Церковь Спаса Всемилостивого в Кусково

С возведения храмов начиналось строительство многих дворянских вотчин, так поступил и граф Петр Борисович Шереметев. Реликвия для почитания досталась ему в наследство от отца, петровского дипломата Бориса Петровича. Подаренный, если верить преданию, лично Папой Римским золотой крест содержал частицу древесины креста, на котором распяли Спасителя.

Святыня по церковной терминологии именовалась частицей Древа Животворящего Христа, отсюда получила второе название церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково.

Престол храма, именующегося и церковью Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, и освящен был в честь обретения реликвии. Главным отличием и достоинством строения является то, что церковь Спаса Всемилостивого никогда на перестраивалась и не имела существенных повреждений с момента окончания строительства в 1739 году. Советская власть определила храму музейное предназначение, что и гарантировало его сохранность.

Местоположение и облик

Снимок, выполненный квадрокоптером при полете над Кусково, прекрасно позволяет разглядеть объект, для ясности на него указывает стрелка от надписи. Церковь Спаса Всемилостивого с верхнего ракурса отлично видна, благодаря отличающейся от других зданий окраске кровли. Колокольню выстроили отдельно от храма, немного ближе ко Дворцу и чуть дальше вглубь территории. Ближайшие к церкви достопримечательности — Кухонный флигель, павильон Грот и Итальянский домик.

Архитектурный стиль, которого придерживались строители церкви, сейчас именуют анненским барокко. Сложился он в период десятилетнего царствования Анны Иоанновны, умершей через год после освящения храма. Колокольня была построена значительно позднее, в 1792 году, по классическим канонам. Материалом для ее строительства по неизвестной причине было выбрано дерево, скорее всего в подражание графскому Дворцу, в основном деревянному.

Церковь Спаса Всемилостивого – одноглавая, восьмигранный барабан купола имеет ниши с размещенными в них скульптурами апостолов. На три стороны выходят одинаковые фасады, с востока размещена небольшая алтарная апсида. Три одинаковых крыльца без навесов оборудованы двухсторонними лестницами с коваными перилами. Ребристая крыша с темной кровлей и светлые стены отличаются от всех окружающих зданий.

Хотя и постриженные, кроны деревьев не позволяют досконально рассмотреть украшающие здание живописные и скульптурные изображения. На выходящем к западу центральном фронтоне находится барельеф богу Саваофу, он же Яхве, он же Иегова. Это всего лишь вариации имени Божьего, используемые в Ветхом Завете. Древние иудеи писали его без гласных букв, считая слишком святым для произношения.

Войдем в церковь Спаса Всемилостивого

Внутреннее храмовое убранство, открывающееся перед входящими в церковь Спаса Всемилостивого, удивляет своей скромностью и лаконичностью. Аккуратно побеленные стены не содержат ни лепнины, ни живописных росписей. Из украшающих элементов можно упомянуть только ковровую дорожку посередине нефа, ведущую к алтарному иконостасу. Тут же расположена лавка с религиозной атрибутикой.

Между особо чтимыми иконами и самим иконостасом, на видном месте находится необычный для современных храмов подсвечник. Прямоугольная металлическая плоскость, содержащая множество гнезд для свечей, выполнена как единое изделие с распятием, заключенным в украшенную камнями рамку. Самая красивая деталь подсвечника – его опорная тумба, украшенная бронзовыми вставками и обрамлениями.

Неброско выглядит и оформление алтарного иконостаса, в основном разрисованного однотонными узорами. Крупные и редко расположенные рисунки выглядят непривычно, по сравнению с поистине дворцовой роскошью некоторых соборов. Тревожно и контрастно на общем блеклом фоне смотрятся святые врата в их верхней части, переливающейся темными и светлыми оттенками красного.

Позолотой сверкают лишь некоторые святые образа, в том числе верхняя икона Святой Троицы. Таковы же крупные иконы Богоматери с младенцем слева от Святых ворот и самого Спасителя – справа. Необычна форма створок боковых проходов в алтарное пространство, сделанных в форме вертикально срезанных половин арок. В правой даже просматривается помещение для переодевания священнослужителей.

Устройство уже виденного в полную величину подсвечника для заздравных свечей вполне традиционно, в отличие от роскошного прямоугольного.

Пламя свечей, поминальных и заздравных, никогда не отождествлялось с языческим поклонением огню. Это скорее отголоски эпохи зарождения христианства и гонений на новую религию. Жизнь и поклонение Христу проходили первоначально в пещерах, где просто не было иного источника света. Постепенно сформировался ныне незыблемый обычай ставить свечи в храмах, а службу проводить в полумраке.

Вернемся к внешнему виду

Упущенный в начале рассказа восточный вид на церковь Спаса Всемилостивого все же стоит привести, хотя бы в конце обзора. Нужно отметить двойной купол здания и отсутствие многократно описанного ангела, поддерживающего крест.

Скорее всего, фигуре понадобилась реставрация после долгой службы. Интересна и видимая только отсюда крыша апсиды веерной формы, и облик деревянной колокольни. Состоит она из трех ярусов и купола со шпилем, вздымающим крест выше главного купола.

Вид с южного направления можно было бы совсем упустить как повторяющий зеркально предыдущие, но не все упомянуто в тексте. Церковь Спаса Всемилостивого украшена накладными пилястрами, играющими в основном декоративную роль. Такие же элементы, только меньшей величины, использованы и в восьмигранном световом барабане.

Остается упомянуть обелиск, видимый со стороны аллеи вдоль Большого пруда усадьбы Кусково. Каменная четырехгранная пирамида на четырех шарах. С пятым на вершине не находит толкования в большинстве комментариев. Лишь один источник утверждает, что таким обелиском отмечено место гибели коня одного из Шереметевых. Если узнаете подробности – просьба сообщить.

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково

Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг.

В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль».

Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного.

На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде».

По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым, так как вместе с ними были прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы), и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми, так как основатель их фамилии, Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Что оно означало – неизвестно до сих пор, но зато в историю давно вошла поговорка: «Богат, как Шереметев». Действительно, по своему фамильному состоянию они равнялись только с Юсуповыми. Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: именно из-за нее царь убил своего сына. Когда государь вошел в палаты, беременная невестка была одета в простое домашнее платье, что тогда считалось неполным одеянием, и он пришел в ярость. Сын же осмелился защищать жену.

Род Шереметевых был славен доблестной государевой и военной службой: они поддержали Михаила Романова, потом Петра I, участвовали в Ливонской и Северной войнах, за что получали множество земельных владений, ставших основой их сказочного богатства. Среди них оказалась и подмосковная вотчина Кусково, которая пробыла в их собственности почти 400 лет – до 1917 года. Впервые она упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Густые леса с дикими животными, болотистая местность с птицей сулили большое приволье. Ученые расходятся в версиях о происхождении имени шереметевской деревни. Возможно, что она уже в те времена именовалось Кусково, но по преданию, это имя родилось позднее, в первой половине XVIII столетия, при графе П.Б. Шереметеве, который называл свое владение «куском». При нем и появилась здесь эта роскошная усадьба, а прежде тут стоял простой деревянный дом с садом и деревянная домовая церковь. Неизвестно, была ли она тогда Спасской, или ее переосвятили потом, в честь подаренной святыни. Первым стал обустраивать Кусково первый русский граф и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, задумавший превратить ее из обыкновенного охотничьего угодья в загородную летнюю резиденцию – в духе петровской придворной моды. По его замыслу, новые хоромы должны были оказаться не хуже меншиковских. Строить, однако, пришлось из дерева, так как каменное строительство в Москве было в ту пору запрещено царским указом.

Однако смерть графа в 1719 году прервала эти планы, а по его завещанию все дворовые люди были отпущены на свободу с годовым содержанием. Имение перешло к малолетнему Петру Борисовичу, который затем сумел осуществить отцовский замысел с невиданным размахом. Именно при нем Кусково стало «подмосковным Версалем» – он твердо задался целью построить усадьбу красивее, чем у других вельмож и затмить их роскошью и богатством. Общие работы начались в 1740-х годах под «смотрением» мастера Ю. Кологривова, а потом крепостного Федора Аргунова, и окончились во второй половине XVIII века, когда ими уже руководил известный московский архитектор Карл Бланк.

Однако свою грандиозную стройку Петр Шереметев благопристойно начал с возведения новой домовой церкви: девизом их рода было изречение «Бог охраняет все!» В 1737-1739 г.г. на месте старой деревянной церквушки вырос каменный красавец храм. Он больше никогда не перестраивался и дошел до нас в своем первозданном виде, став самым старым памятником усадьбы Кускова. Считается, что это — редчайший в современной Москве памятник «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.

Внутреннее убранство храма соответствовало его внешнему великолепию: красивый резной иконостас, оклады образов с драгоценными камнями и жемчугом, золоченые царские врата и роскошное двухъярусное трехметровое паникадило с двумя ярусами из 18-ти свечей, украшенное фигурами серафимов. Исторической реликвией здесь были воздухи, расшитые золотом и жемчугами, по преданию, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. Она однажды была гостьей хлебосольного Кускова.

Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без нее не обходилось ни одно торжество. Ее престольный праздник даже отмечался народными гуляниями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Интересно и то, что граф Николай Петрович Шереметев, оставшийся в памяти России женитьбой на крепостной актрисе Прасковье Жемуговой, имел обычай справлять свой день рождения непременно с медом, хотя он родился за два месяца до престольного праздника домовой церкви – видимо, в этом была дань традиции отеческой усадьбы. При нем в 1792 году крепостные архитекторы А.И. Миронов и Е. Дикушин построили красивую деревянную колокольню с золоченым шпилем.

Церковные богослужения, колокольные звоны, крестные ходы не только обязательно сопровождали праздники усадьбы, но и сами были ее праздниками. На день Спаса Всемилостивого за Литургией следовало водоосвящение: когда священник погружал крест в воду, гремел пушечный салют, а специальная яхта посреди пруда мгновенно распускала праздничные разноцветные флажки.

Вскоре после церкви в 1769 – 1775 г.г. был построен главный дворец, обращенный парадным фасадом к роскошному зеркальному пруду, в котором плавали лебеди и утки. Дворец был предназначен исключительно «к великолепию» — не столько для жилья, сколь для торжественных приемов гостей, с фейерверками, с модными светскими гуляниями, с множеством «отрад и приятностей». (Для себя граф построил в рощице «дом уединения», куда не пускал никого, кроме слуг и ближайших друзей.) Архитектором дворца был, по всей вероятности, сам Карл Бланк, хотя иногда называют имя французского зодчего Шарля де Вальи. Еще одна особенность — редчайший для Москвы барочно-рокайльный стиль сооружения, традиционный в ту пору для столичного Петербурга.

Роскошный деревянный дворец был окрашен в символический нежно-розовый цвет «утренней зари». У парадных дверей гостей встречали сфинксы. Все здесь должно было поражать великолепием и удивлять не переставая, невиданными новшествами: взору гостей представали изумительные полотна Рембрандта Рафаэля, Ван-Дейка, Веронезе, люстры из горного хрусталя, модная анфилада, коллекция оружия и даже седло короля Карла XII, доставшееся графу Б.П. Шереметеву в Полтавском сражении вместе с королевским скакуном. А на праздничный стол кушанья подавались в посуде из чистого золота.

И в парках усадьбы гостям предлагали продолжить удивительное развлечение. Этот парк был одним из самых больших в России XVIII столетия. Достопримечательностями стали Итальянский домик, устроенный для выставки итальянских картин, Голландский домик с изразцами в память о петровской эпохе, грот, построенный для отдыха в летний зной, Эрмитаж, предназначенный для уединенного отдыха и приема избранных без слуг: специальная машина поднимала туда гостей на диване, а за ними следовал стол, накрытый на 16 приборов. Зимний сад и оранжерея поражали лавровыми, лимонными, померанцевыми, апельсиновыми деревьями. Огромные стеклянные двери были устроены специально для дам, чтобы они могли свободно проходить сюда в своих пышных платьях, не умещавшихся в обычные двери.

Посещали Кусково и августейшие особы. В 1754 году сюда приехала Елизавета Петровна (специально к приезду гостьи Шереметевы обустроили французский парк). В ее честь задали грандиозный праздник с диковинными блюдами, ночной иллюминацией и экспозицией китайского фарфора. А готовясь к приему Екатерины II граф Петр Борисович устроил во дворце парадную опочивальню, но никто никогда не воспользовался ей, хотя императрица и посетила Кусково в августе 1774 года, после победы России над Турцией. Праздничный обед для нее и свиты накрыли в прохладном гроте. По преданию, императрица, отдыхая, собственноручно набросала рисунок ажурной решетки, которую потом изготовили в Кусково по этому эскизу. Другой визит государыни состоялся в 1787 году на московских торжествах в честь 25-летия ее коронации – за год до смерти графа Петра Шереметева.

Именно он стал обустраивать в Кускове первый крепостной театр с оперными и балетными труппами и школой для талантливых детей. Его не сохранившееся здание в парке спешно строил Шарль де Вальи в итальянском стиле к именинам графа, Петрову дню, стараясь сделать ему приятное. На его сцене впервые явилась дочь кусковского кузнеца, Прасковья Ковалева, имевшая тогда сценический псевдоним Горбунова (ее отец был горбун). В этих домашних спектаклях любил участвовать сам «Крез меньшой», как прозвали наследника, графа Николая Петровича Шереметева. Бросив гостей, он часто садился «меж холопов своих» играть на виолончели. В 1798 году граф дал вольную своей гениальной крепостной актрисе, а чрез три года женился на ней.

Смерть Прасковьи в 1803 году подорвала здоровье Н.П. Шереметева. Вскоре он сам умер от простуды. Его единственному наследнику Дмитрию было всего 9 лет, когда началась Отечественная война. В Кусково расквартировались армия маршала Нея и разграбила все, что было можно: отдирали даже дорогую бархатную обивку стен. Сам маршал увозил в Париж лучшие картины и гобелены.

После разгрома наполеоновской армии Кусково отремонтировали, но без прежней роскоши. Дело было и в средствах, и во вкусах нового хозяина Д. Н. Шереметева. Призванный на службу, он находился в тех самых войсках, которые стреляли по восставшим на Сенатской площади в декабре 1825 года. Трагедия декабристов настолько потрясла его юную душу, что он замкнулся в себе, уединился и глубоко ушел в религию, проводя дни в молитве и постах. Многолюдные шумные праздники в Кусково прекратились, театр разобрали, а после отмены крепостного права содержать регулярный парк с садовниками стало не под силу даже Шереметевым. В конце XIX века новый наследник продал большую часть земельных угодий Кускова под дачные участки, но родовое гнездо не тронул, (хотя оно и приносило убытки), а выстроил для себя деревянный домик рядом с опустевшим дворцом.

В 1919 году в Кусково открылся краеведческий музей, где экспонировались чучела животных, обитавших в местных лесах. Восстановление исторического памятника далось реставраторам огромным трудом. Музей открылся здесь в 1930-х годах, и в залах дворца экспонировалась уникальная морозовская коллекция фарфора из их бывшего особняка в Подсосенском переулке. Настоящим подвигом стало спасение кусковского дворца в 1941 году, когда укрытое маскировочным камуфляжем здание нельзя было отапливать – разница внешней и внутренней температур разрушила бы его старое дерево. И, тем не менее, уже в 1943 году возобновились реставрационные работы по воссозданию исторического облика усадьбы Кускова, какой мы видим ее теперь.

А в октябре 1991 году была восстановлена и вновь освящена домовая Спасская церковь. Ныне на колокольне звонят восемь колоколов, отлитые по старинным образцам.

Прогулка по усадьбе Кусково «Здесь всякий чем-нибудь пленялся…» (И.М.Долгорукий поэт XVIIIв.)

Войдя в музей-усадьбу Кусково по липовой аллее вдоль пруда направляемся к Кухонному флигелю, построенному рядом с Церковью в 1755 году по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова. Богатое декоративное оформление фасадов Кухни – постройки служебного назначения – позволило ей прекрасно вписаться в общий парадный облик усадьбы. К сожалению, в настоящее время по прямому назначению не используется.
В непосредственной близости с Кухонным флигелем располагается самая ранняя постройка в усадьбе – домовая Церковь во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Всемилостивого Спаса. Она была возведена в 1737–1739 годах на месте обветшавшей деревянной церкви. Кусковский храм – один из редких памятников культовой архитектуры аннинского барокко. Храм действующий. По субботам, воскресеньям и церковным праздникам здесь проходят службы, крестины и венчания. В Храме сохранились росписи XIX и частично раскрыты XVIIIв. и великолепное двухъярусное 18-свечное паникадило.
Рядом с Храмом находится Колокольня. Она возведена в 1792 году крепостными архитекторами: Алексеем Мироновым и Григорием Дикушиным. Для ее строительства был выбран традиционный для России материал – дерево. В соответствии с канонами стиля классицизм, фасады здания декорированы имитацией руста, традиционно представляющего собой каменные блоки правильной формы, грубо отесанные с лицевой стороны. Купол Колокольни увенчан шпилем с крестом. Колокола реконструированы по образцам XIX вв. 1992г. Три колокола отлиты в память славного рода Шереметевых.
Церковь и Колокольня — часть Парадного двора, доминантой которого является Дворец или «Большой увеселительный дом», как его называли в XVIII веке.
Дворец был построен в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К.И. Бланка. В настоящее время кусковский Дворец – редкий пример раннего московского «деревянного классицизма». «Большой дом» предназначался для роскошных приемов довольно узкого круга гостей – императоров, свиты, высших сановников. Здесь неоднократно бывала Екатерина II. С ней в Кусково приезжал польский король Станислав Понятовский, Иосиф II — австрийский император, Светлейший князь Потемкин. За праздничным столом в Зеркальной галерее Дворца сидел цвет русского дворянства. Дворец уникален своей подлинностью.
От паркового фасада Дворца открывается вид на партер регулярного парка усадьбы Кусково.
Покидая Танцевальный зал, гости выходили в зал под открытым небом — партер. Партер — основа регулярного парка – открытая площадка между Дворцом и Оранжереей, состоящая из четырех ковров газонов, обрамленных гирляндами цветов – рабатками. Следуя европейской традиции, в кусковском парке была расставлена мраморная скульптура. Ее белые силуэты отчетливо читались на фоне изумрудной зелени газонов и шпалерника – кустарника, высаженного вдоль аллей, расходящихся на запад и восток от партера.
На партере перед Дворцом возвышается мраморный обелиск.
Обелиск был выполнен из мрамора, дарованного Екатериной II. Надпись на Обелиске гласит: «Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время бытности его губернским предводителем Московского дворянства».
История «дарения Обелиска» сохранилась в собственном письме графа Шереметева: «После бытности у меня Ее Величества в доме, ездил я Ее Величество благодарить и принят Ее Величеством очень милостиво при чем Ее Величество изволила меня пожаловать мраморным обелиском, чем меня много изволила обрадовать, и изволила обещать под своим присмотром его отделать с того обелиска, который в Царском Селе перед покоями Ее Величества…»
Таким образом, образцом для кусковского послужил царскосельский Кагульский обелиск.
Сохранились старинные фотографии начала XX в., где дети последнего хозяина усадьбы С.Д.Шереметева позируют на фоне этого обелиска.
На партере в 220 м от Обелиска ближе к Большой каменной оранжерее расположена колонна со статуей Минервы.
Колонна со статуей Минервы была установлена в кусковском парке в 1779 году. Как следует из надписи, размещенной на мраморной доске постамента колонны, монумент был установлен в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775 году. Скульптура Минервы, венчающая колонну ионического ордера, ассоциировалась с императрицей, часто представавшей в произведениях искусства в образе римской богини.
Повернитесь лицом к Дворцу, справа от Дворца, в 270м от Колонны с Минервой вы увидите Швейцарский домик (внизу кирпичный, наверху деревянный).
Это самая поздняя постройка усадьбы — 1870г. Создатель — академик архитектуры Н.Л.Бенуа. Выстроен в виде альпийского шале при последнем хозяине графе С.Д.Шереметеве. Первый — каменный этаж использовался как мыльня (баня). В 1886г.император Александр III совершил официальный визит в Кусково. «… От Голландского домика все пошли к Швейцарскому, летнему помещению детей графа. Здесь Государь сел на диван и стал шутить с детьми, рассматривая их учебные книги …» (И.П.Барсуков » Из моих воспоминаний об императоре Александре III»)
От Швейцарского домика двигайтесь в западном направлении по диагональной аллее около 100 метров. Там расположен Голландский домик из красного кирпича со ступенчатым фронтоном.
В западной части парка, на берегу канала, располагался ансамбль из трех зданий. Центр ансамбля – Голландский домик – самый ранний из сохранившихся до настоящего времени увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Два других павильона – Пагоденбург, построенный в «восточном» стиле, и Столбовая беседка, были утрачены и об их облике мы можем судить только по немногочисленным изображениям. Павильон полностью сохранил планировку XVIIIв. Его уникальность в том, что его помещения от потолка до пола выложены делфтскими фаянсовыми плитками ручной росписи чтобы поражать и изумлять гостей. За Голландским домиком — три дуба. Высажены Александром III, его супругой Марией Федоровной и сыном Николаем — будущим императором.
От Голландского домика направляйтесь по большой аллее в сторону партера, слева по ходу движения видно ещё один старинный павильон — Эрмитаж, зелёный купол которого украшает скульптура — богиня Флора.
Эрмитаж (от французского ermitage – «хижина отшельника»), строился в 1765–1767 годах «под смотрением» архитектора К.И. Бланка и предназначался для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. Особенность архитектуры павильона – тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма. В специальных нишах под карнизом расставлены алебастровые бюсты римских цезарей, а купол венчает фигура богини Флоры.
Возвращаемся на партер регулярного парка.
Партер замыкает Большая Каменная Оранжерея (1761–1765), которая вместе с Дворцом создает уникальное, практически интерьерное пространство. На время гуляний двери Оранжереи распахивались, и центральный зал превращался в место для музицирования и танцев. В кусковской Оранжерее выращивались экзотические растения в кадках, которые выстригали разными формами — «бахусами, сидячими и лежачими собаками, гусями, курицами, человеками с рыбьими плесками, обезьянами». На время летних гуляний эти произведения садового искусства выносились в парк и расставлялись на партере.
По партеру идем в сторону Дворца на поперечную аллею, одна сторона которой заканчивается Голландским домиком, а противоположная приглашает вас пройти в сторону Итальянского домика.
Итальянский домик построен в 1754–1755 годах под руководством
Юрия Ивановича Кологривова (1680/1685–1754) – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Павильону сложно найти прямой аналог, хотя несомненно автор проекта искал вдохновения в архитектуре итальянских вилл эпохи Ренессанса. Фасады здания расчленены двумя рядами пилястр, разделенных междуэтажным карнизом. Оконные проемы декорированы широкими наличниками и лепным декором: профильными изображениями голов над нижними окнами и головами анфас над верхними. Приземистый, с небольшими оконными проемами, первый этаж и вытянутый по вертикали второй, обусловлены назначением павильона. Он играл роль дворца для «малых приемов», которые проводились на более торжественно оформленном втором этаже. Первый этаж предназначался для коллекции раритетов: разнообразных диковинных произведений искусства.
Частью ансамбля Итальянского пруда является павильон Грот. Вы его легко узнаете по каменному фонтану на зеленом куполе и золоченым оконным решёткам, напоминающим нависающие водоросли.
В лишенном тени регулярном парке, Грот (от итальянского «grottа» – пещера) был совершенно необходим. В нем можно укрыться от палящих солнечных лучей и насладиться прохладой в летний день. Павильон был построен в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых – Ф.С. Аргунова. Уникальное, сохранившееся до наших дней ракушечное убранство интерьеров выполнил «гротических дел мастер» Иоганн (Иван Иванович) Фохт в 1761–1775 годах.
При выходе из Грота слева открывается панорама Большого кусковского пруда, откуда начиналось путешествие. Здесь оно и завершается.

Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове

Православный храм
Церковь Спаса Всемилостивого
в Кускове
Церковь Спаса Всемилостивого
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль барокко
Дата основания XVII век
Строительство 1737—1739 годы
Статус Объект культурного наследия РФ № 7710966017№ 7710966017
Состояние частично действует
Церковь Спаса Всемилостивого
в Кускове на Викискладе

Координаты: 55°44′05″ с. ш. 37°48′30″ в. д. / 55.734722° с. ш. 37.808333° в. д. (G) (O) (Я)

Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове — приходская церковь, также известная как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Церковь расположена в районе Вешняки, Восточного административного округа города Москвы. В настоящее время является частью архитектурно-художественного ансамбля усадьбы Кусково.

История

Впервые Кусково упоминается в летописях XVI века и уже как владение Шереметевых, чей род был одним из самых знатных в России. О деревянной приходской церкви известно с 1624 года, также здесь были расположены боярский двор и дворы крепостных людей. Приблизительно в это же время, в 1646 году, Фёдор Иванович Шереметев построил в соседнем селе Вешняково большую шатровую Успенскую церковь.

В 1697—1699 годах Борис Петрович Шереметев вместе с Иоанном Пашковским, выполняя дипломатические поручения Петра I, совершил путешествие по Западной Европе. По преданию, Папа Римский подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Эта святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву.

Петр Борисович, получив в наследство после смерти своего отца усадьбу Кусково, принял решение реконструировать её так, чтобы она могла бы поразить всех роскошью и богатством. Строительство было начато в 1737 году с возведения новой церкви. Главный и единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Со времени строительства церковь не перестраивалась и дошла до нашего времени в своем первозданном виде. Она считается одним из редких архитектурных памятников Москвы в стиле «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея. Здание церкви было переоборудовано в музейные подсобные помещения.

Церковь Спаса Всемилостивого была восстановлена и вновь освящена в 1991 году.

В ноябре 2010 года получила статус охраняемого объекта — памятника архитектуры XVIII века.

Фотографии

  • Церковь Спаса Всемилостивого

  • Колокольня церкви

Примечания

  • История церкви Спаса Всемилостивого на pravoslavie.ru
  • Церковь Спаса Всемилостивого на russian-church.ru
  • Церковь Спаса Всемилостивого на sobory.ru
  • Убит настоятель храма Всемилостивого Спаса в Кускове lenta.ru

Впервые Кусково упоминается в летописях XVI века и уже как владение Шереметевых, чей род был одним из самых знатных в России. О деревянной приходской церкви известно с 1624 года, здесь были расположены также боярский двор и дворы крепостных людей. Приблизительно в это же время, в 1646 году, Фёдор Шереметев построил в соседнем селе Вешняково большую шатровую Успенскую церковь.

В 1697—1699 годах Борис Шереметев вместе с Иоанном Пашковским, выполняя дипломатические поручения Петра I, совершил путешествие по Западной Европе. По преданию, папа римский подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Эта святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Шереметеву.

Пётр Шереметев, получив в наследство после смерти своего отца усадьбу Кусково, принял решение реконструировать её так, чтобы она могла бы поразить всех роскошью и богатством. Строительство было начато в 1737 году с возведения новой церкви. Главный и единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Со времени строительства церковь не перестраивалась и дошла до нашего времени в первозданном виде. Она считается одним из редких архитектурных памятников Москвы в стиле «аненнского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны.

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея. Здание церкви было переоборудовано в музейные подсобные помещения.

Церковь Спаса Всемилостивого была восстановлена и вновь освящена в 1991 году. В ноябре 2010 года получила статус охраняемого объекта — памятника архитектуры XVIII века.

Согласно распоряжению Правительства РФ № 1572 от 19 октября 2009 года церковь была отнесена к федеральной собственности. Затем здание церкви было передано местной религиозной организации на основании «Договора бессрочного пользования федеральным недвижимым имуществом религиозного назначения, находящимся в собственности РФ от 7 декабря 2010 года № Д-30/1248» между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве и местной религиозной организацией – православный приход храма Честных древ Животворящего Креста Господня в Кускове гор. Москвы Московской епархии Русской православной церкви.

В 2015 году со шпиля храма был снята фигура ангела, который был восстановлен по архивным чертежам во время реставрации 1970-х годов. По данным музея-усадьбы Кусково, ангел был воссоздан и находится в реставрационной мастерской.

Духовенство

  • Почетный настоятель храма протоиерей Борис Токарев (был назначен настоятелем храма Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в ноябре 2000 года).
  • Настоятель храма иерей Александр Алешин назначен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом с 29 августа 2018 г.

  • Церковь Спаса Всемилостивого

  • Колокольня церкви

  1. 1 2 История церкви Спаса Всемилостивого. pravoslavie.ru.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.2009 г. № 1572-р. government.ru. Дата обращения 11 ноября 2019.
  3. Указ № У-02/152 от 29 августа 2018 года // протоиерею Борису Токареву — Московская городская епархия Русской Православной Церкви. moseparh.ru. Дата обращения 16 ноября 2019.
  4. Храм в Кусково. Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове. Дата обращения 24 марта 2019.
  5. Указ № У-02/153 от 29 августа 2018 года // иерею Александру Алешину — Московская городская епархия Русской Православной Церкви. moseparh.ru. Дата обращения 16 ноября 2019.

Ссылки

  • История церкви Спаса Всемилостивого на pravoslavie.ru
  • Церковь Спаса Всемилостивого на russian-church.ru
  • Церковь Спаса Всемилостивого на sobory.ru (недоступная ссылка)

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *