756-8765.2010.01113.x. — PMID 25164401.
  6. S. The Bigger Picture of Drawing (неопр.). — 2011. Архивная копия от 17 марта 2014 на Wayback Machine
  7. «Ростовцев. Н. Н.» История методов обучения рисованию — М. : Просвещение. 1981. — 51с.
  8. «А. Г. Парамонов» История иконописи и проблемы современных методик обучения иконописанию — Липецк: Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. 2014. — 186—188 с.
  9. Ананьева Т. А. Симон Ушаков. Л.: Издательство «Аврора», 1971.
  10. «»Сапожников А. П.» — Полный курс рисования. М.: Алеев-В 2003 г.- с. 51-53.

Литература

  • Ермолев В. Рисунок пером // Художник. 1961, № 4. С.54-59.
  • Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  • под редакцией В. В. Журавлева «Юному художнику»
  • Поспелов Г. Г. Русский рисунок XVIII — начала XX века / Составители Юлия Забродина, Евгения Плотникова. — Л.: Аврора, 1989. — 206 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7300-0262-9.
  • И.Пименова, Л. Васильев, И.Осипов, А.Иванов. Sketchbook. Искусство красивого письма. Экспресс курс рисования. — М.: Э, 2016. — 144 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-699-85337-3.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4127900-1 · NDL: 00561487

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *