Математический планшет своими руками

Марина Малкова
Математический планшет своими руками

“Развивающие игры”- это игры, придуманные взрослыми, для развития способностей у детей.

Среди них, популярные в России логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, игры Никитина и Воскобовича.

Детская развивающая игра «Математический планшет» похожа на Геоконт Воскобовича.

Это деревянный планшет с 25 штырьками, с набором разноцветных резиночек. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных). «Рисование резиночками» дает ребенку уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Дети учатся ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактными изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику.

Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.

Я решила сделать математические планшеты своими руками.

1) Взяла доски квадратной формы размером 25 см, обработала края наждачной бумагой, покрыла доски морилкой (это необязательно)

2) Затем подготовила силовые кнопки (канцелярские кнопки с ручкой)

3) Сделала разметку на доске, 5 рядов по 5 кнопок

4) На пересечении линий сделала углубления тонким гвоздиком,

5)С помощью пассатижей обломила каждую кнопку, т. к. она длиннее толщины доски

6)Вставила кнопки на свои места,закрепив каждую клеем «Момент»

Приготовила набор геометрических фигур, цветные резиночки и схемы рисунков. Математический планшет готов! Теперь можно с ним играть, использовать его на занятиях.

Как сделать математический планшет своими руками и чем такая игрушка полезна для дошкольников?

К числу хороших развивающих пособий для дошкольников с полной уверенностью можно отнести математический планшет. Он поможет не просто весело провести время, но и улучшить важнейшие навыки, узнать кое-что новое, сформирует умение ребенка работать по готовой схеме.

Что это такое?

Развивающее пособие «Математический планшет» (иначе его называют «Геометрик» или «Геоборд») выглядит довольно скромно, представляя собой доску с воткнутыми в нее гвоздиками-штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии один от другого. Кроме того, в набор входят цветные резиночки, а в некоторых случаях – и несколько геометрических фигур из пластика. В целом этот планшет настолько прост, что его можно изготовить своими руками. Это, однако, не умаляет его безусловной пользы.

При желании самый простой вариант набора можно усовершенствовать, создав набор фигурок из картона с проделанными в них отверстиями.

Польза

Без сомнения, математический планшет стоит брать на вооружение тем родителям, которые хотят удивить своего малыша действительно полезной игрушкой. Он помогает:

  • Развить мелкую моторику.
  • Приобрести умение работать сосредоточенно, добиваться поставленной цели.
  • Развить абстрактное и пространственное мышление.
  • Пробудить в ребенке творческое начало, воображение.
  • Получить и закрепить важнейшие знания о положении в пространстве, форме, цвете, количестве, размере, симметрии.
  • Улучшить познавательную мотивацию малышей.

Если малыш выполняет задания сам, у него развивается самостоятельность, если в паре с другим ребенком – навык работы в команде.

Проводить занятия с пособием следует для детей в возрасте от 3 до 6-7 лет.

Как начать занятия?

На первом «уроке» следует познакомить ребенка с развивающей игрушкой, показать ему доску, посчитать вместе с ним штырьки, рассмотреть резинки и карточки со схемами. У малыша должно сложиться ощущение, что он получает необычную забаву, которая позволит ему не просто создавать картинки из резинок по готовому образцу, но и придумать свои.

Далее следует первая проба – родитель натягивает резинку, после чего просит кроху повторить. Надо пояснить ему, что сначала резинка цепляется за штырек, а после нужно потянуть ее в нужном направлении. Обязательно следует рассказать, что протягивать можно не только вверх-вниз или в стороны, но и в диагональном направлении, а также в форме фигур.

Если интерес сохраняется, допустимо попробовать что-то составить в первый же день. Однако в случае если ребенок демонстрирует скуку или усталость, занятие следует перенести на более подходящее время.

Примеры игр

Существует достаточно большое количество игр с геометрическим планшетом, в которые можно сыграть с дошкольником.

Самые простые примеры

Повторить понятия «длиннее» и «короче» можно так:

  1. Родитель сам протягивает две резинки разной длины и просит ребенка сказать, какая длиннее, какая – короче.
  2. Можно попросить ребенка протянуть резинки таким образом, чтобы, например, зеленая оказалась длиннее красной.

Аналогичным образом не составит труда закрепить в сознании малыша понятия «лево» и «право», «больше» и «меньше».

Еще один вариант – познакомить с такими важнейшими категориями, как «внутри» и «снаружи». Для этого родитель сначала сам делает из резинки квадрат, помещает в него небольшую по размерам игрушку и поясняет, что фигурка находится внутри, а все, что за границами квадрата – это снаружи.

Знакомство с миром геометрических фигур также лучше всего провести на планшете. Сначала мама сама делает фигуру, поясняя ребенку свои действия, объясняя, что это треугольник, у него три стороны и три угла. Затем просит малыша сделать домик, например, для мышки, которая любит жить в треугольных домах. После нескольких тренировок задача усложняется, ребенка следует попросить сделать поочередно два треугольника – для большой и маленькой мышек. Таким образом закрепляются знания о фигуре и повторяется понятие размера.

Более сложные

Когда ребенок научится работать с резинками, можно предложить ему более сложные варианты заданий:

  1. «Рисование» предметов на планшете с использованием готовых схем. Если дошкольник имеет соответствующую подготовку, можно предложить ему выложить цифры и буквы.
  2. Изображение в схематичном виде простых сюжетных вариаций, например дождя, домика, расположенного на берегу водоема.
  3. «Спрятанная цифра» (буква). Если детей двое, можно устроить своеобразную «угадайку»: один малыш рисует при помощи резинки цифру, затем, на ней делает узор, то есть прячет свою работу. Задача второго дошкольника – разгадать головоломку и сказать, какая именно цифра замаскирована. Если ребенок один, то партнером ему может стать родитель. Допустимы два уровня сложности: цифры и узор разных цветов (простой) или одного цвета (сложный).
  4. Преображение. Малышу предлагается простейшая фигура. Например, прямоугольник. Используя свою фантазию, он должен сделать из нее что-то предметное, например автобус, домик.
  5. Разделение на части. Взрослый выкладывает сложную геометрическую фигуру, например многоугольник. Задача ребенка – при помощи резинок разделить ее на части (треугольники, квадраты), говоря при этом, как называется та или иная фигура.
  6. Фантазирование. При помощи резинок малыш может даже нарисовать придуманную им историю, точнее – определенный ее момент. После этого можно попросить его перенести картину на бумагу, то есть составить схему. Кажется, что упражнение очень сложное, но внимательные усидчивые дети успешно с ним справляются.

В целом число игр, в которые позволяет сыграть геометрик, довольно велико, главное – учитывать индивидуальные интересы и способности крохи, предлагать ему задания, подходящие по возрасту и уровню подготовки.

Изготовление

Рассмотрим процесс создания математического планшета своими руками.

Необходимые материалы:

  • плотный картон (можно использовать пенокартон);
  • клей (желательно ПВА);
  • кисть;
  • лист в клетку;
  • канцелярские кнопки силиконовые;
  • скотч;
  • набор разноцветных банковских резинок.

При желании готовое изделие можно покрыть лаком, это продлит срок его службы.

Пошаговая инструкция:

  1. На листе в клетку нарисовать квадрат, который по размерам полностью совпадет с будущим полем геометрика.
  2. Из картона вырезать квадрат такого же размера.
  3. Склеить картонный и бумажные квадраты.
  4. При желании – покрыть лаком.
  5. Нанести разметку, отметив те места, где будут установлены кнопки.
  6. Штырьки смазывают клеем и укрепляют в определенные для них участки.

Осталось только дать планшету высохнуть и оклеить его края при помощи скотча.

Геоборд

Уникальная развивающая доска по своим особенностям практически ничем не отличается от картонного геометрика, но за счет материала – дерева – прослужит гораздо дольше. Для ее изготовления потребуются:

  • небольшая доска;
  • кнопки канцелярские силиконовые;
  • молоток;
  • набор резинок.

Порядок действий прост:

  1. На доске – будущем геоборде – чертятся квадраты размером 4х4 см.
  2. При помощи молотка в угол каждого квадрата вбивается по кнопке.

Уникальное развивающее пособие готово!

Как видим, для нормального развития ребенка вовсе не обязательно приобретать дорогие современные приспособления и игры. Интересное пособие легко сделать самим, при этом пользы от него будет гораздо больше, чем от планшета в более привычном для большинства смысле.

Математический планшет или геоборд

Ляпина Светлана Евгеньевна

Организация: Детский сад № 99 города Пензы «Карусель»

Населенный пункт: г. Пенза

Сегодня многое можно купить в магазине, но мы, воспитатели, не ищем легких путей и изготавливаем пособия своими руками.

Поэтому, я решила изготовить для своих воспитанников математический планшет. Тем более это очень просто сделать. Для работы нам понадобятся силовые кнопки и деревянная дощечка толщиной не менее 20 мм. Затем размечаем на лицевой поверхности сетку из горизонтальных и вертикальных линий. Важно, чтобы линии образовывали ровные квадраты. Оптимальное расстояние между точками пересечения линий – 5 см. Вставляем кнопки и наш геоборд готов к работе.

Вообще то, математический планшет придумал математик Калеб Гатеньо в конце 1950-х гг. Математическая доска — это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей.
Это пособие помогает развить мелкую моторику рук, пространственное и ассоциативное мышление, воображение, умение действовать по заданному образцу.
Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности.
На игровом поле можно конструировать буквы и цифры, и все, что в голову придет. Пособие помогает объяснить такие геометрические понятия, как отрезок, угол, периметр, площадь, многоугольники и т.д.
Математический планшет даст возможность в играх осваивать систему координат. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете. Занимательные задачи, игры с буквами и цифрами, способствует развитию интереса, любознательности.

Дидактическую игру «Математический планшетик» возможно использовать с детьми от 3 до 7 лет.

В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей.

В данной игре соблюдается следующая система дидактических принципов:

– принцип психологической комфортности (создается предметно – пространственная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);

– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное “открытие” его детьми);

– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).

Цель игры:
Способствовать познавательно – математическому развитию детей.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;

5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико -математических представлений у детей;

6.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.

Этапы работы с «Математическим планшетом»

Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.

Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и тд). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты — капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т.д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» — на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка.

Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).

Варианты игр в старшем дошкольном возрасте
Игра «Узор по образцу»

Цель:
Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета — пусть ребенок попробует пофантазировать.
В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал: математический планшет, схемы цифр.
Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.
Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна.
Низкий: по образцу.
Средний: по схеме.
Высокий: по замыслу.

Игра «Часть и целое»

Цель:
развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки — геометрические фигуры.

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель:
совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д.ï расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции; ï Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания: ï Какая фигура справа от квадрата?; ï Какого цвета треугольник снизу?; ïСколько треугольников сверху?; ïВоспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

Игра «Чудесные превращения»

Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

«Занимательные задачи»

Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника.
С помощью математического планшета и резиночек для творчества эти проблемы легко решаются, у ребенка появляется возможность для развития творчества и мелкой моторики рук.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте». При обсуждении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой снизу» (слева и т.д.)

Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.

Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.

Игра «Большой-маленький»

Цель:
совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше и меньше.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:
Воспитатель «рисует» маленький домик, елочку, снежинку, и предлагает ребенку рядом изобразить большой домик, звездочки, снежинку и т.д.

Игра «Столбики»

Цель:
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т.д.

Игра «Линии»
Цель:
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее и короче.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
Воспитатель «рисует» линию определенной длины, и предлагает ребенку рядом изобразить линию длиннее и короче. Задать ребенку вопрос: какая линия короче: желтая или синяя и т.д.

Список использованной литературы/

Учебное пособие .Математический планшет. Математика, геометрия, развитие речи. Учебно-игровое пособие, ООО “Корвет”, Россия, Санкт-Петербург, 2006 г.

Приложения:

Математический планшет.

Пришло время, и я купила-таки Тимоше Математический планшет. Давно заглядывалась на него, но понимала, что рано. Конечно, можно было придумать игры и на 2 года, но сейчас, считаю, самое время. Итак!

Что такое математический планшет

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также «Геоконт» Воскобовича и планшет «Геометрик».

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения — от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами — и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Что входит в набор

— квадратный планшет с 25 штырьками

— комплект цветных геометрических фигур ( 2 квадрата, 2 треугольника, 2 круга)

— комплект цветных резинок

— книжка с заданиями

Это пособие, конечно можно сделать самим. Для этого нужен кусок фанеры размером 30х30см с закругленными краями. Расстояние между штырями должно быть 5 см. В качестве штырей можно взять силовые кнопки с длинным стержнем, лучше посадить их на клей. Резинки продаются в любом канцелярском магазине, а фигуры можно вырезать из цветного картона.

Что развивает математический планшет

Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.

С чего начать

Сначала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а потом, взяв резиночки, (небольшое количество) показать, как натягивать резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.

Варианты игр

В книжке-инструкции приводится много интересных заданий. Вместе с ребенком можно изобрести свои собственные развивающие игры, а также найти новые решения предложенных задач.

С детьми 3-5 лет:

· Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).

· «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник — в вазу с цветами.

· Отгадываем загадки — а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.

Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

С детьми 6-8 лет:

· Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.

· Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.

· Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Что получилось?

Это лишь примеры возможных заданий. Самостоятельно, вместе с детьми, можно придумать еще больше занимательных игр.

Для мам, имеющих iPhone, IPAD советую установить приложение Geoboard, by the Math Learning Center. В нем можно прорисовывать задания, а ребёнок будет выполнять его на реальном пособии.

Можно использовать он-лайн приложение на любом компьютере, планшете без скачивания. Нарисуйте большое количество заданий, сохраните их (наведите указатель мыши на картинку и нажмите правую кнопку мыши, далее выберете пункт «сохранить изображение как…») и распечатайте, тогда на листе он будет крупнее, чем если распечатывать с сайта. В приложении есть приятная функция заливки цветом, что удобно при составлении заданий, т.к. при накладывании одного цвета на другой (там где линии совпадают, например, у фигур общая сторона) ребёнок не видит всех линий, поэтому включайте эту функцию. Если вы рисуете на бумаге, то в таких случаях штрихуйте или закрашивайте фигуры целиком.

Вот такая развивающая игрушка появилась у нас дома. Осваиваем потихоньку)

Купить книгу Математический планшет (ОПИ-003) можно здесь.

Скачать приложение для iPhone, IPAD .

Приятных игр и плодотворных занятий).

Игровое пособие  «Математический планшет» своими руками

Татьяна Клевцова
Игровое пособие «Математический планшет» своими руками

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры. И самое лучшее пособие для таких игр это — математический планшет, геоборд или геометрик. Использовать его можно в развивающих играх и обучении деток с 3 лет, старших дошкольников и младших школьников.

Что развивает это пособие?

1. прежде всего это внимание, память и усидчивость, так как ребенку надо будет сосредоточиться на одевании резинок и построении фигур;

2. мелкая моторика, это отличное упражнение на сенсорику;

3. воображение и творчество, можно создавать рисунки как по схеме, так и придумывать самому;

4. математические способности и пространственное мышление;

5. изучение букв и цифр.

Сегодня многое можно купить в магазине, но мы, воспитатели, не ищем легких путей и изготавливаем пособия своими руками.

Для этого нам понадобятся: фанера, мебельные шканты, краска в баллончике, дрель.

Ход работы: Берём прямоугольный лист фанеры толщиной не менее 0,5 см. Для настольного пособия достаточно размеров 30х30. И шканты. Зачищаем всё при необходимости. Затем размечаем на лицевой поверхности сетку из горизонтальных и вертикальных линий. Важно, чтобы линии образовывали ровные квадраты. Оптимальное расстояние между точками пересечения линий – 5-8 см. Места пересечений выделяем нажатием шила или кнопки. И просверливаем небольшие углубления. Теперь можно стереть нарисованные линии, а в выделенные углубления молотком набиваем мебельные шканты.

Красим. Геоборд готов. Вооружаемся резиночками (канцелярскими или для волос) – и начинаем играть.

«Составь узор или картинку из резинок»

Цель: Учить детей составлять узор из резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Ход игры: Детям предлагают в этой игре составить узор из резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Объясняем, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Вначале учим детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

Можно:

1. Рисовать по схеме. Заготовить дидактические карточки с нанесенными на них точками так, как это сделано на поле геоборда. Попросите ребенка повторить их с помощью резинок.

2. Рисовать по заданию. В соответствии с возрастом ребёнка даём словесное задание изобразить что либо.

3. Фантазировать. Дать ребёнку свободу выбора для творчества.

Также на геоборде можно играть с прищепками.

Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания, развитие мелкой моторики у детей, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи, воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Ход игры: Вначале учим детей правильно брать и открывать прищепки, а затем переходим к играм. Примеров того как играть с прищепками большое количество: «Заборчик», «Один – много», «Чередовашки» и т. д.

«Математический планшет». Дидактическая игра для дошкольников старшего возраста

Галина Волкова
«Математический планшет». Дидактическая игра для дошкольников старшего возраста

Что такое математический планшет:

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также «Геоконт» Воскобовича и планшет «Геометрик».

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения — от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами — и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Цель:

Способствовать познавательно – математическому развитию детей.

Задачи:

Образовательная:

— повышать уровень развития ребёнка;

— поощрять желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;

— учить анализировать, сравнивать, обобщать;

— формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать симметричные рисунки;

— словарная работа: кнопочки, резиночки, деревянная дощечка;

Развивающая:

— развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

— закреплять понимание понятия «вверху», «внизу», «центр»;

Оздоровительная:

— развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Этапы работы с «Математическим планшетом»

Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.

Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т. д). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты — капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» — на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка.

Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).

Варианты игр в старшем дошкольном возрасте

Игра «Узор по образцу»

Цель: Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры: Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество, показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета — пусть ребенок попробует пофантазировать. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал: математический планшет, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка. Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы. Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна. Низкий: по образцу. Средний: по схеме. Высокий: по замыслу.

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры: расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т. д. расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции; Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания: Какая фигура справа от квадрата?; Какого цвета треугольник снизу?; Сколько треугольников сверху?; Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

Игра «Загадки»

Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Описание игры: Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.

«Букет для мамы»

Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу. Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Лисья берёзы, ветка рябины, Листики, тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесем. Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

Ход игры:

Воспитатель с детьми заходят в группу, приветствуют гостей.

Воспитатель: Хотите послушать сказку? (Ответы детей)

Воспитатель: В одном сказочном городке жили сказочные предметы. И как — то раз встретились резиночки, кнопочки, деревянные дощечки и заспорили, кто всех полезней. Долго они спорили. А потом подружились и решили работать вместе – дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то стали у них получаться просто-таки удивительные изображения: снежинки, ракета, кораблик, домик и много других рисунков. И оказалось, что друг без друга им не обойтись. А все вместе они стали превратились в «математический планшет». А пойдёмте, я вас с ними познакомлю.

(Воспитатель предлагает детям занять места за столами)

Воспитатель: Перед вами те самые дощечки, кнопочки. А называется он «Математический планшет». Давайте с ним познакомимся, пощупайте их пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять.

Точек в строчке ровно пять.

В столбиках теперь считаем

И друг друга проверяем.

Раз, два, три, четыре, пять.

А всего их двадцать пять,

Этих точек в доме этом,

Называемом «Планшетом».

Воспитатель: Возьмите любую геометрическую фигурку и поместите её в правый верхний угол, теперь возьмите другую геометрическую фигуру, и поместите её в левый нижний угол, а теперь возьмите любую фигуру и поместите её в центр вашего планшета. Молодцы, я вижу, вы отлично ориентируетесь на планшете. Освободите свой планшет.

Воспитатель: А теперь давайте познакомимся и с резинками. Хочу вас предупредить, что работать с резинками нужно осторожно, почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, как я буду работать. Сначала цепляем резиночку за кнопку, а потом тянем в то направление, которое вам необходимо для рисунка. А теперь вы попробуйте.

(дети работают самостоятельно)

Воспитатель: А теперь попробуем изобразить попробуем изобразить с помощью резинки прямоугольник, затем треугольник, ромб.

Воспитатель: Какой формы у вас планшет? (квадрат).

— Возьмите резиночки и обозначьте стороны квадрата, нужно резинку протянуть по крайним кнопкам.

(дети натягивают резиночки по периметру планшета).

— А как с помощью одной резинка из квадрата сделать два прямоугольника?

(дети натягивают резинку посередине планшета горизонтально или вертикально. Оба действия являются правильными)

— Как с помощью ещё одной резинки из этих 2-х прямоугольников сделать 4 квадрата?

(у детей на планшетах резинки натянуты крестообразно – получается 4 одинаковых квадрата).

— А теперь посмотрите на квадраты, сколько получилось квадратов? (5).

Воспитатель: С этими заданиями вы справились. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием: «Итак, как с помощью всего лишь одной резиночки сделать из квадрата 2 треугольника?»

— А как с помощью ещё одной резинки из двух треугольников получить 4?

(дети выполняют задание).

— Сколько получилось треугольников? (8).

Воспитатель: Молодцы, можете освободить свои планшеты.

Воспитатель: Я вам приготовила схемы, где выполнена одна часть предмета, вы должны дополнить этот предмет эту часть до целого предмета

(дети самостоятельно выполняют)

Воспитатель: Молодцы, можете освободить свои планшеты.

Воспитатель: А теперь я вас попрошу выложить цифры

(воспитатель каждому называет цифру от 1 до 6, но не по порядку).

(дети самостоятельно выполняют)

Воспитатель: Покажите мне свои цифры. Молодцы. Положите свои планшеты. Сей час, я буду называть число, а у кого будут соседи этого числа, поднимут свои планшеты. Задание понятно?

(ответы детей).

Воспитатель: Цифра 3

(дети у кого 2 и 4 поднимают планшеты и т. д.)

Воспитатель: Ребята с чем вы сегодня познакомились? Вам понравилось играть на планшетах? А что больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: Друзья мои, вы большие молодцы и умницы, вы научились пользоваться математическими планшетами. Я надеюсь, что он поможет вам стать умными, сообразительными и внимательными. А не хотите остальных ребят в группе научить?

(Ответы детей).

Тогда попрощаемся с гостями, пожелаем им всего доброго и отправляемся в группу.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *