BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалистаПсихолог ► Когда, как и почему дети и подростки интересуются наркотиками?
PDF Печать E-mail
Автор: МЕТОДИСТ, ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ - Кобылина Елена Валерьевна   

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

Когда, как и почему дети и подростки
интересуются наркотиками?

 

 

423kgwpog3444eg

 

Десять — двенадцать лет


Ребят интересует все, что связано с наркотиками — их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания

отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект — усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.

По данным американских исследователей, дети начинают эксперименты с приемом наркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива следующей возрастной группы.

 

Двенадцать — четырнадцать лет

Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана у них наркотиком не считается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотик немногие — из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.

О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно — органическая часть молодежной культуры).

Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.

 

 

Четырнадцать—шестнадцать лет

По отношению к наркотикам формируются три группы:

1. Употребляющие и сочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.

 

2. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

 

3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.

 

Шестнадцать —восемнадцать лет

Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики).

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.

Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики, как глобальную проблему. Первичную профилактику необходимо начинать на три года раньше возможного возникновения проблемы употребления ПАВ:

 

- начало употребления табакокурения – с 10 лет, профилактика – с 7 лет;

- возможная наркотизация – с 12 лет, профилактика – с 9 лет.

 

 

Когда возникает интерес к наркотикам?


8 - 11 лет.  Интересует все, что связано с наркотиками: действие, способ употребления. Незнакомое, запретное вызывает любопыт-ство. Активное употребление – чаще связано с токсическими веществами.

11 - 14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес, возможность употребления легких наркотиков. Появляется аддиктивное поведение. Употребляют клей, бензин, таблетки и пр.

14 - 17 лет.  Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с ПАВ.

 

Модели аддиктивного поведения
или пристрастия к наркотикам:


94932kfwi03o4gk43Успокаивающая модель – с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, тревожных подростков. Снять напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной и опасной действительности, от неразрешенных проблем. Для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии.

 

Коммуникативная модель – возникает в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Возникают чувства раскованности, безопасности, свободы, впечатление тесного контакта с окружающими. Прибегают – замкнутые, тревожные, эмоционально ранимые подростки.

 

Активизирующая модель – с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Неуверенность, низкая самооценка сменяются бесстрашием, уверенностью, раскованностью.

 

Гедонистическая модель – для получения удовольствия, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта. Фантастический мир состояние эйфории. Неумение развлечь себя и получить удовольствия иным способом.

 

Конформная модель – стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой. Желание подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается группы, в которую входит подросток.

 

Манипулятивная модель – для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации. Склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, эмоционально возбудимые, упрямые подростки.

 

Компенсаторная модель – необходимость компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. Реагирование на жизненные проблемы.