BAN-HEAD__PSIHOLOG

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ►

ГлавнаяОбщая информацияМнение специалиста ► Психолог
ПСИХОЛОГ
PDF Печать E-mail

 

 

Подросток в современном мире.

 

 

Автор: Фадеева Ольга Вячеславовна
педагог-психолог ТОПП «Валеоцентр»

 

 

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения. Потребительская идеология стала основополагающей в процессе развития общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения.

 

Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. Усвоенные системы ценностей передаются следующим поколениям.

 

438tghiw3hg9243h80utg0423ygh9234

 

В многообразии мира подростку тяжело ориентироваться, ему необходима поддержка взрослого. Микросреда, в которой развивается подросток, до недавнего времени была весьма неблагоприятна, хотя в последнее время видна тенденция к изменению ситуации, появляются ценностные ориентиры: на здоровый образ жизни, образование, культуру. Подросток еще может столкнуться в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу и в школе, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье).

 

Подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих.

 

Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков. Поэтому так важно, сегодня в школе создавать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение, т.к. в школе подросток проводит большую часть времени. Для развития личности школа может предоставить подростку возможность приобретать позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей, как свои собственные, подросток из этих элементов подражания формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению, мироощущению.

 

438tghiw3hg9243h80utg0423ygh92341

 

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует учить умению владеть эмоциями, справляться с гневом, агрессией, тревожностью, конфликтными ситуациями; научить конструктивным способам реагирования на критику, сопротивлению давления со стороны разных людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

 

Одним из позитивных средств, позволяющих решить проблемы является медиация. Медиация это альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника. Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора, на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. В школах создаются «Службы школьной

 

медиации». У подростков есть возможность учиться урегулировать конфликтные ситуации, найти пути решения коммуникативных проблем, научиться анализировать ошибки во взаимоотношениях между учащимися, учащимися и взрослыми. Все виды деятельности и мероприятия направлены на создание благоприятной атмосферы общения и сведение к минимуму конфликтных ситуаций в процессе обучения и общения. Повышение грамотности учащихся, педагогов и родителей в вопросах цивилизованных форм разрешения конфликтов.

 

 

 


Страница 1 из 27