BAN-HEAD__ISSLEDOVANIYA

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияУслугиИсследованияПсихологические исследования ► «Психологическое исследование учащихся 3-их классов».
PDF Печать E-mail

 



Психологическое исследование учащихся
3-х классовв рамках введение ФГОС НОО

 

 

В ЦПМСС «Преображение» закончилось психологическое исследование уч-ся 3-их классов (участники пилотного проекта), которое проводилось в период с 20.10.14– 2.11.2014 года в рамках городского мониторинга с целью выявления уровня сформированности личностных УУД учащихся 3-х классов в рамках введения ФГОС НОО - 1 срез.

 

В исследовании приняли участие:   1242 учащихся 3-х классов, из них 608 мальчиков и 634 девочки.

 

Количество ОУ. принявших участие в исследовании: - 30

 

Задачи исследования:

» выявить характер мотивации учебной деятельности (личностные действия самоопределения и смыслообразования (действия, устанавливающие смысл учения);

» выявить адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности (личностные действия самооценивания (самоопределения), имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку результата учебной деятельности);

» выявить сформированность отношения к нарушению конвенциональных и моральных норм (действия нравственно-этического оценивания).

» проследить за динамикой процесса формирования отдельных компонентов УУД учащихся 3-х классов.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Уровень сформированности мотивации учебной
деятельности у учащихся 3-х классов

 

Диаграмма 1

 

3457ujr6i

 

 

 

У чуть более половины учащихся выявлен высокий уровень мотивации, преобладают познавательные и внутренние мотивы, эти ученики понимают необходимость и важность учебной деятельности и стремятся к успеху.

У трети учащихся выявлен средний уровень мотивации с преобладанием оценочных и позиционных мотивов.

У десятой части учеников 3 классов выявлен низкий уровень мотивации с преобладанием внешних мотивов.

 

 

Сравнительный анализ показателей мотивации
учебной деятельности младших школьников за
2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебные годы.

 

Диаграмма 2

 

6554hwash

 

По сравнению с прошлым учебным годом количество учащихся с высоким уровнем мотивации незначительно возросло, а число учеников со средним уровнем мотивации незначительно снизилось.

Число учащихся с низким уровнем мотивации, по сравнению с прошлым учебным годом, снизилось незначительно.

 

Уровень сформированности действий нравственно-
этического оценивания у учащихся 3-х классов

Диаграмма 3

34654tha5ju546w

 

Преобладающее большинство учащихся 3-х классов знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение.

Остальная, незначительная часть детей, либо допускают возможность нарушения морально-нравственных норм и правил при определенных обстоятельствах, либо слабо знакомы с правилами и нормами и считают нормальным их несоблюдение.

 

 

Сравнительный анализ показателей сформированности
умения выделять моральное содержание действий и поступков
младших школьников за 2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебные годы.

 

Диаграмма 4

547kje54wf

 

По сравнению с прошлым учебным годом показатели уровня сформированности умения выделять моральное содержание действий и поступков у учащихся не изменились.

 

 

Определение общего уровня характера
атрибуции успеха/неуспеха

 

Диаграмма 5

 

675hmitr57e

 

Одинаковое количество учащихся, чуть более трети, склонны объяснять успехи и неудачи в учебной деятельности внутренними причинами: собственными усилиями и способностями (высокий уровень атрибуции успеха/неуспеха), и связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами (средний уровень атрибуции успеха/неуспеха).

У пятой части учащихся выявлен низкий уровень сформированности данного показателя.

 

 

Сравнительный анализ показателей характера
атрибуции успеха/неуспеха младших школьников
за 2013 – 2014 и 2014 – 2015 учебные годы.

 

Диаграмма 6

 

5467ye84reet

 

По сравнению с прошлым учебным годом количество учащихся, которые склонны объяснять успехи и неудачи в учебной деятельности внутренними причинами: собственными усилиями и способностями (высокий уровень атрибуции успеха/неуспеха), незначительно возросло.

Число учеников, которые связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами (средний уровень атрибуции успеха/неуспеха), незначительно снизилось.

Число учащихся с низким уровнем данного показателя, по сравнению с прошлым учебным годом, практически не изменилось.

 

ВЫВОДЫ:

  Уровень сформированности личностных УУД у большинства учащихся 3-х классов соответствует возрастной норме:

» уровень сформированности действий нравственно-этического оценивания у большинства детей также соответствует возрастной норме: учащихся знают правила и нормы, стараются им следовать в повседневной жизни, правильно реагируют на их нарушение;

» чуть больше половины детей показали высокий уровень мотивации. Эти учащиеся понимают необходимость и важность учебной деятельности, отличаются желанием узнавать новое, стремлением к успеху. Чуть более половины учащихся показали средний уровень атрибуции успеха/неуспеха. Учащиеся связывают успех/неуспех в учении в равной степени с внешними и внутренними факторами.

 

 

Проблемными зонами в развитии личностных УУД являются:

» преобладание мотивов и целей, которые отражают отсутствие у третьеклассников стремления к познавательной деятельности и являются внешними по отношению к учебной деятельности: игровые, позиционные, оценочные;

» низкий уровень атрибуции успеха/неуспеха у пятой части учащихся. Учащиеся объясняют свои успехи и неудачи случаем, везением, удачным/неудачным стечением обстоятельств от них независящим.

» По сравнению с прошлым учебным годом количество учащихся с высоким уровнем школьной мотивации, незначительно возросло, а число учащихся с низким уровнем мотивации незначительно снизилось. Количество учащихся, которые склонны объяснять успехи и неудачи в учебной деятельности собственными усилиями и способностями (высокий уровень атрибуции

успеха/неуспеха), незначительно возросло. Показатели уровня сформированности умения выделять моральное содержание действий и поступков у учащихся, по сравнению с прошлым учебным годом, не изменились.

 

По результатам исследований организованы индивидуальные занятия с детьми и работают коррекционно-развивающие группы для детей с проблемными зонами в развитии личностных УУД.